Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 133




Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Конституционное закрепление гарантий прав местного самоуправления является важнейшим условием его становления и эффективного функционирования. Конституция Российской Федерации в обобщенной форме закрепляет узловые вопросы системы гарантий местного самоуправления. Наиболее полно они раскрываются в федеральном законодательстве и законодательстве (правотворчестве) субъектов Российской Федерации.

Защита прав местного самоуправления с использованием средств гражданского, уголовного и административного судопроизводства - один из наиболее действенных способов восстановления требований законодательных и иных нормативных правовых актов. В правовом государстве, а Россия по настоящей Конституции провозглашена именно правовым государством (статья 1), судебный порядок защиты и восстановления нарушенных прав граждан и организаций является нормой поведения. Ведь лишь закон как единая и универсальная для всех мера должного поведения может служить арбитром в возникающих спорах, в равной степени заинтересованным в защите интересов и государства, и граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Действующая Конституция содержит ряд положений, которые в общей форме закрепляют политические, правовые, социальные и иные гарантии участия граждан в решении вопросов местной жизни. Она гарантирует гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в референдуме. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Эти конституционные запреты не следует понимать как общетеоретические, декларативные формулы. Принципиальное отличие настоящей Конституции Российской Федерации от предшествующих состоит в том, что в соответствии со статьей 15 она имеет прямое действие, и потому восстановление гражданами любых нарушенных законных прав на участие в местном самоуправлении может быть осуществлено в судебном порядке. Исковые заявления по этим вопросам рассматриваются судами по месту жительства граждан.

Согласно статье 12 Конституции, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако это обстоятельство не означает, что действия органов местного самоуправления, принимаемые ими акты не влекут правовых последствий. Решения, принятые органами местного самоуправления в пределах их полномочий, обязательны для исполнения. Они могут быть отменены лишь в судебном порядке. Более того, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, а также их должностные лица и граждане возмещают ущерб, причиненный их действиями или бездействием интересам населения на соответствующей территории, несут иную юридическую ответственность.

Органы местного самоуправления вправе вносить представления в соответствующие органы о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в невыполнении требований актов органов местного самоуправления. Представление рассматривается в 15-дневный срок со дня его получения. В соответствии с законодательством о местном самоуправлении на должностных лиц и граждан в судебном порядке может быть наложен штраф в размере от одного до пяти установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда, в порядке административной ответственности за невыполнение решений представительного органа местного самоуправления и местной администрации, принятых в пределах их компетенции. Такое дело рассматривается судьей единолично в семидневный срок. Постановление судьи может быть отменено или изменено председателем вышестоящего суда, а также самим судьей по протесту прокурора.

Если государственные органы, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения своими актами нарушают права и законные интересы граждан, проживающих на данной территории, права самих органов местного самоуправления, то последние вправе обращаться в суд или арбитражный суд с требованиями о признании недействительными таких актов. До принятия решения судебными органами исполнение опротестованных актов может быть приостановлено органами местного самоуправления.

Вместе с тем деятельность самих органов местного самоуправления должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и законодательства. Так, по решению суда или арбитражного суда за счет собственных средств органы местного самоуправления возмещают ущерб, причиненный неправомерными решениями и действиями предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Незаконные акты органов местного самоуправления подлежат опротестованию прокурором. Если в течение десяти дней протест прокурора не рассмотрен либо отклонен, то прокурор вправе обратиться в суд.

Законодательство предусматривает судебный порядок разрешения споров, возникающих между органами местного самоуправления, в частности споров имущественного характера. Имущественные споры рассматриваются арбитражными судами в соответствии с нормами арбитражно-процессуального законодательства. Если по спорам между органами местного самоуправления была создана согласительная комиссия, то ее решение тоже может быть обжаловано в суд. Эффективное функционирование системы местного самоуправления невозможно без развития различных форм территориального общественного самоуправления населения, права и законные интересы которого также нуждаются в судебной и иной защите. Регистрацию органов территориального общественного самоуправления осуществляет местная администрация. С этого момента они могут наделяться правами юридического лица и быть самостоятельными при осуществлении своих полномочий. Отказ в регистрации органа территориального общественного самоуправления может быть обжалован в суд. Кроме того, судебный порядок рассмотрения исков органов территориального общественного самоуправления предусматривается в случаях защиты ими нарушенных прав и законных интересов граждан, а также в случаях несогласия с досрочным прекращением полномочий органа территориального общественного самоуправления по инициативе органа местного самоуправления.

