Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление олигополии 3 страница




Равновесие существует тогда, когда ни одна фирма больше не может получать выгоды от понижения цены. Это происходит, когда Р=АС, а экономические прибыли равны нулю. Снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. Поскольку каждая фирма допускает, что другие фирмы не будут менять цену, то у нее нет стимула увеличивать цены. Сделать так значило бы потерять все продажи в пользу конкурентов, которая, как предполагается, удерживает свою цену неизменной на уровне Р=АС. Это так называемое равновесие Бертрана. В общем, на олигополистическом рынке равновесие зависит от предположений, которые делают фирмы о реакции своих соперников.

К несчастью для потребителей, ценовые войны обычно недолговечны. Олигополистические фирмы испытывают искушение вступить между собой в сотрудничество, чтобы устанавливать цены и делить рынки таким образом, чтобы избежать перспективы ценовых войн и их неприятного воздействия на прибыль.

 

4.2. Ценовая накидка

Наконец, цена на олигополистическом рынке может формироваться на основе учета средних общих издержек производства, к которым прибавляется накидка обычно в размере определенного процента. В дальнейшем мы будем использовать термин “средние издержки”, под которыми в долгосрочном периоде следует понимать совокупность издержек, так как деление их на постоянные и переменные приемлемо лишь для краткосрочного периода.

Расчетная цена, образованная на основе средних издержек производства и определенной процентной накидки в качестве экономической прибыли, служит своего рода стандартной ценой для проведения ценовой политики, которая призвана учитывать действительную и возможную конкуренцию, финансово-экономическую и рыночную конъюнктуру, стратегические цели и прочие обстоятельства. Подобного рода форма ценообразования в основном присуща предприятиям в высокой степенью дифференциации и диверсификации выпускаемой продукции, которые становятся значительным препятствием для точного определения спроса и издержек по каждому отдельно взятому изделию.

Предпочтение, отдаваемое олигополиям и развертыванию неценовой конкуренции по сравнению с ценовой, связано с тем, что обновление продукции, ее модификация, усовершенствование производственных технологий, удачная реклама позволяют создать устойчивость и стабильность на рынке по сравнению с конкуренцией цен. Последняя может привести к существенным издержкам и истощению конкурентов, а иногда и нарастанию монополистических тенденций на рынке. В крайнем случае, следствием ценовой конкуренции может стать переход от разреженной олигополии к плотной, что открывает путь к прямому тайному сговору конкурентов. Другая причина предпочтения неценовой конкуренции обусловлена крупными масштабами производства олигополистов, значительными финансовыми ресурсами, которые позволяют им осуществлять мероприятия, обусловленные неценовой конкуренцией.

 

4.3. Лидерство в ценах

Лидерство в ценах – это одна из форм рыночного поведения олигополистов, при которой все конкуренты на данном рынке следуют в фарватере ценовой политики ведущего или господствующего олигополиста. Речь идет о том, что наиболее крупная или наиболее эффективная в отрасли компания выбирает подходящие момент и место для изменения цены, тогда как все остальные олигополисты автоматически следуют этому изменению.

Когда мы говорим о лидерстве в ценах, то предполагаем, что никаких соглашений или договоренностей между предприятиями нет. И тем не менее согласование действий олигополистов, несмотря на закамуфлированный характер, в определенном смысле происходит открыто. Ценовой лидер, высказывая публично те или иные намерения в отношении предполагаемого изменения цены, как бы провоцирует реакцию остальных товаропроизводителей. Ответная реакция конкурентов на зондирование лидера отрасли служит своего рода сигналом к осуществлению либо воздержанию от тех или иных мероприятий.

Особенность поведения ценового лидера заключается в том, что он, как правило, не реагирует на незначительные колебания в условиях издержек и спроса. Изменение цен происходит только в том случае, если имеют место заметные отклонения в стоимости тех или иных факторов производства или изменения в условиях функционирования предприятия либо выпуска продукции.


