Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологический практикум. A (I Wfr Игра «Кораблекрушение-2»




A (I Wfr Игра «Кораблекрушение-2»

Цель игры: формировать навыки общения в экстремальных ситуа­циях, выявлять конструктивные и деструктивные способы поведения.

Ведущий сообщает, что «группа туристов» из 15 человек, которая путешествовала морем, потерпела кораблекрушение и в настоящее время находится в «лодке». Примерно через 15 минут начнется «шторм», и «потерпевшие» смогут спастись только в том случае, если в «лодке» останется ровно на одного человека меньше. В условиях «шторма» большего числа людей «лодка» не выдержит. Если будет меньше на двое-трое человек, тоже все «погибнут», так как оставшихся будет недостаточно для гребли. По условиям игры, никто не может плыть за «лодкой», держась за ее борт — и в таком случае погибнут все.

Если оказывается человек, который по ходу игры покидает «лодку», он выходит за пределы игрового помещения и не возвращается до самого начала «шторма» и до объявления результата.

Ведущий объявляет о начале игры. Время от времени он информирует «потерпевших», сколько минут осталось до начала шторма. Ровно через 15 минут ведущий объявляет результат игры -либо все спаслись, кроме одного, либо погибли все.

Обсуждение: проводится посредством обмена впечатлениями, мнениями, переживаниями, чувствами. Анализируются стратегии ■ поведения «потерпевших». Какие из них преобладали — конструктивные или разрушительные.

Игра «Необитаемый остров»

Цель игры: научиться решать проблемы в экстремальных ситуациях при смене образа жизни, в частности, актуализировать конструктивные средства взаимодействия, брать ответственность на себя, пользоваться групповой поддержкой, тренировать способность переживать неудачи и потери, стимулировать процесс саморазвития.

Ведущий сообщает, что группа (группу более 20 человек можно разбить на две подгруппы) в силу чрезвычайных обстоятельств оказалась на необитаемом острове в тропиках. К этому времени у терпящих бедствие уже ничего не осталось, даже надежных плавсредств. Участники получают большой лист бумаги, коробку t пластилина, фломастеры. Надо нарисовать место высадки на остров,

* потом слепить «себя» из пластилина и найти пристанище на отмеченном пространстве острова.

Ведущий поясняет, что в ближайшие 20 лет группе не суждено встретиться с другими людьми или уплыть с острова и предлагает им «начать свою новую жизнь».

Развитие группы идет спонтанно. Ведущий может выступать в роли «хранителя времени», напоминая: «прошел день, неделя, месяц, год, два и т.д.». Иногда он может дополнять «жизнь» участников событиями: «ливень уничтожил...», «начались болезни...». Таким образом, он косвенно корректирует развитие группы.

Обсуждение: проводится с помощью анализа того, как проходила адаптация в самые трудные, первые, дни жизни на острове, когда возникала опасность негативного поведения, как проявлялось умение решать битовые и коммуникативные проблемы, как развивались межполовые взаимоотношения и социальные или политические разногласия.

Игра «Стена»

Цель игры: попробовать заняться самоанализом в экстремальной ситуации.

Можно представить себе, что идет человек по долгой дороге и вдруг натыкается на стену. Что делать в такой ситуации? Попытаться обойти, но это невозможно: стена «бесконечна». Попробовать перелезть, перепрыгнуть — увы, это тоже невозможно, стена слишком высока. Сесть под стеной?

Обсуждение: попытаться ответить на вопрос:

— Что может чувствовать, испытывать человек, оказавшись в такой неразрешимой экстремальной ситуации?

Тест «Способность действовать в социально-напряженных обстоятельствах»

В каждом вопросе обведите кружочком ту букву, которая определяет Ваш выбор. Затем, пользуясь ключом, подсчитайте число баллов по каждому из четырех факторов теста.

1. В каких случаях Вы успешнее выступаете в соревнованиях, в конкурсах, на экзаменах?

а) в спокойном состоянии, практически не волнуясь;

б) в состоянии повышенного возбуждения;

в) в состоянии сильного возбуждения.

2. Сильно ли Вы волнуетесь на таких мероприятиях?

а) да;

б) иногда;

в) нет.

3. Точно ли Вы оцениваете степень своего волнения и других
эмоциональных состояний в напряженных: ситуациях?

а) обычно не задумываюсь об этом;

б) иногда;

в) да.

4. Нравится ли Вам выступать в контрольных упражнениях на

результат?

а) да;

б) не могу сказать определенно;

в) нет.

5. Можете ли Вы в течение наиболее важного для вас периода
поддерживать стабильный уровень высоких результатов?

а) да;

б) бывают колебания; '"

в) нет.

6. Стабильна ли Ваша техника исполнения заданий в ситуациях
; соревнования, конкурса, экзамена?

{. а) да;

б) бывают колебания;
;■ в) нет.

7. Сильно ли Вам мешают неожиданные помехи?
\ а) да;

\ б) иногда;

;. в) нет.

\ 8. Мешает ли Вам волнение выступить наилучшим образом в

I соревнованиях, на конкурсе, на экзамене?

I а) да;

I б) иногда;

I в) нет.

I 9. Вы полностью «выкладываетесь» на важных соревнованиях?

I а) да;

1 б) не всегда;

щ в) нет.

Ц 10. Вы охотно выполняете объемные, интенсивные нагрузки?

