КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация и осуществление розыска
Организация и осуществление розыска должны отвечать следующим требованиям. 1. Оперативность, под которой понимаются быстрота и непрерывность Динамизм следственных ситуаций, быстрота рассеивания доказательственной и «старения» ориентирующей информации, процессы отчуждения и ослабления коммуникабельности жителей современных больших городов, возможности средств сообщения и связи требуют незамедлительной реализации принятых решений о проведении розыскных мероприятий. Дефицит времени становится постоянно действующим фактором розыска. Он диктует необходимость максимального расширения фронта розыска в минимальном временном интервале. Предельно возможное сокращение промежутка между установлением и обнаружением объекта, обозначаемое в практике как розыск «по горячим следам», или, что более точно, раскрытие преступления «по горячим следам». Это понятие охватывает комплекс неотложных следственных действий, розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, позволяющих не только установить и обнаружить, но и изобличить преступника в течение нескольких суток. 2. Тактическая обоснованность розыска выражается в учете складывающихся следственных ситуаций, определении круга и последовательности розыскных мероприятий и проводимых в розыскных целях следственных действий, выборе момента их осуществления и прогнозировании ожидаемых результатов. Тактическая обоснованность связана с психологической, о которой, как о психологических основах розыска, мы говорили ранее. К сказанному можно добавить, что в число качеств, которые должен проявить субъект розыска, входит целеустремленность, настойчивость в достижении цели, что особенно важно, когда розыск принимает затяжной характер или осуществляется после приостановления производства по делу.
3. Логическая обоснованность розыска заключается в непротиворечивости планируемых мер, последовательности плана розыска, обоснованности розыскных версий, принимаемых в процессе розыска решений, анализе действий противостоящей стороны. 4. Согласованность между розыскной деятельностью следователя и оперативно-розыскной деятельностью органов дознания означает:
1) единство цели розыскных мероприятий и следственных действий, дополнительный характер тех и других по отношению друг к другу, комплексность их планирования и проведения; 2) тесное взаимодействие и деловое непрерывное сотрудничество между субъектами розыскной деятельности в целом — следователем и оперативными работниками. Взаимодействие, осуществляемое в форме согласованных действий, имеет четыре уровня. На первом следователь и оперативный работник проводят параллельно одноименные розыскные мероприятия, например преследование преступника по разным возможным путям его ухода с места преступления. Взаимодействие осуществляется путем обмена информацией о ходе преследования. Глава 29. Розыскная деятельность следователя Второй уровень — проведение оперативным работником мероприятий, обеспечивающих розыскную деятельность следователя. На этом уровне следователю передается информация, полученная из негласных источников, а также рекомендации о путях и способах ее использования. Например, выявляется свидетель, которого следователь впоследствии допрашивает и получает необходимые данные о месте нахождения обвиняемого. Третьим уровнем взаимодействия можно считать передачу следователем информации оперативному работнику для выполнения розыскного требования следователя.
Наконец, четвертый, самый высокий уровень — проведение розыскной оперативно-тактической комбинации, под которой понимают комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных оперативно-розыскных мер, розыскных мероприятий и следственных действий, преследующих одну общую цель и выполняемых в определенной последовательности каждым участником в границах его компетенции. На этом уровне совместно обсуждаются результаты розыскной деятельности, выявляются просчеты, принимаются меры к их исправлению. Содержание розыскной деятельности составляют его организация и планирование, розыскные мероприятия следователя и розыскные возможности следственных действий. Организация розыска предполагает учет и расстановку наличных сил и средств, определение форм и методов взаимодействия с оперативными аппаратами, анализ исходной информации. С организацией неразрывно связано планирование розыска на основе выдвинутых версий. Содержание плана зависит от объекта розыска. Правовую основу взаимодействия при розыске составляют поручения следователя органам дознания. Весьма важной является работа с населением, средствами массовой информации, сотрудниками экспертно-криминалистической службы. Цель — получение информации о разыскиваемом, о свидетелях и потерпевших, месте нахождения искомых объектов, их признаках и свойствах и т. п. Население может принимать участие в поисковых мероприятиях, в обследовании участков местности и т. п. Специалисты и эксперты оказывают помощь при производстве розыскных следственных действий, отождествлении обнаруженных объектов розыска и т. д. Розыскные действия следователя группируются на мероприятия: 1) с целью получить исходную информацию для розыска; 2) проводимые с целью задержания преступника «по горячим следам»; 3) блокирующего и «сторожевого» характера; 4) с целью обнаружить объекты розыска; 5) с целью активизации розыска и расширения круга его участников. Для начального этапа розыска характерны мероприятия первой и второй групп, для последующего — третьей и четвертой. Мероприятия пятой группы осуществляются на обоих этапах.