ГЛАВА 2. Экономический анализ рынка

олигополии в России

 

Российский рынок как переходный и постплановый имеет ряд особенностей, в первую очередь связанных с советский прошлым. Экономическая обособленность от других государств, нерыночный способ ведения хозяйства, большой перевес в сторону производства средств производства и ВПК над производством средств потребления, всеобщая концентрация ради упрощения управления хозяйствующими субъектами привели на данный момент к высокой доли отдельных компаний в различных отраслях народного хозяйства. В результате рынок олигополии для нас является очень важным, так как многие фирмы-олигоолисты являются ключевыми для нашей экономики. Это и АвтоВаз и Газпром и нефтеэкспортеры и "металлурги" и многие другие. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится 40%, а по некоторым данным все 60%. Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации.

Крупнейшие компании по объему реализации продукции. Январь 2007

Компания “Газпром” РАО “ЕЭС” “ЛУКойл” “ЮКОС” Сургутнефтегаз” “ТНК” “Сибнефть” “Русал”
Объем реализации 19571,0   16052,6     6407,7 6075,4 4776,7  

 

По мнению журнала "Эксперт", в нашей стране крупный бизнес по-прежнему обеспечивает более высокую рентабельность и производительность труда нежели средний и малый. Крупные предприятия устойчивее по отношению к так называемым неэкономическим проблемам, которые существуют в нашей стране. Это и высокий уровень коррумпированности чиновников, криминализация общества, "нерыночная" конкуренция и т. п. Крупные фирмы, в большинстве своем олигополисты, являются основным локомотивом экономического роста России.


Рост рентабельности отраслей промышленности за 2007 год

Отрасль Рентабельность, в %
Нефтегазовая промышленность 18,5
Промышленность драгоценных металлов и алмазов 15,5
Пищевая промышленность 10,0
Лесная и деревообрабатывающая промышленность  
Черная металлургия  
Цветная металлургия  
Машиностроение 5,5
Электроэнергетика  
Химическая промышленность  
Угольная промышленность -3

 

Производительность труда в крупном бизнесе растет опережающими темпами и превосходит средний бизнес в 1,5 раза. В нефтегазовой сфере производительность труда составляет 2300 тыс. руб. / чел. в год, когда как например в производстве строительных материалов 400 тыс. рубл в год. Это, конечно же можно списать на высокие цены на сырье и эффект масштаба. Но не только, сегодняшние средние и мелкие фирмы недостаточно используют свое преимущество быстрой реакции на изменения рынка, лишь пищевая промышленность выглядит особняком (производительность 1600 тыс руб/чел)

 

1. Основные олигополистические рынки

1.1. Черная и цветная металлургия

Черная металлургия

Одна из классических отраслей для рынка олигополии. В России - стране одной из лидеров по запасам железной руды эта отрасль является ключевой. На данный момент на рынке представлено более 20 фирм, но 80% рынка держат 7 металлургических компаний. Несмотря на ощутимый рост за последние 5 лет, объемы производства продукции остаются низкими. Так в первом полугодии 2008года они составили 31,6 млн


Крупнейшие компании черной металлургии 2008год

Место Компания Объем реализации,в млн $
  ММК 1928,4
  “Северсталь” 1923,6
  Новолипецкий МК 1699,5
  “Евразхолдинг” 1589,2
  Трубная металлургическая компания 959,5
  Кузнецкий МК 714,3
  “Мечел”  

Следует отметить, что доля отдельных металлургических предприятий возрастает если рассматривать отдельно рынки производства продукции: рынок чугуна, стали и проката. Так, например, ТМК является крупнейшим производителем труб в России.

