Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стимульный материал. Инструкция для взрослых




Инструкция для детей.

Инструкция для взрослых.

«Вам сейчас будут показаны 24 рисунка. На каждом из них изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что может ответить ему другой человек. Напишите самый первый пришедший вам в голову ответ на листе бумаги, обозначив его соответствующим номером. Старайтесь работать как можно быстрее. Отнеситесь к заданию серьезно и не отделывайтесь шуткой. Не пытайтесь также воспользоваться подсказками».

«Я буду показывать тебе рисунки, на которых изображены люди в определенной ситуации. Человек слева что-то говорит, и его слова написаны сверху в квадрате. Представь себе, что может ответить ему другой человек. Будь серьезен и не старайся отделаться шуткой. Обдумай ситуацию и отвечай побыстрее».

 


 

 

Ключи

Алгоритм подсчета результатов методики:

Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией Розенцвейга, по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции.

По направлению реакции подразделяются на:

а) Экстрапунитивные. Реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица;

б) Интропунитивные. Реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя;

в) Импунитивные. Фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

Реакции различаются также с точки зрения их типов:

1. Препятственно-доминантные. Тип реакции «с фиксацией на препятствии». Препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные.

2. Самозащитные. Тип реакции «с фиксацией на самозащите». Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего «я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана.

3. Необходимо-упорствующие. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности». Постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

Для обозначения направления реакции используются буквы:

Е — экстрапунитивные реакции;

I — интропунитивные реакции;

М’ — импунитивные.

Типы реакций обозначаются следующими символами:

OD — «с фиксацией на препятствии»;

ED — «с фиксацией на самозащите»;

NP — «с фиксацией на удовлетворение потребности».

Из сочетаний этих 6 категорий получают 9 возможных и 2 дополнительных варианта. Вначале исследователь определяет направление реакции, содержащееся в ответе испытуемого (Е, I или М), а затем выявляет тип реакции: ED, OD или NP.

Смысловое содержания типов реакций, используемых при оценке ответов

(взрослый вариант)

OD ED NP
Е’.Если в ответе подчеркивается наличие препятствия. Например: «На улице сильный дождь. Мой плащ был очень кстати» (рис. 9). «А я рассчитывал, что мы с ней пойдем вместе» (рис. 8). Встречается главным образом в ситуациях с препятствием. Е. Враждебность, порицание направлены против кого-либо или чего-либо в окружении. Пример: «Разгар рабочего дня, а вашего заведующего нет на месте» (рис. 9). «Изношенный механизм, новыми их уже не сделать» (рис. 5). «Мы уходим, она сама виновата» (рис. 14). Е. Испытуемый активно отрицает свою вину за совершенный проступок. Пример: «В больнице лежит полно людей, при чем здесь я?» (рис. 21). e. Требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен разрешить эту ситуацию. Пример: «Все равно вы должны найти для меня эту книгу» (рис. 18). «Она могла бы объяснить нам, в чем дело» (рис. 20).
I’. Фрустрирующая ситуация интерпретируется как благоприятно-выгодно-полезная, как приносящая удовлетворение. Пример: «Мне одному будет даже проще» (рис. 15). «Зато теперь у меня будет время, чтобы дочитать книгу» (рис. 14). I. Порицание, осуждение направлено на самого себя, доминирует чувство вины, собственной неполноценности, угрызения совести. Пример: «Это я опять пришел не вовремя» (рис. 13). I. Субъект, признавая свою вину, отрицает ответственность, призывая на помощь смягчающие обстоятельства. Пример: «Но сегодня выходной, здесь нет ни одного ребенка, а я очень спешу» (рис. 19). i. Субъект сам берется разрешить фрустрирующую ситуацию, открыто признавая или намекая на свою виновность. Пример. «Как-нибудь сам выкручусь» (рис. 15). «Я сделаю все возможное, чтобы искупить свою вину» (рис. 21).
М’. Трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся к ее полному отрицанию. Пример: «Опоздал так опоздал» (рис. 4). М. Ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию, сведена до минимума, осуждение избегается. Пример: «Мы же не могли знать, что машина сломается» (рис. 4). m. Выражается надежда, что время, нормальный ход событий разрешат проблему, просто надо немного подождать, или же взаимопонимание и взаимоуступчивость устранят фрустрирующую ситуацию. Пример: «Подождем еще минут пять» (рис. 14). «Было бы хорошо, если бы это не повторилось» (рис. 11).