Существенную роль при розыске могут играть и следственные действия, проводимые специально в розыскных целях. В сущности, в этих целях может быть использовано любое следственное действие, однако, как свидетельствует практика, наибольшими розыскными возможностями обладают осмотр, допрос, обыск и выемка, проверка показаний на месте. При этом в самой общей форме можно сказать, что розыскные возможности осмотра и допроса заключаются в том, что они позволяют получить исходную розы- § 2. Организация и осуществление розыска скную информацию, а обыск, выемка, проверка показаний на месте — обнаружить объекты розыска. Организация и тактика розыска зависят от характера разыскиваемых объектов, складывающейся следственной ситуации и ее правильной оценки. Розыск скрывшихся обвиняемых предпринимается при уклонении от следствия, что должно быть документально зафиксировано, причем само по себе отсутствие обвиняемого в определенном месте еще не дает оснований для такого утверждения. Проверка того, уклоняется ли обвиняемый от следствия, включает получение данных с его места жительства и работы, наведение справок о его возможном пребывании у родственников, знакомых и т. п., в больницах, военкомате (призыв на военную службу, на сборы), по учетам ИЦ и других аппаратов органов внутренних дел, в том числе о возможном взятии его под стражу за совершение иного преступления. Все полученные сведения отражаются в соответствующих справках и протоколах следственных действий. В целях уклонения от ответственности обвиняемый может сменить местожительство, изменить анкетно-демографические данные с помощью поддельных документов, признаки внешности, укрыться в специально подготовленном месте и т. п. Приняв решение о розыске, следователь выносит об этом постановление, указывает в нем орган дознания, которому поручается розыск, и прилагает к постановлению справку о личности скрывшегося обвиняемого. Оперативный сотрудник, которому поручен розыск, заводит розыскное дело, оформляет статистические и розыскные карточки, передает сведения о разыскиваемом в дежурную часть органа внутренних дел, которые затем вносятся в картотеку разыскиваемых лиц. Все эти действия составляют содержание местного розыска.
