Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творческое содружество оператора и художника




Подготовка технических средств съемки

Операторская группа

Оператор работает над съемкой фильма совместно со своими

ассистентами.

Ассистент оператора является квалифицированным специа­

листом, выполняющим ответственную работу по подготовке всей

съемочной техники и материалов. Оператор вместе с ассистен­

тами подбирает аппаратуру, оптику и другие технические сред­

ства для съемки, подбирает негативную пленку, контролирует

лабораторную обработку негатива.

Ассистент оператора подготавливает технику для съемок

каждого объекта как в павильоне, так и на натуре, заполняет

необходимую документацию и заказы, связанные с организацией

съемочного процесса. Кроме того, ассистент оператора помо­

гает ему на съемке, выполняет порученные ему работы по уста­

новке освещения и съемке отдельных кадров.

Оператор комбинированных съемок непосредственно выпол­

няет съемку комбинированных кадров на основе разработанных

и согласованных с режиссером и главным оператором фильма

эскизов и технологии проведения съемок в соответствии с об­

щим изобразительным решением фильма в целом.

Оператор и его ассистенты заранее подготавливают опера­

торскую технику, съемочные средства и материалы. В этой ра­

боте им помогают цеха и отделы студии. Оператор знакомит

работников цехов и отделов со сценарием и с теми требова­

ниями, которые предъявляются к цеху или отделу по обслужи­

ванию кинокартины.

Основным отделом, обслуживающим оператора, является

о т д е л с ъ е м о ч н о й (о п е р а т о р с к о й) т е х н и к и. От­

сюда оператор получает съемочную аппаратуру, оптику, краны,

тележки, рельсы; этим же отделом назначаются механики, об­

служивающие аппаратуру и технику на съемке.

В обязанности отдела съемочной техники входит профилак­

тический осмотр и ремонт съемочного аппарата и оптики, юсти­

ровка аппаратов и оптики, определение характеристик свето­

фильтров и пр.

Д л я получения аппаратуры и приспособлений из отдела

ассистент оператора составляет соответствующие заявки и тре­

бования, оформляя их через директора группы и главного инже­

нера студии. Порядок оформления заявок и вся документация

ведется по установленной на данной студии форме.

34

Конструкции и устройства, необходимые для съемок, но не

имеющиеся в ц е х а х студии, специально конструируются по за­

казу оператора. Оператор может принимать участие в состав­

лении рабочих чертежей, следит за выполнением заказов и при­

нимает изготовленное оборудование.

Списки необходимой аппаратуры и оборудования состав­

ляются отдельно для съемок в павильоне и на натуре, в экспе­

диции.

Д л я полноценной творческой и производственной работы во

время съемок оператору необходима следующая аппаратура и

технические приспособления:

съемочные кинокамеры (синхронные, стационарные, ручные),

тележки, рельсы,

операторские краны,

операторская машина,

ветродуй или самолет,

поливочная или пожарная машина,

пиротехника (белый, черный, цветной дым и т. п.),

специальное оборудование (например, жироскопические го­

ловки, маятниковый штатив и т. д.),

комплект объективов, оптических приспособлений и свето­

фильтров.

Ассистент проводит необходимые предварительные испыта­

ния съемочной аппаратуры и оборудования к предстоящим

съемкам.

Во время этих испытаний проверяется стояние кадра, точ­

ность работы грейфера и контр грейфера, состояние фильмового

канала, разметка шкал оптики, совпадение плоскостей матового

стекла и пленки и состояние зеркального обтюратора, состояние

отдельных механизмов камеры (мотор, механизм наплыва,

фрикционы и т. д.).

О с в е т и т е л ь н ы й ц е х (светотехники) ведет всю ра­

боту по освещению объектов съемки, установке осветительной

аппаратуры в декорациях, вывозу на натуру осветительной ап­

паратуры и энергосиловых установок и обслуживанию их на

киносъемках.

Осветительная аппаратура обслуживается группой освети­

телей, возглавляемой бригадиром-осветителем, который при­

крепляется к съемочному коллективу на все время производства

фильма и является прямым помощником оператора.

Бригадир-осветитель устанавливает перед съемкой освети­

тельную аппаратуру по заданной операторской схеме, ведет под­

светку на натуре. Поэтому весьма важно, чтобы он знал поря­

док съемки отдельных кадров и характер освещения при съемке

каждого из этих кадров.

В обязанности бригадира-осветителя входит осуществление

специальных световых эффектов, таких, как вспышки молнии,

эффект горящей печи и т. д.

3*

Ц е х о б р а б о т к и п л е н к и (кинолаборатория) произво­

дит обработку снятого оператором негатива изображения, печать

текущего позитива, печать контрольных копий фильма.

Оператор непрестанно связан с лабораторией через специаль­

но выделенного ассистента, ведающего пленкой и ее лаборатор­

ной обработкой.

Заявка на обработку пленки и прочая документация выпол­

няется ассистентом оператора по принятым на производстве

формам и в установленном порядке.

Снятый негатив изображения отправляется для проявки в

лабораторию — ежедневно при съемке в павильоне или по

окончании съемки объекта на натуре. Обработанный негатив

изображения просматривается оператором только в случае на­

личия в нем каких-либо отклонений от нормы.

Просмотр текущего позитива обеспечивает контроль за ка­

чеством изображения.

П р и изготовлении позитивных копий по смонтированному

негативу оператор дает указания о характере печати отдельных

эпизодов и кадров по тону и цвету. Эта работа является весьма

важной, так как позитивные копии, изготовленные лаборато­

рией текущей печати, дают основное представление об изобра­

зительном качестве фильма.

