Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика стрессов и реакция на них




Динамика стрессов обусловлена эффектом адаптационного синдрома, который представляет собой модель реакции человека на воздействие стрессоров. Он включает три фазы (рис. 15.8):

фаза А: тревога — состояние возбуждения;

фаза Б: сопротивление — напряжение сил для противостояния стрессу;


 

 

       
 
   
Время
 

 

 


Рис. 15.8 Фазы адаптационного синдрома

фаза В: истощение — упадок сил вследствие истощения запасов адаптационных ресурсов.

Деятельность работника в организации изменяется в зависимости от фазы стресса и может характеризоваться тремя состояниями:

• мобилизация — рост интенсивности реакций, повышение четкости интеллектуально-познавательных процессов, активизация потенциала;

• дезадаптация — возникновение реакции торможения и снижение качества деятельности;

• дезорганизация — расстройство внутренней системы саморегуляции вследствие «запредельности» стресса.

Стресс вызывает изменения в поведении персонала, проявляющиеся в форме различных реакций на стрессы:

— приспособление к новой ситуации — сознательное или подсознательное стремление к восстановлению равновесия;

— фрустрация — состояние разочарования, безнадежности, депрессии;

— активная защита от стресса — смена вида деятельности для достижения душевного равновесия (спорт, музыка, живопись, рыбалка);

— активная релаксация — расслабление и повышение природной жизнестойкости человека.

Стресс проявляется в зависимости от способности человека работать с максимальной нагрузкой стрессовых факторов, обуславливающих индивидуальный временной предел стресса. Различают три типа личностей по устойчивости к стрессу:

• «волы» — лица, которые могут выдерживать большие длительные перегрузки, адаптируясь к стрессу;

• «кролики» — лица, которых даже небольшая дополнительная нагрузка может выбить из колеи, они избегают стресса;

• «львы» — лица, которых стресс мобилизует и они могут долго с полной отдачей работать на пределе своих возможностей.

Персонал организации по отношению к стрессам можно условно разделить на два типа (по М. Фридману):

— тип А — лица с повышенной агрессивностью, вовлеченностью в постоянную борьбу с целью достижения значительных успехов;

— тип Б — лица, сосредоточенные на саморазвитии и совершенствовании, не склонные к бурным внешним проявлениям успеха.

Личностную подверженность стрессам можно оценить на основе шкалы Т. Холмса и Р. Рея. В ней наиболее распространенные изменения в личной, семейной и трудовой сфере (появление новых обязанностей, несение дополнительной ответственности, смена места работы, переезд, бракосочетание, ремонт, болезнь, развод и др.) оценены в определенное количество баллов. Работники, набравшие более 300 баллов, на 80% подвержены риску испытать чрезмерный физиологический или психологический стресс.

Анализ модели стрессовой реакции указывает на наличие физиологических, психологических и поведенческих реакций на воздействие стрессоров. Схематично модель стрессовой реакции представлена на рис.

Стресс имеет тенденцию накапливаться, поэтому, анализируя стресс, необходимо принимать во внимание всю совокупность причин и обстоятельств стрессовой ситуации.

Рис. 15.9. Модель стрессовой реакции

 

Симптомы стресса и психическое состояние персонала

Стресс в пределах допустимого уровня оказывает позитивное, мобилизующее влияние: возрастают интенсивность труда, скорость выполнения операций, улучшаются внимание, реакция, повышаются результаты работы в целом. Высокий уровень стресса, а также длительное пребывание в стрессовом состоянии приводят к негативным последствиям в состоянии персонала.

Различают три группы симптомов (внешних признаков) стресса:

1) физиологические — негативные воздействия на все жизненно важные функции и здоровье человека (расстройства и заболевания);

2) психологические — отрицательные психологические состояния (утомление, беспокойство, тревога, страх, тоска, раздражительность);

3) поведенческие — негативные изменения в поведении и работоспособности человека (снижение производительности труда, нарушения дисциплины, конфликтность, антисоциальные поступки и др.).

Психические состояния персонала результате стрессов выступают в трех основных формах:

— утомление — временное снижение работоспособности под
влиянием стрессовых нагрузок. Проявляется в нарушениях основных функций и процессов, трансформации мотивов деятельности, падении качества работы;

— монотония — временное снижение работоспособности как результат однообразной деятельности. Формы проявления аналогичны, но работоспособность не прогрессивно падает, а колеблется;

— психическая напряженность — состояние возбуждения и повышенной активности вследствие ожидания неблагоприятного развития событий, которое быстро приводит к утомлению.

Психические состояния персонала под воздействием стрессов проявляются в следующих эмоциональных формах:

• гнев, раздражительность как излишне сильные отрицательные реакции на негативные факторы;

• возбужденность в виде излишнего уровня эмоционального ответа на воздействие внешней среды;

• переживание как тщательное, детальное обдумывание ситуации без объективной потребности в этом;

• грусть, тоска в виде пассивного переживания необратимых потерь;

• страх, тревога как ощущение угрозы биологическому и социальному существованию человека.

Состояния персонала вследствие дистрессов приводят к негативным последствиям, поэтому менеджеру необходимо эффективно управлять стрессами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.