Продолжением и развитием местного может стать федеральный розыск, начинающийся рассылкой сторожевых карточек во все областные и республиканские органы внутренних дел. Перечисленные меры не освобождают следователя от обязанности самому продолжать розыск обвиняемого. Розыск иных объектов не требует специального постановления. Участие в нем сотрудников органа дознания обеспечивается поручением следователя на основании п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ. Свидетели и потерпевшие также могут уклоняться от явки в органы следствия (боязнь мести со стороны преступника, дружеские или интимные отношения с ним, нежелание огласки своих аморальных поступков и т. п.). Для их обнаружения используются приемы розыска обвиняемых. Сходство имеет и розыск пропавших без вести лиц, но при этом проверяется и версия об их убийстве. Заявление о пропавших без вести оформляется специальным протоколом с приложением к нему фотографий пропавшего и его документов. Через три месяца после объявления местного розыска объявляется федеральный розыск пропавшего; прекращается он по истечении 15 лет. Эффективным средством выяснения судьбы таких людей служит проверка по данным централизованного учета лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов и неизвестных больных. При обнаружении разыскиваемого трупа решается задача установления личности погибшего, поскольку без этого розыск нельзя считать завершенным. С этой целью труп предъявляется для опознания; может быть прове- Глава 29. Розыскная деятельность следователя дена и судебно-медицинская экспертиза, а также проверка по учету лиц, пропавших без вести. Розыск транспортных средств ведется в двух случаях: при краже (угоне); если водитель скрылся с места ДТП. В первом случае данные для розыска должны быть получены от владельца автомобиля, во втором — при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий: осмотра места происшествия, допроса свидетелей-очевидцев и др. Используются также данные органов ГИБДД по учету автотранспортных средств, единому для всей Российской Федерации. При розыске животных и их трупов розыскные ориентировки рассылаются в соседние органы внутренних дел, сельскохозяйственные предприятия, заготовительные организации, рынки и т. п. Оперативным путем может быть проверена причастность к краже заводчиков породистых собак и кошек, использованы данные криминалистического учета похищенного и пригульного скота. Как уже указывалось, весьма эффективную помощь в розыске могут оказать средства массовой информации, особенно телевидение. Глава 30. Взаимодействие участников раскрытия и расследования преступлений § 1. Понятие, принципы и субъекты взаимодействия Эффективность раскрытия, расследования и предотвращения преступлений в значительной степени зависит от успешности взаимодействия следователя с иными участниками этого процесса — оперативными сотрудниками органа дознания, других служб правоохранительных органов, со сведущими лицами — специалистами и экспертами, а также контрольно-ревизионными органами, средствами массовой информации и др. Это взаимодействие представляет собой согласованную по целям и задачам, силам, средствам, месту и времени деятельность в процессе установления истины по уголовному делу. О взаимодействии следователя с иными участниками расследования можно говорить в известном смысле лишь условно, поскольку с процессуальной точки зрения здесь нет равноправного партнерства: статус следователя определяет его главенствующую и руководящую роль, персональную ответственность за принимаемые решения и результаты расследования в целом. Вся деятельность иных участников расследования подчинена задачам, поставленным перед ними следователем, согласуется с ними. Однако, поскольку термин «взаимодействие» традиционно используется для обозначения этой деятельности, нет смысла при дальнейшем изложении заменять его каким-либо другим. Содержание взаимодействия определяется его целями. В одних случаях такой целью может быть успешное проведение отдельного следственного действия, в других — получение необходимой информации оперативным путем, в третьих — поиск и обнаружение скрывшегося подозреваемого или обвиняемого, вещественных доказательств, документов, ценностей и т. п. Соответственно взаимодействие может носить разовый, краткосрочный характер или осуществляться на постоянной основе в течение значительного времени, например всей работы по конкретному уголовному делу или по группе дел того или иного вида. Необходимость взаимодействия возникает не всегда. Если производство предварительного следствия является необязательным и дело расследуется в полном объеме органом дознания, то о взаимодействии в рассматриваемом аспекте говорить не приходится. Это не значит, что работник органа дознания ни с кем не контактирует, никто не оказывает ему содействия. Как и следователь, он обращается к специалистам, экспертам, может консультироваться с сотрудниками других служб органов внутренних дел, но эти отношения и эта деятельность организационно, а в большинстве случаев и процессуально (за исключением назначения судебных экспертиз) отличается от взаимодействия следователя и других субъектов процесса доказывания. Главная цель взаимодействия — раскрытие преступлений. Поэтому, если преступление совершено в условиях очевидности и его требуется не рас- 478 Глава 30. Взаимодействие участников раскрытия преступлений крыть, а расследовать, потребность во взаимодействии следователя с органом дознания может и не возникать или выражаться лишь в разовых поручениях. Перечислим принципы взаимодействия. 