Печать контрольной копии картины производится лабора­

торией студии под непосредственным наблюдением оператора

фильма за установкой света и цветовой настройки. Оператор

сообщает свой изобразительный замысел установщику света —

квалифицированному специалисту, который находит необходи­

мое техническое решение для выражения этого замысла в по­

зитиве фильма.

Копия утверждается оператором и звукооператором.

Проверка качества негатива и процесса его лабораторной

обработки позволяет оператору точно контролировать технику

своей работы над съемкой фильма: насколько правильно соблю­

дался экспонометрический режим, как построен баланс освеще­

ния объектов, обеспечивают ли технические качества негатива

задуманный художественный эффект на экране.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

Эпизоды фильма ставятся и снимаются в павильоне и на на­

туре. В павильоне съемка ведется в основном в декорациях.

Часто и на натуре применяется декорирование местности.

Кинодекорации с л у ж а т местом действия и характеризуют

обстановку, социальную и историческую среду, в которой проис­

ходят события фильма. Кроме того, декорации могут способ­

ствовать уточнению характеристики образа персонажа. Н а к о -

нец, от форм, фактуры и окраски декораций, предметов рекви­

зита, костюмов и т. д. во многом зависит колористическое и

тональное решение фильма.

Достаточно вспомнить изобразительно-декорационное оформ­

ление фильма «Дон Кихот» (режиссер Г. Козинцев, художник

Е. Еней, оператор А. Москвин) для того, чтобы ощутить, как

велика роль декораций в создании стилистики фильма, его общей

атмосферы, в формировании образного представления о герое.

Лучшие художники советской кинематографии, как С. Коз­

ловский, В. Егоров, А. У т к и н, Е. Еней, Н. Суворов, И. Шпинель

и другие, руководствуясь в своем творчестве методом социа­

листического реализма, создали выдающиеся образцы изобрази­

тельно-декорационного оформления фильмов как исторических,

так и современных1.

Выразительность кинодекорационного оформления зависит

не только от изобразительных качеств самой декорации, но и

от того, как ее осветит и снимет оператор. Поэтому творческое

содружество оператора и художника является необходимым

условием успешной работы над изобразительным решением

фильма. Образцы такого содружества мы видим в практике

совместной работы оператора А. Москвина и художника Е. Енея

(фильмы «Одна», кинотрилогия о Максиме, «Овод», «Дон Кихот»),

оператора Л. Косматова и художника И. Шпинеля (фильмы

«Поколение победителей», «Вольница», кинотрилогия «Хожде­

ние по мукам»), оператора В. Рапопорта и художника Б. Д у -

ленкова (кинотрилогия «Тихий Дон») и многих, многих других.

Эскиз декораций выполняется художником-постановщиком

и затем творчески обсуждается совместно с режиссером и опе­

ратором.

Оператор оценивает эскиз и проект архитектурной разра­

ботки декораций с позиций изобразительного решения фильма

на экране и производственных возможностей съемки. Архитек­

тура и планировка декораций должны предоставлять возмож­

ность построения всех задуманных мизансцен и выполнения

всех намеченных приемов съемки и освещения. Кроме того,

формы декораций, фактура и цвет материалов должны служить

хорошим фоном для фигур актеров в кадре.

В процессе обсуждения эскиза уточняется конструктивное

решение декораций и предметов обстановки. На основе эскиза

режиссер и оператор разрабатывают генеральную мизансцену

эпизода, намечают расположение предметов обстановки, увязы­

вая его с мизансценой и композицией кадра.

Эта предварительная работа может быть выражена в виде

графических зарисовок узловых кадров. Графическую разра-

1 Вопросы творчества кинохудожников и изобразительно-декорацион­

ного оформления фильма освещаются в специальном курсе, читаемом для

студентов операторского факультета.

ботку выполняет художник по указанию режиссера и при кон­

сультации оператора. Графическая разработка является формой

фиксации изобразительного замысла и служит наглядным мате­

риалом для подготовки к съемкам объекта.

Поскольку изобразительные достоинства декораций как

объекта съемки выявляются только на экране, взаимная твор­

ческая и производственная консультация оператора и худож­

ника является необходимым условием их работы.

Х у д о ж н и к вместе с оператором устанавливает фактуры и

материал отделки декораций.

Х у д о ж н и к и оператор совместно подбирают предметы обста­

новки и реквизита, конечно, при участии режиссера, определяют

архитектурную планировку декораций в зависимости от задач

построения мизансцен и изобразительно-монтажной композиции

кадров данного эпизода.

Так, например, декорация лестничных маршей из фильма

«Летят журавли» возникла не только как реальное место дей­

ствия, но и как съемочная площадка, необходимая для опреде­

ленного изобразительно-монтажного решения эпизода «проща­

ние Вероники с Борисом». Архитектурная конструкция декора­

ции была рассчитана с учетом применения съемки движущейся

камерой способом «лифтэффекта» — для прослеживания движе­

ний актера не по горизонтали, а по спирали. Иными словами,

декорация была сконструирована специально для осуществления

определенного творческого замысла.

Оператор консультирует художника по вопросам располо­

жения декорации в павильоне в связи с задачами ее освещения

или выполнения съемочных приемов или эффектов.

Особенно важна взаимная консультация оператора и худож­

ника при планировке осветительных лесов, установке рельс для

кинопанорамной съемки, разработке техники выполнения спе­

циальных постановочных эффектов (дождь, снег, пожар и т. п.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.