Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение




ДОЛГОПОЛОВ Игорь Викторович

ЛАЗАРЕВ Игорь Викторович,

РАДЧЕНКО Сергей Сергеевич,

ПЕТРОВА Марина Сергеевна,

РАДЧЕНКО Сергей Анатольевич,

Учебное издание

ОХРАНА ТРУДА

И. В. Лазарев, И. В. Долгополов

С. А. Радченко, М. С. Петрова, С. С. Радченко,

 

 

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Учебное пособие

для студентов педагогических специальностей

 

 

Тула – 2014

 

    Радченко, С. А. Охрана труда в образовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / С. А. Радченко, М. С. Петрова, С. С. Радченко, И. В. Лазарев, И. В. Долгополов.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2014. – 574 с.    
  Учебное пособие имеет цель обеспечить изучение студентами мате­риала курса и научить их ориентироваться в множестве нормативных до­кументов по охране труда и пожарной безопасности, учи­тывать и соблю­дать их требования в будущей работе в образовательных учреждениях и в реальном секторе экономики, используя разработанный в ТГПУ им. Л. Н. Толстого комплексный инновационный организационно-экономический метод улучшения обучения, воспитания, охраны труда и повышения конкурентоспособности молодёжи при её трудоустройстве даже без дополнительных финансовых затрат образовательных учреждений и родителей. Описаны требования нормативных документов по охране труда, ме­тоды и технические средства для её обеспечения в образовательных уч­реждениях и в других сферах и эффективные методы улучшения охраны труда за счёт целевого получения студентами и школьниками знаний и навыков, нужных для успешной карьеры и защиты от рисков и проблем. Предназначено для студентов и аспирантов педагогических и других специальностей, учителей, преподавателей и родителей студентов.  

 

ОХРАНА ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Учебное пособие для студентов педагогических специальностей

 

 

Охрана здоровья учащихся и обеспечение безопасности учебного процесса – важнейшая обя­занность учителя. Поэтому он должен сам ориентироваться в очень многих нормативных актах по охране труда и пожарной безопасности, четко знать и соблю­дать правила и нормы тех­ники безопасности, санитарии, электро- и пожарной безопасности и методы их эффективного выполнения в школе и уметь до­водить их до сведения учащихся, строго требовать их выполнения и контролировать его.

Еще одной важнейшей задачей является квалифицированное обучение всех студентов и школьников методам улучшения охраны их труда и защиты от рисков и проблем в условиях рыночной экономики, когда все расходы по обеспечению охраны труда несут хозяйственные субъекты.

Отечественная система охраны труда формировалась и развивалась в рамках плановой, государственно регулируемой экономики. Она сыграла свою позитивную роль, реализо­вав многоаспектный комплекс гарантий, мер защиты и социальной под­держки трудящихся. Особенностью этой системы было жестко регла­ментированное государственное финансирование и преимущественно административная ответственность руководителей за нарушение законов, норм и правил охраны труда. А формирующаяся с начала 90-х годов ХХ века система новых экономических отношений отличается самостоя­тельно­стью работодателей в решении большинства вопросов и в выборе приори­тетов инвестирования средств.

Это не замедлило сказаться на ре­зульта­тах. Уже в середине 90-х годов ХХ века в России был зафиксирован самый высокий среди индустриально развитых стран уровень производствен­ного травматизма с летальным исходом – 0,133 случая гибели на 1000 работающих; более чем у 40 % работающих в отечественной промыш­ленности условия труда были квалифицированы как неблагоприятные; число специалистов по охране труда на предприятиях сократилось почти в 2 раза, а затраты на мероприятия по охране труда уменьшились в 5 раз. И в настоящее время проб-лема улучшения охраны труда по-прежнему очень актуальна, так как в 2011 году в России только на производстве погибло более 10000 человек.

Указанные прогрессирующие негативные тенденции требуют адекватного новой ситуации реформирования системы охраны труда в России на базе новой концепции и совершенствования отечественной системы охраны труда как с точки зрения адаптации ее к рыночным отноше­ниям, так и с позиции сохранения ее назначения как механизма защиты интересов работающих и особенно молодежи, гарантии сохра­нения их жизни, здоровья и трудоспособности в процессе профессио­нальной деятельности.