Самостоятельность и независимость органов местного самоуправления определяется законодательным закреплением только им принадлежащих полномочий, экономической основы местного самоуправления и финансовых ресурсов, а также закреплением условий, позволяющих создать необходимые организационные, правовые и иные предпосылки реализации возложенных на них функций. К числу таких предпосылок может быть отнесен принцип восполнимости затрат, которые дополнительно вынуждены нести органы местного самоуправления, выполняя решения вышестоящих органов.

Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, осуществляется за счет федерального бюджета, бюджетов республик в составе Российской Федерации и других субъектов Федерации, соответствующих местных бюджетов, когда доходы местных бюджетов уменьшаются или расходы увеличиваются. Отказ в предоставлении такой компенсации может рассматриваться как нарушение прав органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе получить полную компенсацию за ущерб и в случаях, когда происходит отчуждение в государственную собственность объектов муниципальной собственности. Компенсационный подход, применяемый при выполнении органами местного самоуправления решений вышестоящих органов, обусловлен прежде всего тем, что муниципальная собственность является достоянием всего населения соответствующей территории, а объекты, составляющие экономическую основу местного самоуправления, служат источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворения потребностей населения на соответствующей территории. Поэтому органы местного самоуправления несут ответственность перед населением за правильное и рациональное использование этого достояния.

Правовое положение органов местного самоуправления, установленное Конституцией России и федеральными законами, не может быть ограничено органами государственной власти. Акты государственных органов, нарушающие права органов местного самоуправления и вступающие в противоречие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, подлежат отмене. Органы государственной власти не вправе самостоятельно рассматривать и решать вопросы, которые законодательством отнесены к ведению органов местного самоуправления. Исключение допускается лишь в интересах обеспечения государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты прав и свобод граждан. Вместе с тем федеральные органы, а также органы власти субъектов Федерации обязаны рассматривать и учитывать в своей деятельности предложения органов местного самоуправления и сообщать им результаты рассмотрения этих предложений.

Органы местного самоуправления вправе на договорной основе передавать часть своих полномочий, как органам государственной власти, так и иным органам местного самоуправления. Договорный порядок делегирования полномочий применяется и в отношении органов территориального общественного самоуправления населения. В соответствии с этими договорами не только определяется круг вопросов, представляющих взаимный интерес для договаривающихся сторон, но и устанавливается порядок принятия решения по ним и контроля за их выполнением.

ГЛАВА 9 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ

Конституция как основной закон - акт долговременного действия, юридическим свойством которого является стабильность, т.е. устойчивость его содержания. Стабильность Конституции - важнейшее условие устойчивости режима законности, организации и осуществления государственной власти, отношений между личностью, обществом и государством. Однако стабильность Конституции не означает ее абсолютной неизменяемости. Общественные отношения, закрепленные в момент принятия Конституции, развиваются, меняется и соотношение социально-политических сил. Все это требует периодического приведения конституционных предписаний в соответствие с происходящими изменениями. Когда такие изменения затрагивают основы конституционного строя, может возникнуть потребность замены действующей Конституции новой. Но частичный или полный пересмотр действующей Конституции может быть оправдан только в том случае, если изменения общественных отношений, составляющих ее содержание, или соотношения социально-политических сил носят действительно существенный характер. В противном случае Конституция теряет свою стабильность, как это произошло с Конституцией Российской Федерации 1978 года, в которую за период 1991-1993 годов было внесено более 300 поправок.

Гарантией стабильности Конституции является особый порядок ее пересмотра. Положения настоящей главы существенно изменили процедуру частичного и полного пересмотра Конституции, которая предусматривалась всеми ранее действовавшими российскими основными законами. Прежде всего они усилили «жесткость» Конституции, значительно усложнив процедуру ее частичного или полного пересмотра, внеся в нее ряд принципиально новых моментов. К ним относятся: во-первых, обусловленность этой процедуры иерархией конституционных норм, различающихся по своей значимости; во-вторых, приведение этой процедуры в полное соответствие с принципом федерализма, закрепленного статьями 1 и 5 Конституции; в-третьих, образование нового органа в лице Конституционного Собрания, исключительной компетенцией которого являются разработка и принятие проекта новой Конституции; в-четвертых, использование института референдума для принятия новой Конституции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.