1. Соблюдение законности. Обеспечивается четкой правовой регламентацией деятельности участников, контролем со стороны руководителей органов следствия и дознания, прокурорским надзором. Главное требование — участники действуют строго в пределах своей компетенции, определяемой законом, который не допускает смешения следственной и оперативно-розыскной деятельности. 2. Соблюдение законности обусловливает и такой принцип взаимодействия, как строгое соблюдение подследственности. Как известно, закон предусматривает две формы дознания: по делам, где предварительное следствие необязательно и где оно обязательно, когда функции органа дознания ограничены производством лишь неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, выявлению и задержанию виновных. Такое разграничение функций органов предварительного следствия и органов дознания отражается и на формах, и на содержании взаимодействия. Решить вопрос о подследственности и отсюда о необходимости взаимодействия лица, производящего расследование, и иных субъектов работы с доказательствами, в тех случаях, когда первоначальные (неотложные) действия осуществляются органом дознания, позволяют результаты этих действий. Они могут подтвердить наличие в событии признаков преступления определенного рода или вида. Достоверность этой информации и позволяет правильно решить вопрос о подследственности. Известно, что после определения характера события, требующего предварительного следствия, работа органа дознания прекращается по одному из трех вариантов: 1) при выполнении неотложных действий до установленного законом срока; 2) независимо от выполнения неотложных действий и истечения срока — по указанию надзирающего прокурора; 3) по истечении установленного законом срока (независимо от объема неотложных действий и полученных результатов).
3. Руководящая и организующая роль следователя, соответствующая его процессуальному статусу и ответственности за результат. 4. Целеустремленность взаимодействия, обусловленная решением конкретных задач расследования и в конечном счете интересами установления истины по делу. 5. Плановость и динамичность взаимодействия. Согласованность совместной деятельности обеспечивается ее планированием. Но по ходу расследования задачи и содержание взаимодействия уточняются и дополняются, может возникнуть потребность изменить круг взаимодействующих субъектов, привлечь новые силы и средства. Прокурор, осуществляющий надзор за следствием и дознанием, играет здесь организующую роль. В соответствии со своими полномочиями он вправе сам давать поручения оперативным сотрудникам, определять иные формы взаимодействия следователя с ними, контролировать соблюдение компетенции каждым из субъектов взаимодействия. При этом он не дол- § 1. Понятие, принципы и субъекты взаимодействия жен вмешиваться в оперативно-розыскные мероприятия органов дознания, предписывать им пути и способы реализации поручений. Важные функции в этом процессе выполняет начальник следственного отдела (подразделения). Его указания о формах и содержании взаимодействия, как и указания прокурора, обязательны для следователя. Эти указания могут, помимо прочего, относиться к организации следственно-оперативной группы (СОГ), ее составу и т. п. Организация взаимодействия при раскрытии и расследовании преступлений складывается из ряда элементов. Первый из них — анализ материалов дела следователем, определение задач, которые требуют совместной деятельности, конкретных исполнителей. Необходимость в совместной деятельности определяется следователем на основе имеющихся в его распоряжении доказательств и иных данных, учета следственной ситуации и состояния процесса расследования. Определяются им и субъекты взаимодействия: те или иные службы правоохранительных и иных органов, конкретные лица. Наиболее часто к совместной деятельности привлекаются сотрудники уголовного розыска, служб по борьбе с организованной преступностью и с преступлениями в области экономики, криминалистических подразделений органов внутренних дел, ГИБДД и др. Второй элемент — оперативный обмен информацией о состоянии и результатах работы. В обмене информацией между следователем и