Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы взаимодействия местного самоуправления с населением




Анализ законодательства показывает, что население является основной составной частью системы местного самоуправления, ее центральным субъектом. В связи с этим общественный контроль за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами предоставленных им полномочий является обязательным условием для осуществления местного самоуправления.

Являясь высшей формой непосредственной демократии на местном уровне, референдум представляет собой одновременно форму выражения общественного мнения и способ принятия принципиально важных решений по вопросам местного значения и гарантию их исполнения. К основным нормативным правовым актам, регулирующим порядок реализации гражданами права на референдум в Российской Федерации, относятся Конституция Российской Федерации (ст. 3, 32, 130), Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ местный референдум является одной из основных форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Данный Федеральный закон установил перечень субъектов, имеющих право инициировать проведение местного референдума. В соответствии с названным Законом инициативу могут выдвигать граждане, избирательные объединения и иные общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах, а также представительный орган и глава местной администрации, выдвигающие инициативу совместно. Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, оформляется в порядке, установленном Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации. Инициатива органов муниципального образования оформляется в соответствии с Федеральным законом правовыми актами представительного органа муниципального образования и главой местной администрации.

В ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что уставом муниципального образования должны определяться формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения. Однако в большинстве уставов муниципальных образований такие гарантии отсутствуют. Гарантией участия населения в непосредственном решении вопросов местного значения могла бы стать реализация ст. 12 Федерального закона № 67-ФЗ, которая закрепила, что федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум. Это весьма желательно, так как в большинстве конституций (уставов), законов субъекта Федерации, уставов муниципальных образований обязательности проведения местного референдума для решения наиболее основополагающих вопросов также не закреплено. Кроме того, в этих актах следовало бы предусмотреть право последующего общественного контроля за исполнением решений местных референдумов.

Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны осуществлять свою деятельность открыто, гласно, обеспечивать возможность получения населением, гражданами, общественными объединениями и средствами массовой информации полных и достоверных сведений о деятельности муниципальных органов. Данные положения создают условия для компетентного голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, а также для инициирования отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Все это создает необходимые условия для осуществления эффективного и всестороннего общественного контроля населением, гражданами, общественными объединениями за соответствием деятельности органов и должностных лиц законодательству, уставу муниципального образования и своим полномочиям[11].

Значительные полномочия населения в контрольной деятельности закреплены ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ. В ней предусмотрено, что глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Однако Федеральный закон не устанавливает конкретные формы и порядок осуществления населением указанных полномочий. В то же время отмечено, что они могут быть урегулированы уставом муниципального образования в соответствии с ч. 3 ст. 34 рассматриваемого Федерального закона, закрепившего, что «порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования». Однако на муниципальном уровне этим вопросам не уделяется должного внимания[12].

Сход граждан является наиболее традиционной формой непосредственной демократии, посредством которого граждане по месту жительства решают вопросы местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. В отличие от местного референдума сход граждан проводится в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. В современных условиях данный институт обеспечивает возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с личной активностью граждан, а также дает возможность гражданам непосредственно высказывать и выражать свою волю по вопросам развития муниципального образования, т.е. он служит формой проявления общественно-политической активности населения. Таким образом, сход граждан, заменяя собой представительный орган муниципального образования с численностью населения, обладающего избирательным правом, не более 100 человек, обладает теми же возможностями по контролю качества работы местной администрации, выборных должностных лиц местного самоуправления, что и представительный орган. Но используются сходы для этих целей недостаточно активно. Однако преодолеть этот недостаток может только само население.

В Федеральном законе № 131-ФЗ широко регламентируется реализация такой формы непосредственной демократии, как территориальное общественное самоуправление. Практика показывает, что именно в этой сфере в наибольшей степени проявляется активность граждан. Территориальное общественное самоуправление – наиболее близкая и потому наиболее понятная населению форма местного самоуправления, способ вовлечения самых широких слоев населения в самоуправленческий процесс[13].

Следующей формой контроля населения посредством обеспечения обратной связи для выявления общественного мнения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти являются опросы граждан, проводимые в соответствии со ст. 31 Федерального закона № 131-ФЗ на всей территории муниципального образования или на части его территории. В опросе имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом[14].

Новой важной формой участия населения в решении вопросов местного значения и одновременно формой контроля в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ являются публичные слушания, закрепленные в ст. 28. Публичные слушания могут проводиться представительным органом или главой муниципального образования как по их собственной инициативе, так и по инициативе населения для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования. Публичные слушания проводятся не только с целью информирования населения об осуществляемой или планируемой деятельности либо выяснения мнения населения по обсуждаемым вопросам. Они, как правомерно отмечается в литературе, используются для контроля за принятием и реализацией решений, в том числе по установлению публичных сервитутов[15].

Таким образом, с учетом коллизионности действующего законодательства, регулирующего правовые и организационные принципы организации местного самоуправления, сложившейся правоприменительной практики, дискуссионности и активной обсуждаемости вопроса о статусе органов власти в юридической науке представляется целесообразным уйти от наметившейся в российском праве тенденции, рассматривающей органы публично-правовых образований с гражданско-правовой точки зрения как обычных хозяйствующих субъектов, без учета их правовой природы.

 

 

Раздел II. Анализ организации управления муниципальным образованием сельским поселением Вороновское Подольского района Московской области




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.