Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 16. Оценка эффективности менеджмента




В методологии определения эффективности управления различаются показатели и критерии эффективности управления. Показатели эффективности количественно определяют полученный эффект, а критерии эффективности выражают качественные требования к выбору оптимального варианта деятельности управляемого объекта.

Достоверная оценка эффективности управления должна носить комплексный характер, что обеспечивается применением системы показателей эффективности управления, включающей:

— эффективность труда работников аппарата управления;

— эффективность процесса управления (функций, коммуникаций, принятия и реализации решений);

— эффективность системы управления (иерархии управления);

— эффективность механизма управления (структурно-функционального, финансового, маркетингового, социального, инновационного).

Критериями результативности деятельности организации (по Д. Синку) являются:

• действенность — степень достижения целей организации;

• экономичность — соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов;

• качество — соответствие характеристик продукции (услуг); стандартам и требованиям потребителей;

• прибыльность — соотношение между доходами и суммарным издержками;

• продуктивность — соотношение объема продукции (услуг) за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (трудовых, материальных, финансовых и др.);

• качество трудовой жизни — условия труда работников;

• инновационная активность — внедрение новшеств в различных функциональных областях деятельности организации.

Виды эффективности различаются по следующим признакам в зависимости от того, в каком аспекте оценивается деятельность организации и какие результаты принимаются во внимание:

— содержание — экономическая, социальная, технологическая, экологическая и др.;

— направленность — внутренняя и внешняя;

— элемент системы управления — эффективность объекта управления (основной деятельности) и эффективность субъекта управления (аппарата управления);

— критерии оценки — общая (организации в целом) и частная (системы управления персоналом, инвестициями, финансами, инновациями);

— формализация — количественная и качественная;

— период оценки — статическая и динамическая;

— характер оценки — прямая и косвенная.

На эффективность менеджмента оказывает влияние ряд факторов, ^которые могут быть:

внутренние — материально-технические ресурсы организации, характер деятельности, бизнес-процессы, профессионализм менеджмента и др.;

внешние — компоненты рыночной среды, социокультурные факторы, конкуренция, технологические достижения, политические, международные события и др.

Влияние факторов носит системный характер и проявляется комплексно. Каждый из них может оказывать как положительное, так и ^негативное воздействие на эффективность управления и деятельность организации в целом. Поэтому задача менеджера состоит в максимально полной реализации благоприятных возможностей и защите от угроз с целью минимизации возможных потерь.

При оценке эффективности управления необходимо наблюдение основного принципа измерения эффективности - взаимосвязи цели и результата деятельности. Любая деятельность всегда направлена на Достижение цели, хотя не всегда к ней приводит. Однако она обязательно заканчивается результатом, даже если последний не запланирован или не имеет положительной оценки. Деятельность может быть Признана эффективной, если конечный совокупный результат совпадает с поставленной целью, если же этого не достигнуто, то ее следует считать неэффективной. Таким образом, эффективность управления уценивается положительно, когда моделируемый результат адекватен условиям и задачам целеполагания (рис. 16.1).

Рис. 16.1. Взаимодействие цели и результата деятельности

Современной системе управления присуща множественность целей, обусловленная ее многокомпонентным составом. Это предопределяет другой принцип оценки эффективности управления — по нескольким критериям оптимальности. Вследствие этого для оценки эффективности управленческой деятельности следует использовать систему показателей, среди которых:

обобщающие показатели характеризуют результат хозяйственной деятельности и управления в целом (объем продаж, прибыль, рентабельность и др.);

частные показатели позволяют оценить эффективность использования отдельных ресурсов и видов деятельности (трудовых, финансовых, материально-технических ресурсов, эффективность управленческих решений, контроля и др.).

Для обоснованной оценки эффективности управления предприятием необходимо комплексное применение системы обобщающих и частных показателей.

В практической сфере наиболее распространенными являются:

экономическая эффективность — определяется количественными параметрами (экономия времени, затрат труда, прибыльность, сроокупаемости и др.);

социальная эффективность — характеризуется качественны ми показателями (повышение квалификации, улучшение условии труда и быта, формирование организационной культуры, удовлетворение запросов потребителей, завоевание общественного доверия и др.).

В целом оценка эффективности системы управления заключается в сопоставлении результатов управленческой деятельности (организации в целом) и затрат (ресурсов), связанных с функционирование системы управления с учетом фактора времени.

Существует несколько подходов к расчету экономических показателей, позволяющих прямо или косвенно оценить эффективность управления. Это следующие показатели.

Эффективность управления — Эу:

(16.1.)

где П- прибыль организации;

Ру – расходы на управление.

Коэффициент численности управленческих работников

 

(16.2.)

где Чу - численность работников аппарата управления;

Ч — общая численность работников организации.

Коэффициент расходов на управление — Кр.

 

(16.3.)

где Ру — расходы на управление;

Р — общие расходы организации.

Коэффициент расходов на управление на единицу реализованной продукции (оказанных услуг) — Кр0:

(16.4.)

 

где О — количество или объем реализованной продукции (оказанных услуг)

Коэффициент эффективности расходов на управление— К0р:

 

(16.5.)

