Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее представление о групповой психотерапии




Возникновение групповой психотерапии в собствен­ном смысле слова исследователи относят к 1904—1905 гг., связывая этот момент с врачебной деятельностью И. В. Вяземского (Россия) и Дж. Прэтта (США).

Первой попыткой дать научно-теоретическое объяс­нение происходящим в группе процессам излечения следует считать теорию «животного магнетизма» Фран­ца-Антона Месмера — австрийского врача, практиковав­шего в Париже в конце XVIII в.

Суть этой теории заключалась в следующем: существует некий магнетический флюид, который в случае неравно­мерного распределения внутри организма человека порож­дает болезнь; задача врача с помощью специальных мани­пуляций гармонично перераспределить флюиды и тем са­мым излечить больного {Л. Шерток, Р. де Соссюр, 1991).

Во врачебной деятельности Месмера обнаружились со­циально-психологические эффекты, связанные с межлич­ностным взаимодействием врача и больного (установление раппорта, внушение), с целебным влиянием группы (часто участники фуппового сеанса были связаны друг с другом веревкой для лучшей «циркуляции флюида» — и действите­льно излечение в группе проходило лучше в результате пси­хического заражения) (по Л. ШертокуиР. де Сосюру, 1991).

Фактически до середины XIX в. эти эффекты не изуча­лись исследователями. Шотландский врач Дж. Брейд(IS43) предложил вместо термина «животный магнетизм», вызы­вавшего так много жарких словесных баталий, термин «гипнотизм», увязывая психологический механизм месме-ровского излечения со сном (по-гречески hypnos — сон). Гипнотические явления в этот период вызывали офомней-ший интерес психиатров, интерпретировавших происходя­щие при гипнозе процессы порой совершенно по-разному.

Хорошо известна дискуссия между Сальпетриерской и Нансийской психиатрическими школами о значении и психологических механизмах гипноза (1880—1890 годы). В этой дискуссии победа осталась за точкой зрения И. Бер-нгейма, утверждавшего, что гипнотическое состояние — это сужение сознания в результате концентрации внима­ния под воздействием внушения (лидер Сальпетриерской школы Ж. Шарко считал гипнотическое состояние своего рода искусственно сформированным неврозом). Причем внушение является общим психологическим феноменом, проявляющимся в межличностных отношениях; в форме гетеро— и аутосуггестии внушение приводит к некритиче­скому усвоению определенных убеждений, суждений чувств (S. Leder, T. Wysokinska-Gasior, 1990).

Хотя в официальной медицинской науке отношение к гипнозу оставалось довольно скептическим, практики ак­тивно применяли его. Примером может служить О. Вет-терстранд, использовавший гипноз при групповом лече­нии алкоголиков. Среди отеяественных специалистов, применявших гипноз для психотерапевтической работы с неврозами, умственным недоразвитием, некоторыми сома­тическими заболеваниями, следует назвать В. М. Бехтерева. Во время первой мировой войны в немецкой армии гипноз приме­нялся для лечения солдат с симптомами «военного невроза», вызванно-' го истерией.

Сказанное выше указывает нам один из важнейших факторов, оказавших влияние на возникновение группо­вых форм психологической работы, - психотерапию, бази­рующуюся на использовании гипнотических воздействий.

Использовались групповые методы психотерапии и в психоанализе. Хотя сам 3. Фрейд никогда даже не пытался проводить групповую психотерапию, целый ряд его после­дователей активно использовал психоаналитическое лече­ние или его варианты в группах.

В первую очередь нужно назвать Альфреда Адлера, бли­жайшего ученика Фрейда, который, в отличие от своего учителя, придавал большое значение социальному кон­тексту развития личности и формирования ее ценностей и жизненных целей: именно группа, по его мнению, оказы­вает воздействие на цели и ценности и помогает их моди­фицировать. Адлер, возможно, под влиянием собствен­ных левых убеждений, создает центры групповых занятий, ориентированные не на элитарную психоаналитическую работу (как это было распространено в Европе), а на лече­ние представителей пролетариата — больных алкоголиз­мом, неврозами, людей с сексуальными нарушениями. Он организовал детские терапевтические группы, в которых применялись методы общей дискуссии и обсуждения проблем с участием родителей.