Особенности рынка:

Черная металлургия, прежде всего экспортная отрасль, зависящая от мировых цен на металл. В настоящий момент в отрасли происходят подвижки в сторону увеличения доли более дорого по сравнению с заготовкой и сортовым прокатом листового проката. Его доля увеличилась на 38,7%. В целом же экспорт проката в стоимостном выражении вырос в 2008году на 18%. На рынке на фоне высоких экспортных достижений вследствие высоких рыночных цен на сырье идет процесс консолидации и укрепление предприятий. Так, например, стальная группа "Мечел" еще в 2002 году объявила о планах создания вертикально интегрированного холдинга, формирование которого завершилось в конце 2003 года. В новую компанию вошли, кроме самого "Мечела", угольная компания "Южный Кузбасс", торговая компания "Угле-меттрейдинг", Вяртсильский метизный завод, Белорецкий меткомбинат и компания "Южуралникель". Также российские металлурги охотно приобретают активы за рубежом - заводы для производства конечной продукции и полуфабрикатов. Так, например, Новолипецкий МК имеет завод в Дании, а "Мечел" - ряд заводов в Румынии и Хорватии. Важным вопросом для металлургов является вступление России в ВТО и ряда дискриминирующих Россию законодательств стран-импортеров.

Цветная металлургия.

Цветная металлургия - отрасль разнородная по составу и по самой продук-ции. Можно сказать, что данная отрасль наиболее близка к монополии, так как большинство фирм специализируются на разных видах продукции (медь, цинк и т.д.)

Крупнейшие компании цветной металлургии за 2008г

Компания Объем реализации продукции в млн$
“РусАл”  
ГМК “Норильский Никель” 3354,2
“УГМК-Холдинг” 1185,7
СУАЛ 709,3
Группа “ВСМПО-Ависма” 322,1

Ситуация ухода от конкуренции.

В отечественной алюминиевой отрасли сложилась ситуация разделения сфер деятельности между двумя крупными компаниями - "Русским Алюминием" и "Сибирско - Уральским Алюминием". АО "РусАЛ" входит в тройку круп-нейших мировых алюминиевых компаний, уступая только американской Alcoa и канадской Alcan. На его долю приходится более 80 % российского и около 10% мирового производства первичного алюминия. Холдинг " СУАЛ" производит 90% российских бокситов, 60% глинозема, 20% первичного алюминия. Т. е данные компании не вступают друг с другом в непосредственное конкурентное взаимодействие. На некоторых рынках других цветных металлов в России имеются заметные лидеры, имеющие долю выше 90% от всей продукции. Так, например, в выплавке медно-никелевых руд олиго-полистическим лидером является РАО "Норильский никель" - около 60% добычи и 95-96% выпуска металлического никеля

Отрицательные тенденции на мировом рынке стальной продукции в августе 2008 года усилились. Если в июле спад цен был фрагментарным, то в августе он охватил практически весь сортамент сталепрокатной продукции. В наибольшей степени он затронул сортовой прокат, где по некоторым позициям снижение цен за месяц превысило 20%. Строительный сектор в условиях мирового финансового кризиса оказался одним из самых уязвленных, в результате чего сильнее всего пострадал спрос на сортовой прокат. Несколько позже обнажились проблемы у автомобилестроителей, после чего стали снижаться цены и на листовой прокат. Наряду со снижением цен в августе отмечено резкое замедление роста производства в мировой черной металлургии. Рост производства в целом по миру составил по сравнению с августом прошлого года 3. 2% – это худший результат за довольно продолжительный период. Снижение темпов роста практически полностью было обеспечено китайскими металлургами. Ряд китайских компаний заявили о целенаправленном снижении производства с августа в связи с ослаблением спроса и высокими издержками производства. В результате, рост производства стали в Китае в августе текущего года по сравнению с августом прошлого года составил всего 1. 3% – это минимум нескольких последних лет.

В августе металлургическое производство России возобновило положительную динамику. В августе отмечен рост отрасли, хотя и не очень большой – 1. 4% в годовом выражении (в июле спад в отрасли составлял 1. 1%). Улучшение динамики было полностью обеспечено черной металлургией. Темпы роста производства стали и стального проката были в августе довольно высокими, улучшилась динамика производства ферросплавов, а кроме того, впервые за много месяцев отмечен рост производства стальных труб. Правда, рост производства труб был обеспечен только одним предприятием – Северским трубным заводом, тогда как другие трубопрокатные заводы продолжали снижаться выпуск. В то же время, в цветной металлургии негативные тенденции сохранились. Темпы роста производства алюминия и цинка продолжают снижаться, возобновилось падение выпуска меди, темпы спада производства никеля стали еще глубже. На динамику производства в цветной металлургии очень сильное влияние оказывает ситуация на мировом рынке цветных металлов, для которых август стал худшим за восемь месяцев 2008 года.

