Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение затрат на сертификацию продукции, услуг и систем качества




Классификация и регулирование затрат на качество

Проблемы калькулирования классифицирования и регули­рования затрат на качество постоянно привлекают внимание специалистов ведущих фирм и предприятий. Это объясняется тем, что расходы на управление качеством играют существен­ную роль в их конкурентных позициях, определяют возможнос­ти ведения рыночного противостояния. При этом классифика­ция затрат на качество - одна из главных задач, от правильного решения которой зависит определение их состава и требований к организации учета, анализа и оценки.

Основным требованием к классификации является наиболее полный охват всех затрат, связанных с качеством продукции и влияющих на него, а также полная характеристика, отражаю­щая сложность и многофакторный характер процесса форми­рования качества, поэтому классификация должна охватывать все стадии создания и потребления продукции и в нее следует включать максимально возможное число признаков.

Другой важной задачей в управлении качеством является определение основных факторов, обусловливающих качество, так как именно они неизбежно отражают уровень производства и технологической культуры, квалификацию исполнителей, их отношение к труду. Классификация затрат на обеспечение ка чества по факторному признаку основана на том, что качество изготовления продукции определяется состоянием средств и предметов труда, самого труда и элементов их организационно­го взаимодействия. С учетом этого определяющими являются: трудовые организационные, информационные, материальные, технические и технологические факторы.

Интерес представляет классификация затрат на обеспечение качества продукции, предложенная А. Фейгенбаумом.

Японская модель кардинально отличается от рассмотрен­ных выше схем, так как в ее основу положена концепция, ори­ентированная не на продукцию, а на обеспечение качества и оценку ее результатов. Поэтому расчеты затрат на обеспечение качества представляют собой определение стоимости работ в целях уменьшения общих затрат путем увеличения стоимости мероприятий по предупреждению несоответствий и дефектов. В результате должны уменьшаться затраты на оценку качества и расходы, обусловленные браком. Экономическая же эффек­тивность оценивается путем сравнивания затрат с затратами, а не затрат с доходами.

Концепция, предложенная японскими специалистами, яв­ляется более обоснованной. Предусмотренный ею подход, ко­торый можно назвать «управленческим», позволяет разрешить тупиковую ситуацию, сложившуюся в экономике затрат на качество, и ответить на принципиальные вопросы:* чем отли­чается себестоимость продукции от затрат на качество; какую долю в себестоимости занимают затраты на качество и т. п. Бо­лее полное представление об этой модели дает классификация затрат по функциональному признаку.

Весьма важным является то, что японская и функциональ­ная модели согласуются с содержанием стандартов ИСО 9000, регламентирующих требования к видам деятельности в рамках системы качества. В последних, в частности, отмечается, что все затраты, связанные с качеством, калькулируются (классифициру­ются) внутри организации согласно ее собственным критериям.

Международной организацией по стандартизации для целей единообразия, сопоставимости и обобщения хозяйственной информации рекомендуются только некоторые общие методы калькуляции затрат на качество, используемые при финансовой отчетности о деятельности изготовителя. К их числу относят­ся: метод калькуляции затрат на качество ПОД (профилактика, оценивание, дефекты); метод калькуляции затрат, связанных с процессом; метод определения потерь вследствие низкого ка­чества (табл. 9).

Таблица 9

Методы калькуляции (классификации) затрат на качество

 

Элементы затрат Методы калькуляции затрат на качество
    ПОД     (А) связанных с процессами   (Б) вследствие низкого качества (В) Примечание
На профилактику +     Предотвращение дефектов
На оценивание +     Испытания, конт­роль, обследования
Связан с дефектами + (+)     До и после поставки продукции
Стоимость соответствия   +   Удовлетворение потребителя без из­менения процесса
Стоимость несоответствия   + (+)   Удовлетворение потребителя за счет переделки процесса
Материальные потери     . + (+) Затраты внутренние и внешние вследс­твие дефектов
Нематериальные потери     + (+) Снижение произво­дительности труда, сокращение объема сбыта и т. п.
Примечание: (+) внешние затраты (Вш); + внутренние затраты (By).

