Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аутизм в сочетании с умственной отсталостью и аутизм без нее: в чем различие?




Как мозг обрабатывает сенсорную информацию

Познание.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ

Тео Питере

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ПРИ АУТИЗМЕ ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ЗНАЧЕНИЙ1

Мы с вами уже пришли к пониманию того, что аутизм — это нарушение развития, первазивное нарушение, а не форма пси­хического заболевания. В чем состоит особенность этого наруше­ния? Что делает аутичного ребенка таким непохожим на детей с другими нарушениями в развитии?

Познание связано с пониманием. Как можно научиться понимать? Дети видят, слышат, чувствуют, пробуют на вкус. Что они дальше делают со всей этой сенсорной информацией? Они учатся восприятию, пониманию, абстрактному мышлению... познание вклю­чает в себя такие процессы, как внимание и запоминание.

Если мы говорим, что когнитивные процессы у аутичных людей отличаются от наших, мы, в сущности, хотим сказать, что их мозг обрабатывает информацию по-другому. Они слышат, чув­ствуют и видят, но их мозг выбирает совсем другой путь для обработки этой информации (именно поэтому DSM IV предлага­ет определение аутизма как «качественные нарушения» комму­никации и социального взаимодействия).

Большинство аутичных людей также имеют и умственную от­сталость, но их проблемы в коммуникации, социальном поведении и воображении нельзя объяснить одной задержкой развития. Что­бы помочь таким людям, необходимо понимать, что они не только отстают в развитии, но и отличаются во многих других отношениях.

Было время, когда люди не знали, что аутизм и ум­ственная отсталость обычно встречаются вместе. Люди могли задать вопрос — ребенок умственно отсталый или аутист? Пра­вильно было бы поставить вопрос следующим образом: это ре­бенок только аутист, или у него также имеется умственная

Питере Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воз­действию СПб., 1999, стр. 22—34.

отсталость? Чем отличается аутизм в сочетании с умственной отсталостью от аутизма без нее? Различие показано на рис. 1.

На этой схеме продемонстрированы результаты теста «псц-холого-педагогический профиль» (PEP), который был выполнен мальчиком в возрасте 4 лет 6 месяцев. Тест PEP используется для исследования уровня развития навыков имитации, когнитив­ной деятельности, вербализации, тонкой и грубой моторики, вос­приятия, координации: «глаз-рука» у детей в возрасте от 1 года до 12 лет. Этот стандартный тест, что означает среди прочего, что известно, какие результаты показывают в этом тесте дети без отклонений в развитии. Таким образом, после выполнения

Рис. 1, Результаты теста PEP, выполненного мальчиком, страдаю­щим аутизмом, возраст которого — 4 года 6 месяцев

заданий этого теста аутичным ребенком мы можем сравнивать его развитие с развитием здоровых детей.

Горизонтальная линия, проходящая между цифрами 4 и 5, показывает возраст Джонни: 4 года и 6 месяцев. Справа на вер­тикальной линии мы видим цифру 53. Это означает, что Джон­ни удалось выполнить 53 задания из предложенных в тесте, что соответствует среднему уровню достижений здорового двухлет­него ребенка. Уровень развития Джонни оказался намного ниже, чем ожидалось (горизонтальная линия показывает, каким долж­но быть развитие мальчика). Замедденное развитие говорит об умственной отсталости. Следовательно, можно с уверенностью сказать, что Джонни умственно отсталый ребенок.

Если бы у него была «обычная» умственная отсталость, то его профиль обучения был бы более согласованным: уровень раз­вития моторных навыков соответствовал бы двухлетнему возрас­ту. Так, «обычный» умственно отсталый ребенок в возрасте 4 лет и 6 месяцев с психическим возрастом в 2 года ведет себя точно так же, как двухлетний малыш. С точки зрения интеллекта и эмо­ционального развития он действительно двухлетний ребенок.

Но случай с Джонни совершенно другой. Самый высокий показатель имеет навык — координация «глаз-рука». Здесь по­казатель почти соответствует уровню развития четырехлетнего ребенка. Подобные навыки у аутичных детей часто называют «островками интеллекта». Однако даже самый лучший навык Джонни, как мы видим на схеме, все-таки ниже ожидаемого уров­ня для его возрастной группы: это всего лишь та область, про которую можно сказать, что она менее серьезно нарушена, чем другие. В области когнитивных навыков Джонни повезло мень­ше. С точки зрения понимания языка и речи его психический возраст ниже б месяцев. Все вместе это дает нам очень нерав­номерное развитие, очень противоречивую картину, которая ха­рактерна для детей, страдающих аутизмом. В этом случае аутизм сочетается с умственной отсталостью, что четко проявляется в результатах теста PEP, где мы видим большое расхождение меж­ду показателями в различных областях. Наиболее глубоко нару­шены области коммуникации и социального взаимодействия.

Вот что мы понимаем, когда говорим о качественном нару­шении развития коммуникации и социального взаимодействия.

Эти трудности нельзя объяснить с точки зрения только бо­лее низкого психического возраста. Здесь мы имеем дело не толь­ко с задержкой развития, но и с Совершенно другим развитием и в действительности другим видом познания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.