 

1.2. Нефтяная промышленность

 

В данный момент является определяюшей для всей Российской экономики. Сколько раз по новостям центральных и региональных СМИ, мы слышим о колебаниях цен на нефть и о возможных последствиях этих колебаний для России. Действительно сейчас, как говорят аналитики, Россия, как никогда, привязана к нефтяной игле, а от цен на нефть зависит и дефицит государственного бюджета, и рост благосостояния граждан. Хотя нефтяная и угольная промышленность имеет долю в основных видах промышленной продукции в нашей стране всего около 5 %, по суммарной добычи сырьевой нефти Россия постепенно выходит на первое место в мире, добывая около 2900 млн. баррелей в год. На сегодняшнем рынке (после распродажи "Юкоса") представлены несколько общероссийских и региональных компаний: "Лукойл", "Сибнефть", "ТНК", "Татнефть", "Роснефть", "Транснефть", "РиТек", "Башнефть", "Сургутнефтегаз" и некоторые другие. По объемам добычи между этими компаниями, разумеется, существует большая разница. Основными игроками на рынке являются общероссийские компании. Так в 2004 году 11 крупнейших нефтяных компаний добывали около 91,28% всей нефти в России, а четыре общероссийских "ЛукОйл", "Юкос", "Сибнефть" и "ТНК" чуть менее 60%. При этом "Лукойл" и "Юкос" занимали по 20% рынка (добыча нефти по 35,4 млн т. за полтора квартала).

 

Доли различных компаний в объеме добычи нефти


Добыча нефти крупными, средними и малыми российскими производителями в 2008 году помесячно

  Производитель Добыча в 2008г помесячно   Всего за 2008г
                       
Крупные нефтя-ные компа-нии 36694,3 33120,1 37057,3 36090,1 37377,9 36185,3 37692,6 37783,3   36216,7 37494,1 37339,4 439480,1
Газпром 1086,3 1005,5 1098,5 1036,5 1078,5 1042,1 1011,4 1095,6 1088,5 1142,7 1113,2 1160,9 12959,7
Малые и средние производители   1787,5 1997,1 1936,4 2008,5 20096,5 2006,6 2274,7 2030,2 2285,8 2396,3 2728,6 25464,2
Всего по России 39924,8 36118,8 40384,6 39287,6 40688,9 39536,4 40930,5 41377,9 39795,5 39942,7   41113,1 480512,8

Экспорт нефти крупными, средними и малыми российскими производителями в 2008 г помесячно

  производитель Добыча в 2008г помесячно   Всего за 2008г
                       
Крупные нефтяные компании             15134,6 14685,6   14124,7 12969,4    
Газпром 46,8   56,9 64,6 66,9 68,5 43,6 39,8 42,4     14,4 534,9
НОВАТЭК 2,1 1,8 2,1     6,4 9,4 6,3 6,1 9,2 6,4 6,8 70,6
Малые и средние производители   534,2 479,8 474,4 680,4 479,3 563,9 504,6 485,2 326,7 527,6 471,3 5993,5
Отгрузка по ж/д 958,2                       11380,2
Транзит России         1,6               1,6
Всего по России             16791,5 16306,3 15861,7 15683,5 14656,3    

 

Ситуация изменилась, когда компания "Юкос" фактически завершила свое существование (были распроданы её основные активы). На рынке появился один ярко выраженный лидер - "Лукойл". Именно с ним, а также со сгово-ром остальных нефтяников, связывают заметное увеличение цен на бензин на внутреннем рынке в 2004 - 2005.