Психотерапевтами, использовавшими психоанализ в группе, были Л: Уэндер, П. Шильдер, Т. Барроу (он, кстати, первым предложил термин «групповой анализ»), А. Вольф

(в пику Барроу считал более верным термин «анализ в группе», он же ввел альтернативное собрание группы, проводившееся без психотерапевта) и другие.

В американской психотерапии психоаналитики активно применяли групповые методы в частной медицинской прак­тике в отличие от своих европейских коллег, вынужденных обратиться к групповой психотерапии только во время вто­рой мировой войны в виду необходимости лечения большо­го количества пациентов с психическими нарушениями. Стали активно применяться методы эмоционального отреа-гирования в группе, кроме того, проявилась тенденция к де­мократизации отношений пациентов и персонала, привед­шая к концепции «терапевтического сообщества».

Известный практик — групповой психотерапевт С. Славсон организовал психоаналитические группы для детей и подростков; важной идеей, определявшей их фун­кционирование, было положение о «групповой психоте­рапии через активность» — лечении через участие во взаи­модействии {S. Leder, T. Wysokinska-Gasior, 1990).

Говоря о групповой психотерапии, нельзя не вспомнить о Джекобе Мо­рено, легендарном челове­ке, создавшем психодра­му, предложившем в 1932 г. сам термин «груп­повая психотерапия», организовавшем первую професси­ональную ассоциацию групповых психотерапевтов, осно­вавшем первый профессиональный журнал по групповой психотерапии. Неспроста последователи Морено считают его отцом групповой психотерапии (что, впрочем, не со­всем справедливо, как мы могли убедиться выше — груп­повые методы лечения психических расстройств возникли задолго до него).

Заметим, что большинство школ групповой психоте­рапии возникло в русле основных направлений мировой психологической науки — психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, гуманистической психологии — или в результате причудливого сочетания различных теорети­ческих подходов (так, например, гештальттерапию Ф. Перлза можно считать гармоничным соединением и развитием идей психоанализа, гештальтпсихологии и фе­номенологического подхода). Телесно-ориентированная

Морено Джекоб Леей (1892—1974) -американский психиатр и психо­лог; создатель таких практико-ори-ентированных психологических на­правлений, как социометрия и пси­ходрама.

терапия В. Райха имеет свои корни в классическом психо­анализе, нейролингвистические программисты — плоть от плоти современного необихевиоризма, клиент-центриро-ванная психотерапия К. Роджерса совершенно очевидно базируется на идеях экзистенциально-гуманистического подхода. Однако академическая наука долго не восприни­мала групповые формы психологической и психотерапев­тической работы всерьез, считая более важными фунда­ментальные исследования.

У нас в стране наиболее разработанной является пато­генетическая психотерапия неврозов, в основе которой лежат принципы психологии отношений В. Н. Мясищвва (Либих С. С, 1974; Исурина Г. Л., 1983; Карвасарский Б. Д., 1985, 1990; Свядощ А. М., 1971; Эйдемиллер Э. Г., Юстиц-кийВ. В., 1990 и др.).

Суть патогенетической психотерапии заключается в из­менении нарушенной системы отношений больного, в кор­рекции неадекватных эмоциональных реакций и форм по­ведения, необходимой предпосылкой которых является до­стижение больным понимания причинно-следственных связей между особенностями его системы отношений и за­болеванием. Следствием искажений в области социального восприятия, возникающих в результате конфликтности самооценки, является тот факт, что больной неверно ис­толковывает мотивацию партнеров по общению, недоста­точно адекватно реагирует на возникающие межличност­ные ситуации, все его внимание сосредоточивается не на разрешении реальных проблем, а на сохранении представ­ления о значимости своего «Я» как в собственных глазах, так и в глазах окружающих. Понимание этого аспекта не­вротических нарушений позволяет широко использовать патогенетический метод не только в индивидуальной пси­хотерапии, но и в групповой форме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.