Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Объект, предмет и методы логики




Вопрос 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ВИДЫ ЛОГИКИ

Этапы развития и виды логики.

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЛОГИКИ

ЛЕКЦИЯ 25

ЛОГИКА

План:

2. Объект, предмет и методы логики.

 

1. Этапы развития логики:

а) I этап — это традиционная логика. Начала этой логики были
заложены древнегреческим философом Аристотелем. Тра­диционная логика изучает технику умозаключений, суж­дений, понятий и операций над ними.

б) II этап — классическая (математическая, символическая)
логика. Причиной появления этой логики послужило при­менение методов формализации и математических методов
в логическом мышлении.

в) III этап — неклассическая (модальная или философская)
логика. Начало этому этапу положило использование фор­мальных методов для анализа содержательных реалий.

а) Объект логики:

объектом логики является высшая форма познания мира —
абстрактное мышление (теоретическое мышление);

существует две ступени познания мира — чувственная и
рациональная.
Именно на второй рациональной ступени "ра­ботает" мышление, разум, рациональность, и именно эта
ступень познания мира является объектом логики.

 

 

  3. Умозаключение 2. Суждение 1. Понятие
3. Представление 2. Восприятие 1. Ощущение II ступень познания мира – рациональная (разум, мышление)

1ступень познания

мира -чувственная

 

Итак, сфера мышления (объект мышления) — это II ступень познания окружающего мира — рациональная.

— специфика II ступени познания мира:

Во-первых, мышление — это сложное системное явление ра­боты мозга.

Во-вторых, многие науки изучают механизмы мышления. Од­нако в отличие от них в логике мышление — это инструмент позна­ния окружающего мира. Именно этот аспект мышления исследует логика. Более того, именно это и является предметом изучения логи­ки.

б) Предмет логики:

— итак, предметом изучения логики является человеческое
мышление в качестве инструмента познания мира.

NB: мы уже говорили выше о том, что мир можно познавать не только при помоши мышления, но и при помощи чувств. Однако возможности чувственного познания ограничены в про­странстве и времени; чувственное познание не позволяет в пол­ном объеме увидеть сущность объекта, т.к. не видит и не разли­чает случайное и необходимое в объекте. То есть чувственное познание — это индивидуальная форма восприятия субъекта и не может претендовать на объективность.

Мышление, в отличие от чувственного познания, потенциаль­но более объективно.

— потенциал мышления как инструмента познания:
Во-первых, в отличие от чувственного познания мышление имеет цельно-обобщающий характер: оно способно абстрагироваться, отвлечься от несущественных случайных черт объекта; если чувство фиксирует какую-то единичную черту объекта, то мышление не позволит единичному заслонить всю цельность анализируемого объек­та.

Во-вторых, понятие, суждение и умозаключение — это более объективный инструмент познания мира, чем ощущения, восприя­тия и представления, и потому обеспечивают большую гарантию истины.

В-третьих, в отличие от чувственной ступени суждения и умозаключения доказательны и доказуемы.

В-четвертых, если чувства более консервативны, то мышле­ние (разум) более динамично.

В-пятых, в отличие от чувств мышление поливариантно: оно может быть практическим, игровым, имитационным, творческим, языковым и т.п. Логика в большей степени имеет дело с языковым мышлением, так как язык — это форма идентификации и материа­лизации мышления. По языку диагностируются многие аспекты мышления — его развитость, социально-культурный контекст, пси­хопатология личности и т.п.

NB: надо помнить, что мышление — не синоним сознания человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.