Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 2




Решение практических задач.

Экскурс в профессиональное поле.

· Подтвердить этапы развития значений слов примерами из материалов обследования детей с ОПФР.

· Проблема формирования и передачи смысла при речевом общении (у нормальных детей и детей с ОПФР).

· Нарушение в усвоении значений слов детьми с ОПФР: феномен «отчуждения» звуковой оболочки слова от смысла; неточное употребление слов по значению; расширение, сужение и смешение значения слов.

· Проблема поиска методических путей формирования значенийслов и понятий.

· Проблема усвоения значения слова как части общеречевого механизма.

· Адаптировать методику исследования значений и понятий для детей с ОПФР (А.Р. Лурия).

· Выявить особенности развития значения слов у детей с ОПФР.

· Наметить практические выводы для словарной работы с младшими учащимися специальных общеобразовательных школ.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Лурия. А.Р. Язык и сознание. – М., 1979.

2. Глухов В.П. Основы психолингвистики: уч. пос. для студ. пед. Вузов /В.П. Глухов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351 c; - (Высшая школа).

3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М., 1997., с. 320.

4. Шахнарович А.М., Тарасов Ю.Б. Теоретические и прикладные проблемы речевой коммуникации. – М., 1989., с. 472.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: Учебное пособие /В.А. Маслова. – Мн.: ТетраСистема, 2004. – 256 с.

2. Психолингвистика: Уч. пос. для вузов /Под ред. Т.Н. Ушаковой, - М.: ПЕРСЭ, 2006. – 416 с.

 

Тема: «ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ»

Задачи:

· уточнить и расширить знания о деятельностном и уровневом характере процесса восприятия и понимания речи;

· углубить сведения о механизмах обработки речевого сигнала в процессе смыслового восприятия; об условиях понимания фонем, слов, предложений, текстов;

· показать условия и факторы, определяющие понимание различных языковых единиц коммуникантами;

· учить устанавливать связи между различными трактовками уровней восприятия и понимания речи.

Понятийный аппарат: импрессивная речь, фонематическое восприятие, парадигматический и синтагматический принципы отношений языковых единиц, уровни восприятия речи; «моторная», «акустическая», «анализ через синтез» теории восприятия речи.

Вопросы для обсуждения:

· Логико-грамматические конструкции в языке.

· Уровни восприятия и понимания речевого сообщения.

· Механизм обработки речевого сигнала.

· Принципы классификаций уровней понимания текста.

· Методы исследования импрессивной речи.

Варианты вопросов и заданий для контроля знаний.

1. Законспектировать главу «Исследование импрессивной речи» по книге А.Р. Лурия «Высшие корковые функции человека» с. 381 397, 446 - 450. М., 1973.

2. Письменно дать определения двух видов (способов) организации речи - синтагматического и парадигматического (из различных научных источников), привести свои примеры словесных синтагм и парадигм.

3. Адаптировать языковой материал и приемы исследования импрессивной речи применительно к младшим школьникам с проблемами в развитии (с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта).

4. Перечислить виды парадигматических компонентов (логико-грамматических конструкций), входящих в структуру сложных фраз. Охарактеризовать отношения между явлениями окружающей действительности, стоящие за этими конструкциями, соотнести их между собой (пространственные, временные, сравнительные, причинно-следственные, инвертированные, атрибутивные, обратимые и др.), сравнить языковые коды (средства) их выражения.

5. Изучить методы исследования импрессивной речи в психологической литературе.

6. Провести психологическое констатирующее исследование состояния импрессивной речи младших учащихся, оформить протокол исследования с анализом полученных результатов.

7. Изучить методы исследования импрессивной речи в психологической литературе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.