Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема соотношения свободы и необходимости




Трехступенчатая схема теории познания Спинозы.

В гносеологии Спиноза выделяет три ступени познания:

- «познание в чистом виде», которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин, - высший вид познания;

- познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций), - второй уровень, менее истинный;

- чувственное отражение окружающего мира, согласно Спинозе, полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.

а)Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы:

- детерминизма (обусловленности всего в природе);

- соотношения свободы и необходимости.

б)Исследуя их философ пришел к следующим выводам:

- свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно целое;

- Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует
в рамках жесткой необходимости;

- модусы (проявления субстанции- единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости;

- модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в «тисках» необходимости;

желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим
течением и вынужден мириться с необходимостью (является «духовным автоматом», по выражению Спинозы);

- путь к свободе - это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю; свобода - это познанная необходимость.

в) Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:

- максимально познать необходимость в виде субстанции
(Природы-Бога) -внешней причины всего сущего;

- освободиться от аффектов (печали, радости, влечений
и т. д.) - так как они тоже мешают свободе, подчиняют
человека и заставляют действовать по необходимости.

Nb: По этим причинам девиз Спинозы: «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».

Вопрос II. Английская философия

Нового времени (материализм, эмпиризм,

социально-политическая направленность).

1) Предпосылки и общая характеристика английской философии Нового Времени.

а) Новое время стало периодом расцвета философии в Англии. Английская философия XVII - XVIII вв. имела свою специфику:

- материалистическую направленность (большинство философов Англии, в противоположность философам других стран, например Германии, предпочитало материалистически объяснять проблемы бытия и резко
критиковало идеализм);

- господство эмпиризма над рационализмом (Англия стала редкой для своего времени страной, где в вопросах познания победил эмпиризм - направление философии, которое при познании ведущую роль отводило опыту и
чувственному восприятию, а не разуму, как рационализм);

большой интерес к социально-политическим проблемам(философы Англии не только пытались объяснить суть бытия и познания, роль человека в мире, но и искали причины возникновения общества и государства, выдвигали проекты оптимальной организации реально существующих государств).

б) Философия Англии была для XVII в. очень прогрессивной. Большое влияние на ее характер имели следующие политические события:

- революция Оливера Кромвеля середины XVII в. (свержение и казнь короля, непродолжительное существование республики, движение индепендентов);

- «славная революция» 1688 года;

- окончательная победа протестантизма над католицизмом, достижение внутренней автономии англиканской Церкви, ее независимость от Папы, Римского;

- упрочение роли парламента;

- развитие новых буржуазных общественно-экономических
отношений.

в) Наибольший след в философии Англии нового времени
оставили:

- Фрэнсис Бэкон - считается родоначальником эмпирического (опытного) направления в философии;

- Томас Гоббс (уделал большое внимание проблемам
государства, автор книги «Левиафан», выдвинул идею
«общественного договора»);

- Джон Локк (изучал проблемы государства, продолжил
традицию Т. Гоббса).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.