Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Симптомокомплекс навязчивых страхов и действий




Третий, часто встречающийся в дошкольном возрасте симптомокомплекс — это симптом окомплекс навязчивых страхов и действий, протекающий на депрессивном фоне и часто со­провождаемый, кроме того, тиками.

У ребенка, страдающего вышеупомянутой симптоматикой, начинают появляться мысли о смерти, чужой и своей, в разно­образных вариантах. Иногда имеют место даже попытки к са­моубийству в возрасте 6—7 лет.

Мысли о смерти начинают принимать характер навязчивых опасений (обрушится дом, обвалится стена, будет наводнение в случае порчи водопровода, «буду раздавлена поездом, трамва­ем», «заражусь» и т.д.). Вместе с тем появляются ипохондри­ческие жалобы: «руки и ноги ломят, млеют, сердце сжимается,

лап

сердце плакать хочет» и т. д. Наряду с навязчивыми представ­лениями возникают навязчивые действия: постучать ногой, под­прыгнуть на месте, дотронуться до какого-либо предмета, из­дать особый звук и т. д. Одновременно нередки тики. В то же время сны и фантазии ребенка полны агрессивных тенденций против окружающих (видит во сне войну, кровь и т. д.).

За упомянутым симптомокомплексом, занимающим передний фон картины, мало-помалу начинают выкристаллизовываться расстройство мышления и аффективное оскудение ребенка. При­ведем пример.

Олег М. 6 лет. Происходит из семьи, где оба родителя страдали мяг­ко выраженной формой шизофрении.

Темпы двигательного и интеллектуального развития ранние. Тяже­лыми детскими инфекциями не болел. Когда Олегу было 3 года, родил­ся его братишка, к которому ребенок стал проявлять агрессию, бил его, толкал, бранил; когда тот начал ходить, подводил его к острому углу какого-либо предмета и бросал на него, чтобы тот ушибся. Рос замк­нутым ребенком. Преобладал интерес к движущимся игрушкам и меха­низмам. Без конца их рисовал во всех деталях. В возрасте б лет у ребенка появились высказывания, что° поезд раздавит маму. Начал стро­ить агрессивные фантазии на тему о войнах, убийствах. Кровь фигу­рировала в его творческих продукциях в разных вариантах. Затем на­чинает фантазировать, что будет с ним, если он ляжет на рельсы же­лезной дороги. Стал навязчиво бояться быть раздавленным. Убегал с вокзала, не мог видеть поездов. В возрасте 7 лет мать застала его дваж­ды с ножом в руках и с расстегнутым воротом рубашки. Говорил о том, что, пожалуй, нож не дойдет до сердца и попадет в кость. В 3i >м же возрасте возникли тики в веке правого глаза и заикание.

Мало-помалу за картиной навязчивости начинает отчетливо обозна чаться ясное расстройство ассоциаций и аффективная деградация. Ус­певаемость в занятиях снижена. Временами стереотипно повторяющие­ся состояния возбуждения с автоматическим бегом по комнате. Со сто­роны физической: астенический тип сложения тела, туберкулезная интоксикация, симптом Хвостека.

Прежде чем перейти к анализу сущности описанного симп-томокомплекса, отметим, что первые признаки его обычно возни­кают в конце первого возрастного криза ребенка, имеющего ме­сто в возрасте 3—4 лет. В этом периоде обычно начинает усиленно Функционировать корковая нервная система: ребенок овладева­ет сполна речью, в его движениях исчезает беспорядочность и появляются целенаправленность и целеустремленность. В систе­ме эндокринного аппарата начинает усиленно функционировать Мозговой придаток (первый подъём кривой роста}. Эти изменения организма, именуемые в немецкой литературе первым пубертатным

- 401

периодом, обычно сопровождаются определенным сдвигом в пси­хике: ребенок стремится к большей самостоятельности и к вы­явлению вовне своей нарастающей активности. Взрослые же обычно недоучитывают потребности ребенка и ставят на пути осуществления его пробуждающихся влечений определенные тормоза. В результате у ребенка появляется реакция агрессии во всех ее вариантах (упрямство, злоба, агрессивные акты, отход от реальности). Эта стадия носит название «Trotzperiode». В норме эта реакция частично изживается в упомянутых формах, а час­тично переключается в русло активной, познавательной творчес­кой деятельности.

У шизофреника, у которого начало процесса пришлось на упомянутый период возрастного криза, из-за снижения у него интереса к реальности, с одной стороны, а с другой — благода­ря известному снижению эффективности это изживание агрес­сии и переключение ее вовне затруднены и агрессивность ре­бенка сохраняется, частично тормозясь, частично устремляясь на самого себя.

У Олега агрессия не проявляется свободно вовне, мало пе­реключается в творческую деятельность. Она выливается в фан­тазии, устремляется на себя (стремление к самоубийству), час­тично претерпевает метаморфозу (навязчивые опасения попасть под поезд, быть раздавленным).

Результатом этой же напряженности аффекта являются и тики.

Дифференциальный диагноз с психопатией и с реактивным состоянием облегчается тем, что за основным симптомоком-плексом всегда нетрудно разглядеть нарастающий аутизм, рас­стройство мышления и аффективное снижение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.