Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доходы местных бюджетов




Система муниципальных финансов

 

Финансовые ресурсы местного самоуправления и их классификация

 

Правовые основы и принципы организации муниципальных финансов изложены в главе 1. В настоящем разделе рассматриваются вопросы формирования и расходования финансовых ресурсов местного самоуправления, в разделе 6.9 будут рассмотрены технологии и инструменты управления муниципальными финансами.

Финансовые ресурсы местного самоуправления классифицируются по различным признакам:

налоговые и неналоговые (к неналоговым относятся доходы от использования муниципального имущества и предоставления муниципальных услуг);

собранные на территории муниципального образования и полученные от других уровней бюджетной системы в порядке бюджетного регулирования;

законодательно закрепленные (собственные) и полученные от государства целевым назначением (субвенции) для выполнения отдельных государственных полномочий;

принадлежащие муниципальному образованию и заемные;

входящие в состав муниципальной казны и принадлежащие муниципальным предприятиям и учреждениям.

Для обеспечения единой методологии и сопоставимости показателей бюджетов всех уровней в РФ введена единая бюджетная классификация, установленная Федеральным законом "О бюджетной классификации РФ". Органы местного самоуправления (как и органы представительной власти субъектов РФ) вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Федеральный закон 2003 года разграничил источники доходов и расходные полномочия между муниципальными образованиями разных типов (поселениями, муниципальными районами и городскими округами), установил принципы выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований и процедуры финансирования отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления. Конкретные перечни и ставки налоговых платежей, поступающих в бюджеты муниципальных образований разных типов, установлены новым Бюджетным кодексом РФ.

 

 

Источники доходов местных бюджетов показаны на рис. 6.8.1.

К имущественным доходам местных бюджетов относятся доходы от приватизации, реализации, сдачи в аренду муниципального имущества, установленная законодательством доля доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, платежи в местные бюджеты за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с федеральными законами. В Федеральном законе 1995 года к доходам местных бюджетов относились также доходы от местных займов и лотерей, муниципальных ценных бумаг, а также финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления для компенсации потерь, вызванных решениями органов государственной власти в процессе исполнения бюджета. В Федеральном законе 2003 года эти источники не упоминаются.

Направлениями увеличения доходов местных бюджетов могут быть:

увеличение налогооблагаемой базы (налогового контингента) за счет поддержки развития промышленности и малого бизнеса на территории муниципального образования;

повышение эффективности использования муниципального имущества, включая землю. В качестве регуляторов могут выступать ставки арендной платы за землю, нежилые помещения и другое имущество, их умелая дифференциация в зависимости от местоположения, инфраструктурной обеспеченности, вида деятельности;

повышение эффективности работы муниципальных предприятий и учреждений;

организация работы по оперативному учету и погашению задолженности перед бюджетом, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет;

применение методики оценки социально-экономических и финансовых последствий предоставления льгот, в том числе в виде пониженной ставки по уплате налогов и сборов;

организация учета и планирования доходов бюджета от предпринимательской деятельности в целях их повышения;

разработка эффективных инвестиционных и социально значимых проектов и программ, под которые могут быть получены на условиях софинансирования субсидии из соответствующих фондов субъектов РФ;

использование в отдельных случаях заемных средств.

 

┌─────────────────────────┐

│ Доходы местных бюджетов │

└────┬────────────────┬───┘

┌───────────────────────────┴────┐ ┌────────┴──────────────────────────┐

│ Собранные на территории │ │ Полученные из бюджетов других │

│ муниципального образования │ │ уровней │

└┬───────────────────────────────┘ └┬──────────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌────────────────────────────────┐

├─┤Местные налоги и сборы │ ├─┤Дотации на выравнивание│

│ └─────────────────────────────┘ │ │бюджетной обеспеченности │

│ ┌─────────────────────────────┐ │ └────────────────────────────────┘

├─┤Законодательно закрепленные│ │ ┌────────────────────────────────┐

│ │доли федеральных и│ │ │Субсидии для долевого│

│ │региональных налогов │ ├─┤финансирования инвестиционных│

│ └─────────────────────────────┘ │ │программ и проектов │

│ ┌─────────────────────────────┐ │ └────────────────────────────────┘

├─┤Имущественные доходы │ │ ┌────────────────────────────────┐

│ └─────────────────────────────┘ │ │Субсидии для долевого│

│ ┌─────────────────────────────┐ ├─┤финансирования приоритетных│

│ │Средства самообложения│ │ │социально значимых расходов│

├─┤граждан │ │ │муниципальных образований │

│ └─────────────────────────────┘ │ └────────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌────────────────────────────────┐

├─┤Часть прибыли муниципальных│ │ │Субвенции на осуществление│

│ │предприятий │ ├─┤отдельных государственных│

│ └─────────────────────────────┘ │ │полномочий │

│ ┌─────────────────────────────┐ │ └────────────────────────────────┘

│ │Часть доходов от оказания│ │ ┌────────────────────────────────┐

│ │платных услуг органами│ └─┤Иная финансовая помощь │

├─┤местного самоуправления и│ └────────────────────────────────┘

│ │муниципальными учреждениями │

│ └─────────────────────────────┤

│ ┌─────────────────────────────┐

│ │Штрафы, зачисляемые в местные│

├─┤бюджеты │

│ └─────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────┐

└─┤Другие источники │

└─────────────────────────────┘

 

Рис. 6.8.1. Доходы местных бюджетов (согласно Федеральному закону

2003 года)

 

Вопрос о дотациях как источнике доходов местных бюджетов рассматривается ниже.

Серьезной проблемой для обеспечения доходов местных бюджетов является собираемость налогов. Для ее повышения органы местного самоуправления взаимодействуют с территориальными налоговыми органами, оказывают содействие их работе, осуществляют взаимообмен информацией.

Еще одним дополнительным источником доходов для крупных муниципальных образований (с числом жителей более 200 тысяч человек) может быть Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов, образованный Правительством РФ в составе федерального бюджета с целью активизации деятельности по финансовому оздоровлению, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Субсидии из этого фонда предоставляются на конкурсной основе муниципальным образованиям, осуществившим программы реформирования муниципальных финансов. В программе реформирования муниципальных финансов могут быть учтены такие мероприятия, как реформирование бюджетного процесса, совершенствование системы управления инвестициями, реформирование системы муниципального заказа, повышение эффективности использования муниципального имущества, внедрение среднесрочного финансового планирования, повышение открытости управления муниципальными финансами и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.