Анализ опыта промышленно развитых стран показал, что при рыночной экономике для решения этой про­блемы необходимо эффективное использование системы государствен­ного регулирования с возложением расходов и экономической ответствен­ности за ее реализацию на работодателей. Опираясь на такой подход, Россия поставила перед собой еще более масштабную задачу, провозгла­сив принципом государственной политики в сфере охраны труда приори­тет жизни и здоровья работников по отношению к результа­там производ­ственной деятельности. Причем все работодатели и работники должны выполнять требования 1300 федераль-ных и межотраслевых нормативных документов по охране труда, указанных на сайте Санкт-Петербургского научно-исследовательского института охраны труда www.niiot.ru/doc/catalogue [1], многих сотен нормативных документов по пожарной безопасности и многих других документов, а также вовремя изучать и учитывать все вносимые в них изменения.

Это затрудняет изучение и выполнение требований охраны труда и требует больших финансовых затрат работодателей, из-за чего некоторые фирмы выполняют требования охраны труда только для своих официально оформленных работников и в целях экономии используют без договоров труд части работников, имеющих при этом худшие условия труда и оп-латы. Поэтому при рыночной экономике надо учить студентов и школьни-ков методам: 1 - улучшения охраны труда и снижения рисков при миниму-ме затрат денег и труда; 2 - повышения уже при учебе своей конкурентоспособности при трудоустройстве и работе для улучшения условий труда.

В связи с этим наиболее актуальны вопросы, связанные с организа­цией работы по охране труда, с улучшением условий и с про­филактикой травматизма во время процесса обучения и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях и с обучением школьников и студентов методам улучшения охраны труда при рыночной экономике с учетом мирового опыта, особенно повышения их конкурентоспособности.

Данное учебное пособие должно обеспечить получение студентами знаний, умений и практических навыков по следующим ос­новным разделам: «Законодательство в области охраны труда», «Охрана труда при рыночной экономике и возможности ее улучшения», «Основы техники безопасности», «Гигиена труда и производст­венная санитария», «Охрана труда и здоровья в школе», «Охрана труда в вузе» и «Пожарная безопасность». Эти разделы представлены нами в единой системе с описанием специфики обеспечения охраны труда и уменьшения рисков при рыночной экономике, что соответствует логике подго­товки будущего учителя.

Для получения лучших знаний, умений и практических навыков в связи наличием огромного количества нормативных документов и изучением этого курса один семестр желательно, чтобы студент сразу выбрал будущее направление своей деятельности и желательную должность и бо-лее целенаправленно изучал материал, готовясь к своей будущей работе.

Введение, главы 1–4 написаны С.А. Радченко, М.С. Петровой и С.С. Радченко, глава 5 – И.В. Лазаревым, И.В. Долгополовым и С.А. Радченко, главы 6–8 – С.А. Радченко и С.С. Радченко.

Глава 1. ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Предмет охраны труда.
Основные понятия охраны труда.
Структура законодательства РФ об охране труда.
Виды ответственности.
Органы контроля и надзора за охраной труда в РФ

 

Система сохранения жизни и здоровья человека в процессе деятель­ности является предметом дисциплины «Охрана труда в образовательных учреждениях». Жизненный опыт человека показывает, что любой вид деятельности должен быть полезен для его существования, но одновре­менно деятельность может быть источником негативных воздействий или вреда, приводить к травматизму, заболеваниям, а порой заканчиваться и полной потерей трудоспособности или смертью. Вред здоровью человека может наносить любая деятельность: работа на производстве (трудовая деятельность), деятельность, связанная с получением знаний (учебная деятельность) и даже различные виды отдыха и развлечений. Проблемы охраны труда затрагивают многие стороны жизни и деятельности трудовых кол­лективов, организации производства и труда, управления производством, носят разносторонний многоплановый характер. Сложность состоит в том, что решение должно обеспечиваться на каждом этапе производст­венного процесса, на каждом участке производства, на каждом рабочем месте. Поэтому целью курса «Охрана труда в образовательных учрежде­ниях» является формирование у будущих учителей необходимых знаний и умений в области охраны труда с учётом особенностей профессио­нально-педагогической деятельности.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда (ТК РФ, глава 33, статья 210) [2] являются:

- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работни­ков;

- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

- государственное управле­ние охраной труда;

- государственный надзор и контроль за соблюдением государст­венных нормативных требований охраны труда;

- государственная экспертиза условий труда;

- установление порядка проведения аттестации рабочих мест по ус­ловиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- содействие общественному контролю за соблюдением прав и за­конных интересов работников в области охраны труда;

- профилактика несчастных случаев и нарушения здоровья работ­ников;

- расследование и учёт несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний;

- защита законных интересов работников, пострадавших от несча­стных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; установление компенсаций за тяжёлую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при со­временном техническом уровне производства и организации труда;