 

Смысловое содержания типов реакций, используемых при оценке ответов

(детский вариант)

OD ED NP
Е’. — «А что я буду есть?» (рис. 1); — «Если бы у меня был братишка, он бы починил» (рис. 3); — «А она мне так нравится» (рис. 5); — «Мне тоже надо с кем-то играть» (рис. 6).   Е. — «Я сплю, а ты не спишь, да?» (рис. 10); — «Я с тобой не дружу» (рис. 8); — «А вы выгнали из подъезда мою собаку» (рис. 7); Е. — «Нет, не много ошибок» (рис. 4); — «Я тоже умею играть» (рис. 6); — «Нет, я не обрывала твои цветы» (рис. 7). е. — «Вы должны отдать мне мяч» (рис. 16); — «Ребята, куда вы? Спасите меня!» (рис. 13); — «Тогда попроси кого-нибудь другого» (рис. 3).  
I’. — «Мне очень приятно спать» (рис. 10); — «Это я сам в руки попался. Я и хотел, чтобы ты меня поймал» (рис. 13); — «Нет, мне не больно. Я просто съехал с перил» (рис. 15); — «Зато теперь он стал вкуснее» (рис. 23).   I. — «Бери, я больше без разрешения не буду брать» (рис. 2); — «Простите, что помешал вам играть» (рис. 6); — «Я поступила плохо» (рас. 9); I. — «Я не хотела ее разбивать» (рис. 9); — «Я хотела посмотреть, а она упала» (рис. 9).   i. — «Тогда я отнесу ее в мастерскую» (рис. 3); — «Я сама куплю эту куклу» (рис. 5); — «Я тебе свою подарю» (рис. 9); — «Я в следующий раз этого не сделаю» (рис. 10).  
М’. — «Ну и что. Ну и качайся» (рис. 21); — «Я и сам к тебе не приду» (рис. 18); — «Все равно там будет неинтересно» (рис. 18); — «Уже ночь. Я и так уже должна спать» (рис. 10). М. — «Ну, если нет денег, можешь не покупать» (рис. 5); — «Я и правда маленький» (рис. 6); — «Ну ладно, ты выиграл» (рис. 8). m. — «Посплю, а потом пойду гулять» (рис. 10); — «Я сам пойду посплю» (рис. 11); — «Она сейчас высохнет. Высушится» (рис. 19); — «Когда ты уйдешь, я тоже покачаюсь» (рис. 21).

 

Так, ответ испытуемого в ситуации на рис.14 «Подождем еще минут пять» по направлению реакции является импунитивным (М), а по типу реакции - «с фиксацией на удовлетворение потребности» (NP).

Сочетанию тех или иных двух вариантов присваивается собственное буквенное значение. В том случае, если в ответе с экстрапунитивной, интропунитивной или импунитивной реакцией доминирует идея препятствия, добавляется значок «прим» (Е’, I’, М’). Тип реакции «с фиксацией на самозащите» обозначается прописными буквами без значка (Е, I, М). Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» обозначается строчными буквами (е, i, m). Экстра- и интропунитивные реакции самозащитного типа в ситуациях обвинения имеют еще два дополнительных варианта оценки, которые обозначаются символами Е и I Появление дополнительных вариантов подсчета E и I обусловлено разделением ситуации теста на два типа. В ситуациях «препятствия» реакция субъекта обычно направлена на фрустрирующую личность, а в ситуациях «обвинения» она чаще является выражением протеста, отстаивания своей невиновности, отвержения обвинения или упрека, короче - настойчивого самооправдания.