Особенности рынка:

На рынке нефти сложилась парадоксальная ситуация - рост доходов при заметном росте издержек компаний. Рост доходов связан с высокими ценами на нефть в следствие очередного энергетического кризиса и нестабильности политической ситуации на ближнем востоке. В 2004 году цена нефти марки BRENT достигала около 40$ за баррель.

Ситуация с издержками связана с все большим ужесточением налогового законодательства и укреплением рубля. Можно отметить факт, что для нефтяных компаний, все равно если цены на нефть будут больше 25$ за баррель, так как больше этого уровня они вряд ли смогут заработать. Увеличение налогового бремени крайне негативно сказалось на инвестициях в сферу нефтедобычи. При вступившей с 1 августа 2004 года новой экспортной шкале пошлин государство в виде налогов взимает около 88% дополнительного дохода при цене свыше 25$ за баррель у крупнейших нефтедобывающих компаний и 100% у независимых компаний (при учете налога на прибыль). Укрепление рубля также понижает реальную прибыль компаний. Кроме того при "экстенсивной" добычи нефти старые месторождения заметно уменьшают отдачу, а разработка новых в силу разных (в том числе климатических) причин влечет дополнительные сверхъиздержки. Еще один фактор - дело "Юкоса", которые не прибавило привлекательности акциям отечественных нефтяных компаний.

 

1.3. Автомобильная промышленность

 

Автомобильная промышленность является одной из самых "больных" отраслей Российской экономики. На производстве автомобилей занято более 1 млн. человек, предприятия как правило являются градообразующими. Однако продукция автопрома чаще всего неконкурентоспособна не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. Единственное в большинстве своем преимущество отечественных автомобилей перед импортными - преимущество в цене постепенно невелируется.

Особенно это касается "Автоваза", который постепенно уменьшает выпуск "дешевых" моделей, расчищая нишу для отечественных производителей ("ИЖавто") и для иностранных конкурентов, в первую очередь корейских компаний. Ставка на "Шевроле Нива", казалось бы, себя оправдала за 2004 год объем производства вырос на 1,2%. Но по итогам первого квартала 2005 года Волжский автозавод снизил объемы производства по сравнению с тем же периодом 2004 года на 4,7 процента. Все же "Автоваз" несомненный лидер в производстве легковых автомобилей от 70 - 75 % всех произведенных ежегодно. Объем реализации продукции в 2004 году составил 3,9 млрд $, для сравнения у "ГАЗа" - 1,1 млрд $ Государство проводит активную протекционистскую политику по отношению к автопрому. Благодаря высоким пошлинам на иномарки и стабильному росту спроса на внутреннем рынке, "Автоваз" ежегодно испытывает рост. Однако уже в 2003 году каждый третий купленный в России автомобиль - иномарка.

Лидерство в ценах.

На примере рынка легковых автомобилей можно проследить ситуацию ли-дерства в ценах, когда один самый крупный производитель диктует цены на продукцию остальным. В данном случае таким производителям является "Автоваз". Именно данная компания является основным переговорщиком с правительством по поводу защиты отрасли. Превосходя конкурентов по объемам продаж в 8 - 10 раз, имея большую рентабельность, вследствие масштаба производства "Автоваз" разумеется является безусловным лидером.

ОАО"ГАЗ"

Нельзя обойти стороной и "родной" "ГАЗ". Он как я уже писал ниже может стать центром целого сконцентрированного холдинга под контролем "Сибала". Наш Автозавод по 2002 год увеличивал долю производства грузовиков и уменьшал производство легковых автомобилей. Но в 2003-2004 годах рынок малых грузовиков похоже пришел в состояние насыщения, в производстве наблюдался некоторый спад.