оперативным сотрудником органа дознания выражается двусторонний характер их помощи. Взаимное информирование необходимо для корректировки и согласованности планов следствия и оперативно-розыскных мероприятий. Это особенно важно при планировании оперативно-тактической комбинации, успех которой полностью зависит от того, точно ли выдерживают ее участники намеченные сроки и очередность оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Своевременный, исчерпывающий и непрерывный обмен информацией приобретает особо важное значение для членов СОГ. Его формы различны: совещание всего состава СОГ, контакты между отдельными ее участниками и т. п. Немаловажно при этом сохранить тайну следствия, не допустить утечку оперативной информации, в чем могут быть заинтересованы лица, противодействующие расследованию. Третий элемент — корректировка работы участников взаимодействия и его задач, диктуемая результатами проделанного, изменением следственной ситуации. Взаимодействие осуществляется на основе единого согласованного плана. Этот план в соответствии с ведомственными рекомендациями должен содержать: 1) изложение следственных и розыскных версий; 2) все, что вытекает из этих версий, т. е. перечень обстоятельств, подлежащих установлению и выяснению, — по каждой из выдвинутых версий; 3) перечень необходимых действий, с помощью которых должны быть установлены или исследованы эти обстоятельства, и порядок таких действий; 4) перечень розыскных мероприятий, осуществляемых следователем; 480 Глава 30. Взаимодействие участников раскрытия преступлений 5) изложение обстоятельств, подлежащих установлению оперативным путем (сами оперативно-розыскные меры, пути установления этих обстоятельств в плане не указываются); 6) сроки исполнения, в том числе промежуточные: обмена информацией, корректировки плана (при необходимости); 7) список исполнителей по каждому пункту плана. Оперативно-розыскные меры планируются отдельно оперативным сотрудником. Рекомендуется уделять особое внимание согласованности планируемых мероприятий и следственных действий по времени, месту, срокам окончания, участникам. Единый план рассматривается руководителями следственного подразделения и соответствующей оперативной службы. Особенно важны согласованность и своевременная корректировка начального этапа расследования, когда от этого зависит успешность раскрытия преступления «по горячим следам», установление и розыск виновного, розыск похищенного имущества. В случае, когда производство по делу приостанавливается для розыска, следователь не вправе полностью перекладывать его на сотрудников органа дознания, но обязан сам активно осуществлять розыскные меры, координируя и согласовывая их с оперативно-розыскными мероприятиями, преследующими ту же цель. Необходимость во взаимодействии возникает в различных ситуациях. Три из них наиболее типичны. 1. Совершение неочевидного преступления (преступление налицо, но неизвестно, кто его совершил). Инициатива в организации взаимодействия (инициатива, но не решение о взаимодействии, которое всегда принимает следователь) в подобных случаях исходит, как правило, от дежурной части органа внутренних дел. Формой взаимодействия выступает СОГ, выезжающая на место происшествия. В ее состав обычно входят следователь, оперативный сотрудник соответствующего профиля, специалист (криминалист, судебный медик), а при необходимости — кинолог со служебно-розыскной собакой. Их задачи — качественный осмотр места происшествия и незамедлительное использование полученной информации для раскрытия преступления, розыска и задержания виновного. Именно на этом этапе решается вопрос о подследственности возбужденного дела, о продолжении и направлениях работы по делу органа расследования. В этих случаях на стадии возбуждения уголовного дела орган расследования может участвовать в проверке имеющейся информации, собирании дополнительных данных, в том числе и путем исследований материальных объектов (так называемые предварительные исследования, осуществляемые сотрудниками экспертно-криминалистической службы органов внутренних дел). 2. Решение следователем вопроса о возбуждении уголовного дела по материалам органа дознания (оперативным материалам). Ему же принадлежит инициатива в организации взаимодействия, целями которого служат: проведение согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление виновных и всех эпизодов их преступной акции; полное возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; обнаружение вещественных и письменных доказательств, ценностей, нажитых преступным путем. 3. Расследование сложных уголовных дел. Это прежде всего многоэпи-зодные, групповые дела, дела об организованных преступных сообществах, а также нераскрытые преступления. Формой взаимодействия чаще всего выступает СОГ. § 2. Формы взаимодействия
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |