Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Общие положения. Крупные преобразования в общественно-политической и экономической жизни Республики Казахстан предъявляют высокие требования к образованию




Крупные преобразования в общественно-политической и экономической жизни Республики Казахстан предъявляют высокие требования к образованию, которое отвечает за формирование личности будущих граждан. На современном этапе в государстве возникла необходимость не только в нравственной воспитанности молодого поколения, интеллектуальной образованности личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, интегрированной в систему национальной и мировой культур, но и способной в последующем участии в социальном и экономическом развитии общества, компетентными в решении жизненных проблем, готовой эффективно трудиться и учиться на протяжении жизни.

В настоящее время идет активная работа по подготовке образовательных школ и всей системы образования к вхождению в мировое образовательное пространство. Зарубежный опыт реформ в общеобразовательной школе свидетельствует об увеличении сроков обучения до 12-13 лет, внедрении системы внешней оценки учебных достижений и профильного обучения учащихся старшей ступени.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании», Концепцией развития Республики Казахстан до 2015 года, Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы ставится задача осуществления перехода на 12-летнюю модель обучения с обновлением содержания образования, предусматривающую профильное обучение, продолжительностью в 2 года (11-12 классы).

Идею профильной школы породил переход от личностно-отчужденной к личностно-ориентированной парадигме образования, создающей условия для проявления личностных функций обучающегося: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии. Концепции личностно-ориентированного образования (К.Роджерса, И.С. Якиманской, В.В.Серикова, Н.И.Алексеева, Бондаревской Е.В., Слободчикова В.И., Фридмана Л.М., Цукерман Г.А., Кульневича В.С. и др.) являются одним из условий понимания и принятия идей профильной школы, которая должна обеспечить принцип ранней профессиональной ориентации школьников в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями.

Актуальность развития системы профильного обучения в Казахстане обусловлена рядом факторов, в том числе:

- расширением системы результатов образования: знания, умения, навыки и компетенций;

- переходом школы на 12-летнюю модель образования;

- тенденциями организации обучения старшеклассников в мире;

- требованиями рынка труда к подготовке выпускников школы;

- развитием систем технического и профессионального и высшего
образования.

Развитие системы профильного обучения в Казахстане направлено на:

- расширение возможностей 16-18 - летних граждан по повышению
уровня их образованности, конкурентоспособности с учетом их интересов и способностей;

- создание основы выбора старшеклассниками дальнейшего
жизненного пути, реализации профессиональных намерений;

- решение проблемы обеспечения рынка труда профессиональными
техническими кадрами.

Основные черты средней общеобразовательной профильной школы ХХI века: высокая степень толерантности педагогических принципов; рост ценностного аспекта образования; высокая степень личной, профессиональной свободы учителей и обучаемых; переориентация знаниевой образовательной подготовки на субъектно-смысловую и мыследеятельностную, ориентированную на освоение способов обучения; переход к природо-, культуро-, антропосообразности. Сложился и образ обновленной школы - многопрофильная школа, оптимально и эффективно сочетающая классические традиции и современные требования к образованию.

В целях профессиональной ориентации школьников, приближения их к возможному выбору профиля, удовлетворению их индивидуальных образовательных интересов в Республике Казахстан широко распространилась практика взаимодействия общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования: открываются образовательные учреждения (средняя общеобразовательная профильная школы, лицеи, колледжи) при высших учебных заведениях; в школах реализуются образовательные программы и отдельные курсы с использованием кадрового и научно-методического ресурсов вузов (педагогические, юридические, экономические классы, агроклассы и др.). Подобный опыт используется также учреждениями начального профессионального и среднего профессионального образования (подготовка учащихся средней школы по программам профессионального образования на базе учреждений начального и среднего профессионального образования).

Подход, предполагающий реализацию профильной подготовки и профильного обучения на основе сетевого взаимодействия социальных партнеров, органично создаёт наиболее благоприятные условия для профильного, профессионального и социального самоопределения учащихся. Он позволяет поставить в центр работы профильную, а затем профессиональную ориентацию и при этом одинаково успешно осуществлять подготовку учащихся к выбору любого типа и уровня дальнейшего образования.

Социальное партнерство - это договорная форма регулирования отношений, построенная на принципах добровольности, равноправия сторон, уважения и учета интересов участников процесса, ответственности за нарушение соглашений. Социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать как:

- партнёрство, в которое вступают социальные группы внутри школы: учителя, ученики и их родители;

- партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности (УПК, ссузы, вузы, учреждения дополнительного образования и пр.);

- партнёрство, в которое вступают представители школы с предприятиями иных сфер общественного воспроизводства;

- партнёрство, которое инициирует сама школа, делающая вклад в развитие гражданского общества.

- партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства

Преимуществами взаимодействия социальных партнеров образования являются: создание условий для развития каждого учащегося; личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс; предпрофильная подготовка с 8-ого класса; профильное обучение – с 10-ого; индивидуальные образовательные траектории – предоставление учащимся по выбору индивидуальных программ обучения, частичного или полного экстерната; всесторонняя психологическая поддержка образовательного процесса; изменение роли учителя, который выступает в роли консультанта, фасилитатора, модератора.

Для современного сетевого взаимодействия социальных партнеров образования характерны следующие тенденции:

- профилизации обучения, которая осуществляется на основе принципов индивидуализации и дифференциации в обучении с учетом индивидуальной мотивации школьников и направленности на выявление потребностей, способностей и профессиональных предпочтений и склонностей детей; в целях сохранения и развития интеллектуальной элиты казахстанского общества;

- развитие современной средней общеобразовательной профильной школы происходит в направлении дифференциации обучения, при этом выделяются социально-гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический, художественно-эстетический и политехнический (технологический) профили;

- наличие в школах собственной идеологии, методологии и концепции развития, основу которой составляют принципы системности и целостности в единстве ценностно-целевой, содержательной и результативной сторон, непрерывности и фундаментальности образования, что соответствует их исторической миссии;

- сформированность интегративных связей на уровне целей и ценностей, содержания сетевого взаимодействия социальных партнеров образования, структуры учебного процесса;

- ориентация учебных программ не на объем содержания, а на овладение методами научного познания, характерными для той или иной области предметного знания;

- обеспечение сочетания умственных и физических нагрузок в школах интеграцией трех составляющих - интеллектуального, физического и эстетического развития, а также высокой степенью информатизации и технологизации обучения за счет применения специальных образовательных технологий личностно ориентированного обучения, разноуровневой дифференциации и др.;

- активизация системы повышения квалификации учителей-предметников, преподающих в школах профилирующие предметы; роста педагогической инициативы в модернизации содержании образования, внедрения новых образовательных технологий;

- естественность и определенность профориентации учащихся, мотивированных на повышенные учебные нагрузки, связанные с профессиональным самоопределением.

Опережающее устойчивое развитие сетевого взаимодействия социальных партнеров образования может быть достигнуто различными средствами, прежде всего системной интеграцией имеющихся и перспективных ресурсов (человеческих, социальных, экономических, технических, психологических и др.)

Социальное взаимодействие социальных партнеров образования обеспечивает решение проблемы непрерывности и преемственности образования:

- содержательное сотрудничество для подготовки учащихся, способных продолжить профессиональное обучение и овладеть избранной специальностью;

- раннее профессиональное самоопределения;

- расширение и углубление базы знаний школьников и их профильное образование в конкретных областях.

- развитие творческих способностей учащихся, осознание ими необходимости и целесообразности продолжения обучения, мотивации к получению профессионального образования;

- совершенствование психолого-педагогической подготовки преподавательского состава социальных партнеров образования по работе со школьниками.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.