Доли ОАО “ГАЗ” в различных сегментах российского рынка

по результатам 2008г

Выпуск легковых автомобилей основными российскими

автозаводами, шт:

компания              
АвтоВАЗ 680,570 740,626 602,204 677,687 705,500 767,300
ГАЗ 124,284 124,339 125,398 152,379 116,319 80,692
КамАз 8,935 17,935 19,102 28,004 33,336 37,837
УАЗ 33,701 51,411 31,932 38,686 40,820 42,000
Москвич 29,290 20,599 40,004 30,112 н/д 30,000
Ижмаш-Авто 9,146 5,522 5,079 4,756 13,140 36,500
всего 874,633 983,634 863,528 961,574 986,398 1. 021,628
Доля ГАЗа 14% 13% 15% 13% 12% 8%
Импорт иномарок  
  -новых     99,600 56,000 59,000 73,000
  -подержанных     330,000 60,000 300,000 370,000

 

Одновременно очков автозаводу не добавила компания против "Газелей" в качестве микроавтобусов. А ситуация с "ЗМЗ" вовсе могла сделать автозавод банкротом.

Неблагоприятные прогнозы и пути выхода.

По прогнозам специалистов рынок легковых автомобилей к 2010 году в России возрастет до 2,5 млн. единиц, В 2004 году рынок легковых автомобилей в РФ составил 1 млн. 619 тысяч единиц. При этом их производство в 2004 году составило 1 млн. 110 тысяч единиц, а в 2010 году воз-растет до 1,3- 1,9 млн. Объем производства будет зависеть от объема отечественных и зарубежных инвестиций., В ближайшие 1,5-2 года цены на отечественные автомобили приблизятся вплотную к ценам на некоторые зарубежные модели. Что не может не сказаться на конкурентоспособности наших предприятий. По прогнозам "Института Адама Смита" к 2010 году доля покупаемых иномарок составит 66%.

Из такого положения у отечественных компаний есть несколько путей выхода. 1) Создание совместных предприятий. Наподобие совместного предприятия "ВАЗ" и "Дженирал Моторз" по производству "Шевроле Нива". Такое сотрудничество выгодно для иностранных компаний, ведь они снижают из-держки в виде пошлин. Для российских же компаний это один из основных способов выживания в конкурентной среде. Второй способ - комплексная перекапитализация, создание новой конкурентоспособной продукции на ос-нове новых технологий. Так тот же "Автоваз" проводит перекапитализацию сроком 8 лет.

1.4. Рынок Операторов сотовой связи

 

Рынок услуг сотовой связи за восемь лет, с 2000-го по 2008 год, пережил, наверное, одну из самых заметных трансформаций. Достаточно сказать, что число клиентов мобильных операторов вырастет за этот период в 40 раз. Столь же радикально меняется и политика операторов: если первые пять лет века они стремились снижать тарифы, отчаянно демпингуя при выходе на новые рынки, то уже начиная с 2006 года вынуждены начать борьбу за повышение дохода с одного абонента. Наконец, совершенно беспрецедентно выстраивались отношения этого рынка с иностранными инвесторами. Дав мощный толчок рынку в конце 1990-х и начале XXI века, спустя несколько лет большинство западных компаний покинули рынок: существенными игроками на нем сегодня являются лишь норвежский Telenor и весьма условно иностранный фонд IPOC, чьи русские корни ни у кого не вызывают сомнений.

По данным Госкомстата число сотовых телефонов в России превысило количество жителей. На фоне этого операторы сотовой связи проводили политику повышения числа своих абонентов, уменьшая стоимость услуг. Так с 1995г. Стоимость услуг сотовых операторов уменьшилась в 30 раз. В настоящий момент с середины 2004 года операторы начали использовать неценовые методы борьбы. Примером олигополии на региональном уровне при взаимодействии общенациональных и регеональных фирм может стать челябинский рынок сотовых операторов. Здесь на фоне общероссийских (Билайн, МТС, Мегафон) и мировых (Теле2), действует и внутриобластная U-tel.

Доли рынка услуг операторов сотовой связи Челябинской области:

Мобильные операторы уперлись в потолок: они больше не могут наращивать доходы за счет увеличения численности абонентов. Теперь главная задача сотовых операторов - научиться зарабатывать на каждом клиенте по максимуму. Судя по первым шагам, у наших компаний это получается - хотя выручка операторов в этом году будет расти медленнее, чем в прошлом, она все равно увеличится больше чем на 20%.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.