Коэффициент эффективности управления за счет роста производительности труда — Кпр:

 

(16.6.)

 

Пр — производительность труда.

Данные показатели рассчитываются статично (фиксировано на конкретную дату), что лишает их информативности в полном объеме.

Целесообразным является определение динамической эффективности управления, обеспечивающей аналитическую основу для оценки динамики организационных процессов с учетом фактора времени.

Динамическая эффективность управления – Э дин:

(16.7.)

где Пt и П0- прибыль в отчетном и базисном периоде;

Рt и Р0 — расходы в отчетном и базисном периоде.

Реализация принципа системности в оценке эффективности управления требует ее совокупной оценки по комплексу динамических показателей, представляющих конечный результат как функцию от нескольких производных.

Совокупная оценка эффективности управления:

W = f(ПП; ППТ; Пу;Пф….Пi) (16.8.)

где Пп, Ппт, Пу, Пф,... Пi. — динамика показателей эффективности организации (прибыль, производительность труда, расходы на управление, фонд оплаты труда,... i-показатель).

Оценка экономической эффективности управления предприятием должна дополняться обоснованием социальной эффективности.

Повышение эффективности менеджмента

Согласно исследованию «образцовых компаний» (Т. Питере, Р. Уотермен), эффективный менеджмент определяется рядом характеристик:

• максимальное внимание потребителям;

• человек — главный ресурс организации;

• ориентация на действия;

• развитие самостоятельности и предприимчивости;

• ориентация на общефирменные ценности;

• верность своему делу;

• простота и скромность;

• сильные лидеры.

Одним из ведущих признаков является максимальное внимание к потребителям. Аксиома рыночной концепции управления состоит в том, что вся деятельность современной компании должна быть подчинена удовлетворению запросов и нужд потребителей. Это подчеркивается изображением перевернутой основанием вверх пирамиды, в которой персонал, непосредственно контактирующий с потребителями, представляется как важнейшая категория работников компании.

Важнейшими задачами эффективного менеджмента XXI в. являются создание и развитие в организации:

• культуры нового типа, основанной на развитии и применении
методов интеллектуального многоцелевого руководства, социально
ответственности менеджмента;

• условий и стимулов для эффективного развития и использования человеческого капитала организации;

• постоянное генерирование многоцелевых, инновационных,
интеллектуальных стратегий развития, направленных на достижение

максимальных конкурентных преимуществ.

Факторы повышения эффективности менеджмента различаются по следующим признакам:

— содержание — организационные, экономические, технические, физиологические, социально-психологические;

— форма воздействия — прямые и косвенные;

— продолжительность воздействия — кратковременные и длительные;

— степень формализации — формализуемые (количественные) и неформализуемые (качественные).

Повышение эффективности менеджмента в современной организации должно осуществляться на основе системного подхода, затрагивающего все ее основные элементы. Примером такого рассмотрения является «схема 7-С» компании МакКинси, разработанная Т. Питерсом и Р. Уотерманом (рис. 16.2)

В данной схеме выделены семь взаимосвязанных направлений анализа, оценки и совершенствования системы управления организацией: стратегия (strategy), структура (structure), система и процедуры управления (systems), совместные ценности (shared values), совокупность навыков и умений (skills), стиль управления (style), состав персонала (staff). Таким образом, повышение эффективности управления организацией должно быть основано на следующих ключевых направлениях:

• выработка эффективной стратегии развития;


• совершенствование структуры управления;

 

 

Рис. 16.2 «Схема 7-С» компании МакКинси»

 

 

• разработка эффективных организационных процессов и ин формационных систем;

• выработка совместных ценностей и формирование продуктивной организационной культуры;

• повышение квалификации персонала;

• выработка эффективного стиля управления;

• совершенствование состава персонала.

Повышение эффективности менеджмента может начинаться с любого элемента, совершенствование которого для организации наиба лее актуально, но следует иметь в виду взаимосвязь элементов друг с другом.

С учетом структуры организационных взаимосвязей повышение эффективности менеджмента в современной организации должны питать несколько источников:

• индивидуальная эффективность — обеспечивается максимально полной реализацией потенциала личности каждого работника за счет мобилизации способностей, умений, знаний, навыков, отношений, мотивации персонала;

• групповая эффективность — достигается на основе эффективного командного взаимодействия внутри рабочих групп и различи групповых образований между собой путем совершенствования лидерства, структуры, статуса, ролей, норм, взаимосвязей;

• организационная эффективность — формируется концентрацией менеджмента на вопросах стратегического планирования, внедрением принципов самоорганизации и самоконтроля, повышением рыночной устойчивости и конкурентоспособности за счет совершенствования технологий, макрокомпетенции, структуры, процесса культуры организации.

Повышение эффективности менеджмента должно рассматривался в первую очередь в стратегическом контексте. Это достигается разработкой и реализацией эффективной бизнес-стратегии, обеспечивающей повышение конкурентоспособности организации в постоянно меняющейся рыночной среде в условиях жесткой конкуренции глобализации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 5949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.