Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чтение и разбор статьи




Обычно первичное чтение научно- популярной статьи проводится самими учащимися. Чтобы дети читали вполне сознательно, им даётся несложное задание, если статья короткая, можно готовиться к ее пересказу. Если в книге имеются вопросы по тексту статьи, то перед чтением детям указывается, на какие вопросы нужно приготовить ответ и когда это лучше сделать: когда прочитаешь всю статью или в процессе чтения определенных отрывков. Пользуясь вопросами, дети могут готовиться к выборочному чтению тематического отрывка. Следует давать вопросы и для осмысления отдельных выражений, чтобы ученик задумался над смыслом предложения, отрывка. Для этого можно использовать в вопросах парафразы, например: «Как сказано, что Зоя отлично работала над заданием?» («отдает работе всю себя»).

Успешное выполнение подобных заданий возможно при условии, если вполне самостоятельное чтение чередуется на других уроках с иной формой первичного восприятия статьи - с громким чтением по частям, сопровождаемым беседой. Такой процесс чтения представляет собой аналитико-синтетический способ познания (т. е. от частного к общему, от отдельных элементов и свойств предмета, явления к составлению его характеристики, определения). Аналитико-синтетическое восприятие отрывков и статьи в целом учит детей самостоятельному получению знаний из книг. Поэтому оно практикуется во всех начальных классах.

Разбор статьи обычно рассчитай на двукратное чтение. Читая статью первый раз, делаем упор на осмысление выражений, значение слов и на уяснение отдельных фактов или темы данного закопченного отрывка. При повторном чтении нужно помочь учащемуся установить связи между фактами. При чтении научной статьи особое внимание уделяется терминам, определениям, выводам. При пересказе учитель следит за точным употреблением новых слов, требует, возможно, близкого к тексту повторения выводов, рекомендации статьи.

При обобщении работы но статье учитель подводит школьников к объединению всех выводов полученных при чтении. Потому заключительная беседа по содержанию прочитанной статьи или очерка имеет повторительно-обобщающий характер.

При чтении статей и очерков общественно-исторического содержания анализ направленна уяснение фактического содержания текста и формирования образных представлений о событиях прошлого. Поэтому в процессе беседы сначала восстанавливается содержание статьи, учитель проверяет, какие представления возникают у детей, и подводит выводы.

При изучении статей научно-художественного характера беседа но содержанию строится па основе осмысления центрального образа. Такова, например беседа по статье Г. Скребицкого «Передышка»:

1.Как теперь выглядит дорога из деревни в лес?

2.Какое местопа дороге зовется «Передышкой»? Опишите его.

З.Что раньше звалось «Передышкой»?

4. Чем радовала людей берёза?

5.Как ребята исправили свою вину?

6.Какой вывод для себя вы сделаете из этой статьи

В этой беседе не воспроизводится содержание очерка полностью: не нужен вопрос о том, кто и как погубил дерево. Беседа направлена на установление того, что деревья радуют пас и мы должны заботиться о природе. С этой целью перечитывается описание дерева. Вывод, сделанный учащимися самостоятельно, подтолкнет их к участию в общественно полезной деятельности.

Следовательно, уроки чтения научно-популярных статей учитель должен строить в соответствии основной познавательной целью, которая определяется содержанием статьи, ее построением и языковыми особенностями.


Методические рекомендации к проведению уроков чтения.

Чтение в начальных классах является одним из предметов, в процессе которого совершается процесс обучения, с одной стороны, а с другой - чтение выступает средством обучения. Чем успешнее дети овладевают полноценным навыком чтения, тем быстрее будут реализованы возможности программного материала общеобразовательной школы с целью обучения, воспитания и развития учащихся.

Чтение - один из основных компонентов развития речевой деятельности школьников, одно из важнейших средств формирования личности. Поэтому так важно в начальных классах сформировать в учащихся техническую сторону чтения, умение работать с различными видами текстов, обеспечить максимальное влияние произведения на школьника.

Методика обучения на уроках чтения и его содержание должны быть подчинены решению задач определенной школьной программой: познавательных (усвоение информации, содержащейся в текстах); воспитательных, в том числе и задач развивающего обучения (морально-эстетическое, трудовое; развитие речи, внимания, памяти, культуры восприятия, аналитико-синтетический умений - сопоставление, сравнение, обобщение, доказательство, проведение аналогий; устойчивого внимания, выдержки, терпения, самостоятельности, творческих способностей, навыков самоконтроля и т.д.); специально- обучающих: совершенствование техники чтения (расширение поля чтения, корреляции темпа, совершенствование правильныхприёмов произношения, умение интонировать предложение и т.д.); развитие навыков связной речи в связи с прочитанным текстом (ответы на вопросы, репродуктивный, выборочный, сжатый и творческий пересказ и т.д.);

Следует обратить внимание на эмоционально - волевую сферу

деятельности учащихся на уроках чтения, поскольку задачи уроков чтения состоят не только втом, чтобы учить ребенка читать, развивать его мышление, а в том, чтобы разбудить его душу и сердце, т.е. вызвать определённый комплекс чувств при чтении и анализе текста.

Этому способствуют способы и порядок работы с текстом как на. уроках классного, так и внеклассного чтения. Наиболее эффективными являются:

1. самостоятельное чтение и осмысление детьми ключевых для понимания
текста слов и словосочетаний, выделенных учителем; овладение чтением с
доски;

2. предугадывание содержания текста или его части с опорой на заглавие,
иллюстрацию иключевую группу слов;

3. самостоятельное чтение детьми текста или его части вслух (цепочкой или
по вызову);

4. воспроизведение текста при помощи иллюстраций или аппликаций на
доске, заучивание на память интересных словосочетаний, выражений,
рифмованных строчек по желанию учащихся;

5. беседа - дискуссия по проблемным вопросам, которые ставят учитель или
позже - дети;

6. творческие работы разнообразного характера.


Такая организация детей к работе с текстом на всех уроках чтения является продуктивной, существенно помогает при обучении младших школьников чтению.

Следует обязательно обратить внимание на жанровую принадлежность произведения, изучаемого на уроке.

В соответствии с заданиями структура уроков классного чтения ориентировочно может иметь такой вид:

1. Повторение изученного материала. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.

Виды работ:

подготовка к ответам на вопросы, записанные доске или сформулированные устно; выборочное чтение по заданию; пересказ по плану, указанному учителем (по частям, поэтапно, в целом, сжато, детально, творчески); чтение указанных текстов содержащихся в произведении(рассуждение героя, описание интерьера, рассказ одного из героев...); нахождение похожих строчек к предложенным учителем; установление по иллюстрации содержания соответствующей части произведения и прочтение её; чтение в лицах; выразительное чтение; словесное рисование; толкование чтения; чтение - драматизация; трансформация диалогической речи персонажей текста в повествовательное; характеристика действующих лиц; чтение наизусть и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.