Рассмотрим эти методы подробнее.

А. Метод калькуляции затрат на качество ПОД.

Этот метод касается определения затрат на качество, кото­рые в целом подразделяются на затраты, являющиеся результа­том внутренней хозяйственной деятельности и внешних работ.

Составляющие затрат, связанных с внутренней хозяйствен­ной деятельностью, анализируются на основе модели калькуля­ции затрат ПОД (профилактика, оценивание, дефекты).

Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодны­ми капиталовложениями, тогда как затраты на дефекты счита­ются убыточными.

К составляющим затрат относятся следующие:

1) профилактика (77): деятельность по предотвращению де­фектов (например, обучение персонала, метрологическое обес­печение производства и др.);

2) оценивание (О): испытания, контроль и обследование для оценки выполнения требований к качеству;

3) внутренние затраты (By), являющиеся следствием дефек­тов, возникающих до поставки продукции вследствие того, что продукция не отвечает требованиям к качеству (например, пов­торное предоставление услуги, вторичная обработка, передел­ка, повторные испытания, брак);

4) внешние затраты (Вт), являющиеся следствием дефек­тов. Затраты, возникающие после поставки продукции, когда выясняется, что продукция не отвечает требованиям к качест­ву (например, техническое обслуживание и ремонт продукции; гарантии и возвраты; прямые затраты и скидки, связанные с изъятием продукции; издержки, связанные с несением юриди­ческой ответственности за качество продукции).

Б. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами.

Здесь используются понятия стоимостей соответствия и не­соответствия любого процесса, причем оба могут быть источ­ником экономии средств. При этом:

♦ стоимость соответствия: затраты, понесенные в целях удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего про­цесса;

♦ стоимость несоответствия: затраты, понесенные из-за на­рушения существующего процесса.

В. Метод определения потерь вследствие низкого качества.

При данном подходе основное внимание уделяется внутрен­ним и внешним потерям вследствие низкого качества и опре­делению материальных и нематериальных потерь. Типичным примером внешних нематериальных потерь является сокраще­ние в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности потребителей. Типичные внутренние нематериальные потери яв­ляются результатом снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т. п. Материальные потери представляют собой внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов.

Несмотря на существующую технико-экономическую зна­чимость, проведение работ по сертификации продукции тре­бует определенных затрат. В соответствии с законодательством оплата работ по обязательной сертификации конкретной про­дукции производится заявителем (предприятием, организаци­ей, физическим лицом, обратившимся с заявкой на проведение соответствующих работ) за счет собственных средств (кроме случаев, когда финансирование осуществляется из госбюдже­та), причем сумма средств, израсходованных заявителем на проведение сертификации, относится на себестоимость серти­фицированной продукции (услуг).

С другой стороны, важным элементом в условиях рыночной экономики становится вопрос финансирования органов по сер­тификации и испытательных лабораторий. Поэтому определе­ние стоимости работ по сертификации актуально как для заяви­теля, так и для органов сертификации.

При обязательной сертификации продукции оплате подлежат:

♦ работы, выполняемые органом по сертификации, связан­ные с экспертизой документов, принятием решений по органи­зации работ, оформлению сертификата соответствия;

♦ работы, связанные с испытанием продукции;

♦ сертификация систем качества (производства), если она предусмотрена схемой сертификации продукции;

♦ инспекционный контроль за соответствием сертифициро­ванной продукции требованиям нормативных документов;

♦ лицензии на применение знака соответствия.

Оплата всех работ по сертификации основывается на следу­ющих принципах:

♦ уровень рентабельности работ по обязательной сертифи­кации не должен превышать 35 %;

♦ прибыль от работ по обязательной сертификации, остаю­щаяся в распоряжении органов по сертификации и испытатель­ных лабораторий, должна использоваться на цели совершенс­твования и развития нормативно-технической и испытательной базы, а также на обучение специалистов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.