Проиллюстрируем все эти обозначения на примере ситуации на рис. 1. В этой ситуации персонаж слева (шофер) произносит: «Мне очень жаль, что мы забрызгали ваш костюм, хотя так старались объехать лужу».

Возможные варианты ответов на эти слова с оценкой их с помощью вышеописанных символов:

Е - «Как это неприятно».

I - «Я совсем не испачкался». (Субъект подчеркивает, как неприятно вовлекать во фрустрирующую ситуацию другое лицо.)

М - «Ничего не случилось, он немного забрызган водой».

Е - «Вы неуклюжи. Вы недотепа».

I - «Ну конечно, мне надо было остаться на тротуаре».

М - «Ничего особенного».

е - «Вам придется почистить».

i - «Я почищу».

m - «Ничего, высохнет».

Так как ответы бывают нередко в форме двух фраз или предложений, каждое из которых может иметь несколько отличную функцию, то в случае необходимости их можно обозначить двумя соответствующими символами. Например, если испытуемый говорит: «Сожалею, что явился причиной всего этого беспокойства, но буду рад исправить положение», то это обозначение будет: П. В большинстве случаев для оценки ответа достаточно одного счетного фактора.

Оценка большинства ответов зависит от одного фактора. Особый случай представляют взаимопроникающие или взаимосвязанные комбинации, используемые для ответов. За основу подсчета всегда принимается явное значение слов субъекта, и так как ответы нередко бывают в форме двух фраз или предложений, каждая из которых может иметь отличную функцию, то можно устанавливать за одной группой слов одну счетную величину, а за другой — другую. Полученные данные в виде буквенных выражений (Е, I, М, Е’, M’, I’, е, i, m) выносятся в таблицу.

Далее вычисляется GCR — коэффициент групповой конформности, или, иначе говоря, мера индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Он определяется путем сравнения ответов испытуемого со стандартными величинами, полученными путем статистического подсчета. Ситуаций, которые используются для сравнения, всего 14. Их значения представлены в следующей таблице.

№ рисунка Общая таблица. GCR для взрослых
OD ED NP
  М’ Е  
    I  
       
       
      i
      e
    Е  
       
       
    Е  
       
    Е m
      e
       
  Е’    
    Е;I  
       
  Е’   e
    I  
       
       
  М’    
       
  М’    

 

№ рисунка Возрастные группы (таблица GCR для детей)
6—7 лет 8-9 лет 10-11 лет 12-13 лет
         
  Е Е/m m m
    Е   Е;М
         
         
         
  I I I I
    I I/i I/i
         
  М’/Е     М
        I/m
  Е Е Е Е
  Е Е   I
  М’ М’ М’ М’
  I'   Е’;М’ M’
    Е M’/E M’
    m m е; m
         
  Е Е;I Е;I  
      i i
         
  I I I I
         
  m m m m
  10 ситуаций 12 ситуаций 12 ситуаций I5 ситуаций

В детском варианте количество ситуаций другое. Если ответ испытуемого идентичен стандартному, ставится знак +. Когда в качестве стандартного ответа даются два типа ответов на ситуацию, то достаточно, чтобы хотя бы один из ответов испытуемого совпадал со стандартным. В этом случае ответ также отмечается знаком +. Если ответ субъекта дает двойную оценку и одна из них соответствует стандартному, он оценивается в 0,5 балла. Если же ответ не соответствует стандартному, его обозначают знаком -. Оценки суммируются, считая каждый плюс за единицу, а минус за ноль. Затем исходя из 14 ситуаций для взрослых испытуемых или из 12 (15) ситуаций для детей вычисляется процентная величина GCR испытуемого.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.