Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные психологические понятия по теме




План

Темы для рефератов

1. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.

2. Научное и житейское понимание психологических явлений.

3. Моделирование как метод психологического исследования.

4. Проективные методы в психологии.

 

Литература

 

1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – М., 1977.

2. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази. – М.: Педагогика, 1982.

3. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М., 1984.

4. Мир философии: Книга для чтения. / Ч.2. Раздел 5. «Человек и его место в мире». – М., 1991.

5. Ольшанский, В.Б. Практическая психология для учителей / В.Б. Ольшанский. – М., 1994.

6. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов/ В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995.

7. Соколова, Е.Т. Проективные методы исследования личности / Е.Т. Соколова. – М., 1980.

8. Теплов, Б.М. Избранные труды: В 2-х т./ Б.М. Теплов. – М., 1985.

9. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – М., 1966.

 

Тема 2: Развитие психики в филогенезе. Сознание как интегративный способ бытия человека.

1.Стадии и уровни развития психики и поведения животных.

а) Стадия элементарной сенсорной психики.

б) Стадия перцептивной психики.

в) Отражение межпредметных связей (интеллектуальное поведение).

2. Сознание как философско-научная проблема. Бытие (онтология) сознания.

3. Сознание как осознанное социальное бытие.

4. Структура сознания.

5. Сознание и бессознательное.

 

Активность – всеобщее качество живой материи вступать во взаимодействие с окружающей средой.

Бессознательное – совокупность психических процессов, не представленных в сознании человека, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

Инстинкт – наследственно заложенные формы поведения.

Интеллектуальное поведение – тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и, выражающийся, прежде всего в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи.

Навык – автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения.

Подсознательное – совокупность актуально не осознаваемых психических процессов и состояний, способных оказывать заметное влияние на поведение человека и содержание его сознания.

Психика – свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира.

Раздражимость – свойственная всей живой материи способность изменять физиологическое состояние под влиянием факторов внешних раздражителей.

Рефлексия – способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Сенсорный уровень сознания – уровень сознания, связанный с работой органов чувств.

Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей.

Тропизмы – изменения направления движения растений под влиянием биологически значимых раздражителей.

Чувствительность – способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к биологически значимым раздражениям.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики?

2. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции?

3. Почему зайца легче научить «бить в барабан», а барсука «стирать белье», чем наоборот? Какой обобщенный вывод можно сделать о навыках животных?

4. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и мышления человека?

5. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом?

6. Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека?

7. Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Почему?

8. Как соотносятся психика и сознание?

9. Выделите основные предпосылки и условия возникновения сознания в филогенезе и онтогенезе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.