Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система менеджмента качества




Сложность рассматриваемых выше вопросов свидетельс­твует о необходимости построения специальной системы для управления качеством. В ранних источниках она называлась системой качества (СК), затем она именовалась системой уп­равления качеством (СУК), а в последних редакциях междуна­родных стандартов она представлена как система менеджмента качества (СМК). Более подробно вопросы создания системы менеджмента качества будут рассмотрены позднее. Здесь же для логического изложения последующего материала дадим краткую характеристику рассматриваемого вопроса.

Во второй редакции международных стандартов (1994) ис­пользовался термин «система качества», который был опреде­лен как совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления обще­го руководства качеством, т. е. часть системы управления пред­приятием (организацией). При этом под общим руководством подразумевалось и управление, и обеспечение качества. В тре­тьей редакции этих стандартов (ИСО серии 9000:2000) вместо термина «система качества» используется термин «система ме­неджмента качества (СМК)», который представлен как систе­ма менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству, т. е. дано назначение системы, но отсутствует ее определение. Следует отметить, что продолже­нием этой тенденции стала набравшая в последнее время силу концепция «интегрированных систем менеджмента», согласно которой система управления организацией есть единая систе­ма с подсистемами качества, экологического менеджмента и другими подсистемами. В такой системе учитываются все тре­бования в комплексе. Уже сейчас идет речь о создании интег­рированных систем менеджмента, сочетающих в себе принци­пы и требования двух стандартов - ИСО 9000 и ИСО 14000, к которым все чаще добавляются другие, например, стандарт OHSAS 18001 в области охраны труда и промышленной безо­пасности. В белорусском законодательстве, в частности, под системой управления качеством понимается часть общей сист темы управления, включающей организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы, ресурсы, необходимые для обеспечения качества продукции и (или) услуг. Учитывая высказанные соображения, определение системы менеджмента качества в упрощенном варианте можно изложить следующим образом: система менеджмента качест­ва (СМК) - совокупность подразделений и должностных лиц в организации, которые выполняют определенные функции ме­неджмента качества в соответствии с установленными прави­лами и принятыми методиками.

Центральной частью системы менеджмента качества (СМК) является служба качества, в состав которой, как правило, вклю­чают отдел технического контроля (ОТК), отдел (бюро) управ­ления качеством, метрологическую службу, отдел стандартиза­ции, центральную заводскую лабораторию (ЦЗЛ) и при необхо­димости испытательные подразделения.

Конструкторские и технологические отделы, а также цехи-изготовители формируют качество. Отдел снабжения, служба персонала, отдел труда и заработной платы, склады и другие подразделения обеспечивают необходимыми ресурсами и вы­полняют бизнес-функции, которые существенно влияют на ка­чество. Все указанные подразделения составляют с должност­ными лицами ту совокупность, которую принято называть сис­темой менеджмента качества (СМК).

Отметим, что служба качества организует работу по качест­ву на предприятии (создает СМК), контролирует качество про­дукции, обеспечивает технологический процесс нормативной базой (стандартами) и средствами измерений, проводит внут­ренние проверки СМК, организует сертификацию продукции и СМК, контролирует и осуществляет методическое руководс­тво работой других структур, выполняющих бизнес-функции в СМК. Она является тем самым субъектом управления качест­вом, который воздействует на производственный процесс в це­лях обеспечения качества продукции.

Более подробно о СМК представлено в темах 4 и 6.


Тема 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.