Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 136




Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

В отличие от изменения положений глав 1, 2 и 9 изменение положений всех иных глав Конституции входит в компетенцию Федерального Собрания, которое, таким образом, наделяется учредительной властью. Законопроекты о поправках к этим положениям вносятся субъектами, обладающими правом инициативы конституционного пересмотра, определенными статьей 134.

Конституция не устанавливает особого порядка внесения таких законопроектов; поэтому они, как и законопроекты, о которых говорится в части второй статьи 104, вносятся в Государственную Думу.

Настоящая статья предусматривает особо жесткие требования к процедуре принятия законов о конституционных поправках. Во-первых, они принимаются в том же порядке, что и федеральные конституционные законы. Это означает, согласно части второй статьи 108, что для их одобрения требуется квалифицированное большинство - не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Во-вторых, одобренные Федеральным Собранием, эти законы, в отличие от федеральных конституционных законов, требуют одобрения законодательными органами не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Только после этого они вступают в силу. В последнем условии, как и в установлении, относительно большего числа голосов членов Совета Федерации, требуемого для одобрения законопроекта о конституционных поправках, находит свое выражение принцип федерализма.

Выражение «вступает в силу» весьма неопределенно, ибо оставляет без ответа вопрос о том, кто подписывает закон о конституционных поправках. Исходя из того, что все федеральные законы, как обычные (см. части первую и вторую статьи 107), так и конституционные (см. часть вторую статьи 108), подписываются и обнародуются Президентом Российской Федерации, можно сделать вывод, что и законы о конституционных поправках тоже подписываются и обнародуются им.

Вместе с тем на законы о конституционных поправках, в отличие от обычных федеральных законов, не распространяется право отлагательного вето, которым располагает Президент Российской Федерации, согласно части третьей статьи 107. В этом они сходны с федеральными конституционными законами. Комментируемая статья не дает прямого ответа на вопрос, могут ли законы о конституционных поправках стать объектом конституционного контроля, осуществляемого, согласно части второй статьи 125, Конституционным Судом Российской Федерации. На первый взгляд, такая постановка вопроса может показаться нелогичной. Действительно, о каком соответствии Конституции можно говорить применительно к закону, вносящему в нее изменения? Однако при этом следует исходить из положения части второй статьи 16 о том, что «никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации». Следовательно, возможна ситуация, когда закон о конституционных поправках к положениям глав 3-8 окажется противоречащим принципам, составляющим основы конституционного строя, закрепляемым главой 1. Такое толкование подтверждается и практикой органов судебного конституционного контроля многих зарубежных стран. Рассматривая дела о соответствии конституции конституционных законов, они нередко признают их антиконституционными по причине противоречия основным конституционным принципам. Таким образом, понятие «федеральные законы», содержащееся в пункте «а» части второй статьи 125 Конституции, включает в себя, помимо федеральных законов и федеральных конституционных законов, и законы о конституционных поправках.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.