Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кататоническии симптомокомплекс




Кататоническии симптомокомплекс появляется обыч­но на фоне нормально развивающейся или развивающейся в несколько замедленном темпе психики. Он проявляется двумя параллельно идущими рядами симптомов.

С одной стороны, нарастающая замкнутость ребенка, теря­ющего все более и более способность контактировать с окру­жающей реальностью; с другой стороны, постепенное угасание речи у до того времени нормально владевшего ею ребенка. При этом речь претерпевает своеобразный регресс по пути, обрат­ному ее онтогенетическому развитию. Сначала исчезают слож­ные фразы, затем короткие, позднее многосложные слова, одно­сложные, наконец слоги — и ребенок умолкает совершенно. Сло­ва, приобретенные первыми («мама», «папа», «дядя», «дай», «на»), при этом исчезают последними.

Интересно отметить, что месяцами, годами не говорящий ни слова ребенок может иногда внезапно в момент аффективной заинтересованности произнести довольно сложную фразу.

К описанным симптомам присоединяются обильные катато-нические явления: стереотипные движения, бесцельное разма­хивание игрушкой вместо употребления ее как игрового мате­риала; вращение вокруг своей оси, однообразные манипуляции со своими ручками, бесцельный бег вперед, застывание в одно­образных позах по нескольку минут подряд, возникающие без всякого повода и стереотипно протекающие состояния возбуж­дения (дети кричат, бьются головой об стену и пол, набрасыва­ются на окружающих).

Интеллект падает катастрофически быстро. Исчезает всякий интерес к окружающему. Дни, месяцы, годы дети проводят в однообразной позе либо бесцельно бродят взад и вперед, произ­водя стереотипные движения ручками. Взгляд обычно устрем­лен в пространство, поверх предметов, как бы ни на одном объекте вовне не фиксирован. Следует отметить, что в начале болезни, до наступления полной аффективной тупости, мы на­блюдаем в поведении ребенка как бы возврат к оставленным им ранним формам поведения (ребенок начинает требовать непрерывного присутствия около себя матери, перестает само­стоятельно есть, становится неопрятным и т. д.).

Рис.1. Рис.2.

Шизофрения. Сана X., 3 года В месяцев (Психонервная клиника ГНИОММ.)

Приведем пример описываемого симптомокомплекса (рис. 1,2).

Люба Б. поступила под наблюдение в возрасте 2 лет 3 месяцев. Ос­новная жалоба родителей заключается в том, что девочка, двигательно и интеллектуально развивавшаяся более или менее нормально, имевшая довольно большой запас слов и строившая короткие фразы, несколько месяцев назад без всякого к тому внешнего повода стала резко менять­ся: перестала играть с детьми, ни к чему не проявляла интереса, поте­ряла всякую инициативу и все меньше и меньше стала пользоваться ре­чью. Девочка начала мочиться под себя, требовала непрерывного при­сутствия около себя матери (в то время как прежде без труда отпускала мать от себя, играя одна или в кругу детей). Периодами вне всякой ви­димой причины возникают приступы сильного двигательного возбуж­дения, кричит, часами плачет, бьется головкой и ногами об пол.

Во время осмотра ребенка вступить с ней в контакт не удалось. Дала лишь раз речевую реакцию: произнесла слово «мама», когда мать выш­ла на время из комнаты. Мимика лица оставалась все время вялой, од­нообразной. Взгляд устремлен в пространство. Стоит в однообразной позе, производя ручками стереотипные движения, перекладывая сложен-

ные вместе пальцы одной ручки в ладонь другой и вновь их вынимая. Будучи положена на стол, в течение 15 минут лежала без протеста и движения в той позе, которая ей была придана.

В физическом статусе ребенка отмечаются: астенический habitus и явления туберкулезной интоксикации (I2). Со стороны неврологической — синюшность конечностей и симптом Хвостека. Реакция Вассермана отрицательная. Дно глаза нормальное. Ре­бенок находился под нашим периодическим наблюдением до 8-летнего возраста. В 8 лет статус почти точно воспроизводил та­ковой в младенчестве; даже стереотипные движения ручками были те же, что и тогда.

Дифференциальная диагностика описанного статуса должна идти по линии отграничения от олигофрении, с одной стороны, и от деградации психики при новообразовании и сифилисе моз­га — с другой.

Нормальное развитие до двухлетнего возраста и нарастаю­щая прогредиентность заболевания исключают возможность пред­положения олигофрении; новообразование исключается за от­сутствием патологических неврологических симптомов (ибо рас­стройство речи, как видно из данного выше описания, протекает отнюдь не по типу афазии, а является следствием нарастающе­го аутизма) и ввиду нормального дна глаза.

Отрицательная реакция Вассермана, отсутствие всяких симптомов конгенитального сифилиса и опять-таки отсутствие патологических неврологических явлений исключают наличие сифилитического поражения центральной нервной системы.

С другой стороны, нарастающий аутизм и кататонический симптомокомплекс с убедительностью говорят за диагностику шизофрении.

Катастрофически быструю деградацию психики, по-видимо­му, следует объяснить тем фактором, что центральная нервная система у ребенка раннего возраста значительно менее диффе­ренцирована, сосудистая структура и биохимизм его мозга свое­образны, и это своеобразие облегчает более широкое распро­странение болезненного процесса и более острое течение болезни. Аналогичное явление мы видим при эпидемическом энцефалите, который в школьном и подростковом возрасте дает изменения характера, связанные с локальным изменением подкорки, а в раннем детстве одновременно поражает диффузно и кору боль­шого мозга, заметно снижая интеллект ребенка.

Приведенная форма напоминает dementia infantilis, описан­ную вначале Геллером и позднее рядом других авторов, причем

последняя трактуется ими без достаточных к тому оснований как самостоятельное дегенеративное заболевание, что на нашем до­вольно богатом материале абсолютно не подтверждается гене­тическими данными.

В более старшем возрасте упомянутый симптомокомплекс, явно доминирующий в раннем детстве, становится все реже, и в возрасте 6 лет мы встретили начало его лишь один раз. Он уступает место более мягкому кататоническому симптомокомп-лексу, сходному с таковым у взрослых.

Ремиссии бывают очень редки. В таких случаях речь вре­менно возвращается, и у ребенка устанавливается некоторый контакт с окружающей реальностью, но рано или поздно про­цесс вновь дает ухудшение и сводит на нет речевые функции ребенка и его связь с реальностью.

В возрасте от 4 до 8 лет симптоматика шизофрении стано­вится гораздо более богатой. Ряд симптомокомплексов, едва на­меченных в своих контурах в трехлетнем возрасте, вырастает уже в четко обрисованную клиническую картину.

Перейдем к описанию этих симптомокомплексов, попутно отмечая там, где это имеет место, отпечаток возрастных особен­ностей в картине болезни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.