1 а) да;

К б) не всегда;

в) нет

* 11. Сил ьно ли действуют на Вас неудачи?

а) да, сильно расстраивают;

б) быстро забываются;

в) не придаю им большого значения.

12. В каких случаях Вы достигаете наилучшего результата?

а) при строгом сознательном контроле своих действий;

б) при автоматическом выполнении;

в) нечто среднее.

13. Бывают ли у Вас во время действия в социально-напряженных
обстоятельствах серьезные, необъяснимые ошибки, влияющие на
результат Ваших действий?

а) да;

б) иногда;

в) практически не бывает.

14. Возникает ли у Вас при успешном сопротивлении трудным
обстоятельствам чувство «скорее бы все заканчивалось»?

а) да;

б) иногда;

в) нет.

15. Когда Вы обычно начинаете испытывать волнение перед со­
циально-напряженными обстоятельствами?

а) за несколько дней до,их наступления;

б) накануне;

в) непосредственно перед их наступлением.

16. Трудно ли Вам отключаться от мыслей о предстоящем вы­
ступлении на ответственных соревнованиях, конкурсах, экзаменах?

а) да;

б) нет;

в) могу отключиться, но не надолго,

17. Проводите ли Вы специальную психологическую настройку
самого себя непосредственно перед началом соревнования, конкурса,
экзамена?

а) нет, не провожу;

б) стараюсь успокоиться, снять напряжение;

в) стараюсь думать о чем-нибудь приятном;

г) сосредоточиваюсь на предстоящем выступлении;

д) стараюсь активизироваться, поднять физический тонус;

е) стараюсь отвлечься от мыслей о предстоящем выступлении;

ж) стараюсь вызвать в себе спортивную злость;

з) перебираю в уме тактические и технические моменты предс­
тоящего выступления;

и) использую разминку в качестве психологической настройки.

18. Можете ли Вы, если считаете это нужным, быстро переклю­
чаться с одного вида настройки на другой?

а) нет;

б) обычно не нуждаюсь в этом;

в) да.

19. Можете ли Вы в ходе спортивной, конкурсной борьбы, экза­
мена при необходи мости заставить себя быстро успокоиться?

а) нет;

б) не всегда;

в) как правило, могу.

20. Пользуетесь ли Вы для этих целей словесными приказами
самому себе?

а) нет;

б) обычно не нуждаюсь в этом;

в) да.

21. Вы многим готовы пожертвовать в жизни ради успехов в спорте,
на ответственном для Вас конкурсе и т.п.?

а) да, могу отказаться от многих жизненных благ;
Г б) этой проблемы передо мной не возникало;

■ в) нет.

\ 22. Каково Ваше отношение к социально-напряженным ситуациям,
| типа спортивных соревнований, конкурсов, экзаменов и т. п.?
| а) это весьма трудног дело;

I б) это праздник;

I в) и то и другое.

Подсчет баллов:

а б в а б в а б в

1 _2 -1 +1 8 -2 -1 +1 15 -2 -1 0

| 2-2 0+1 9+1-1-2 16 -2 +1 -1

\ 3-2-1 +1 10 +1 -1 -2 17 -

I 4 +1 0 -1 11+1 -1 -2 18 -2 -1 +1

В 5 +1 -1 -2 12 +1-1 0 19 -2 -1 +1

I 6 +1 -1 -2 13 -2 0 +1 20 -1 0 +1

I 7 -2 -1 +1 14 -2 0 +1 21 +1 -1 -2

I 22 -1 +1 +1

Степень выраженности фактора:

1. Эмоциональная устойчивость:

0 баллов: средний уровень устойчивости и надежности;

от- 1 до - 12: пониженный уровень устойчивости и надежности;

от + 1 до +5: повышенный уровень устойчивости и надежности.

2. Способность к саморегуляции:
О баллов: средний уровень;

от — 1 до — 10: пониженный уровень; от+1 до+6: повышенный уровень.

3. Мотивационно-энергетический компонент:
0 баллов: средний уровень;

от — 1 до — 10: пониженный уровень; от +1 до +8: повышенный уровень.

4. Стабильность действий, помехоустойчивость:
0 баллов: средний уровень;

от - 1 до - 6: пониженный уровень; от +1 до +3: повышенный уровень.

Характерологические свойства:

1. Эмоциональная устойчивость:

—интенсивность предситуационного эмоционального возбуждения;

—колебания этого возбуждения;

—степень влияния его на характер действий и поведения в со­
циально-напряженных обстоятельствах.

2. Способность к саморегуляции:

—умение правильно осознавать и оценивать свое эмоциональное
состояние;

—умение влиять на него, в частности, путем словесных само­
внушений и самоприказов;

—умение перестраиваться в процессе действий;

—развитие функции самоконтроля над своими действиями.

3. Мотивационно-энергетический компонент:

—терпимость к социально-напряженным ситуациям, любовь к со­
ревновательным видам взаимодействия;»

—стремление к любой форме соревновательного взаимодействия;

—полная отдача в ходе действий в социально-напряженных си­
туациях.

4. Стабильность действий, помехоустойчивость:

устойчивость внутреннего функционального состояния;

—стабильность двигательных навыков и приемов в процессе
действий в социально-напряженных обстоятельствах;

—невосприимчивость к воздействиям разного рода помех.

РАЗДЕЛ 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.