- установление компенсаций за тяжёлую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- координация деятельности в области охраны труда, охраны окру­жающей природной среды и других видов экономической деятельности;

- распространение передового отечественного и зарубеж­ного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

- участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

- подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;

- организация государственной статистической отчетности об усло­виях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных и социальных последствиях;

- обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

- международное сотрудничество в области охраны труда;

- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллек­тивной защиты работников;

- установление порядка обеспечения работников средствами инди­видуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми поме­щениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счёт работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями ор­ганов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Главной целью управления охраной труда и в целом обеспечением безопасности жизнедеятельности в системе образовании является сохранение жизни и здоровья воспитанников, обучающихся и работающих в процессе труда, обучения, воспитания и организованного отдыха.

Деятельность по управлению охраной труда в системе образования направлена на:

- обеспечение выполнения требований правовых актов и нормативно-технических документов по созданию здоровых и безопасных условий труда и образовательного процесса;

- организацию и проведение профилактической работы по преду­преждению травматизма, профессиональной и производственно-обуслов­ленной заболеваемости среди работающих, обеспечение их средствами индивидуальной защиты;

- предотвращение несчастных случаев с обучающимися (воспитан­никами) во время проведения образовательного процесса, дорожно-транспортных, бытового травматизма и происшествий на воде;

- соблюдение требований нормативных документов по радиацион­ной и пожарной безопасности, защите окружающей среды и действиям в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение безопасности эксплуатации учебных и бытовых зда­ний и сооружений, используемых в образовательном процессе, оборудо­вания, приборов и технических средств обучения;

- охрану и укрепление здоровья работающих, обучающихся (воспи­танников), организацию их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда, обучения, организо­ванного отдыха;

- создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, включающей дошкольное, все виды общего, начальное профессиональное, среднее и высшее педагогическое образование, систему переподготовки и повыше­ния квалификации кадров.

Основными понятиями охраны труда являются:

охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприя­тия;

условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здо­ровье работника;

безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;

рабочее место – место, на котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьше­ния воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Курс «Охрана труда в образовательных учреждениях» включает в себя следующие разделы:

– законодательство в области охраны труда;

– основы техники безопасности;

– гигиена труда и производственная санитария;

– пожарная безопасность.

Законодательство РФ в области охраны труда весьма обширное и его следует рассматривать в совокупности с Конституцией Российской Федерации [3], Феде­ральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» [4], Трудовым кодексом РФ (ТК РФ) [2], других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ. Законодательство РФ в области охраны труда регулирует трудовые отношения работника и работодателей, содействуя росту производительности труда, повышению эффективности производства и укреплению трудовой дисциплины.

Целями трудового законодательства являются установление государст­венных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основные задачи трудового законодательства - создание необходимых правовых условий для оптимального согласо­вания интересов сторон трудовых отношений, интересов государства и правовое регулирование трудовых отношений и иных непосред­ственно связанных с ними отношений:

– организация труда и управление трудом;

– трудоустройство у данного работодателя;

– профессиональная подготовка, переподготовка и повышение ква­лификации работников непосредственно у данного работодателя;

– социальное партнерство, ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений;

– участие работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмот­ренных законом случаях;

– материальная ответственность работодателей и работников в сфере труда;

– надзор и контроль (включая профсоюзный контроль) за соблюдением трудового законодательства, законодательства об охране труда;

– разрешение трудовых споров.

Трудовое законодательство определяет основные права и обязанности работодателей и работников в области охраны труда.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 37) [3] и Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (статья 8) [4] каждый работник имеет право на безопасные и безвредные условия труда или отказ от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья.

При приёме на работу или смене её характера в рамках своих прав работник должен быть проинформирован о существующем риске повре­ждения здоровья, проинструктирован и обучен безопасным методам труда, застрахован от несчастных случаев и профессиональных заболева­ний. Работник имеет право на предварительный медицинский осмотр, а также на внеочередной в соответствии с медицинскими рекомендациями. При этом место работы и средний заработок сохраняются. При нанесении вреда здоровью в результате несчастного случая работник имеет право лично или через своего представителя участвовать в его расследовании, а также – на возмещение вреда, причиненного ему увечьем или профес­сиональным заболеванием. В случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда работник имеет право на профес­сиональную переподготовку за счёт средств работодателя.

Государство в лице органов законодательной, исполнительной и су­дебной власти гарантирует право на охрану труда работникам, участ­вующим в трудовом процессе. Условия трудового договора должны со­ответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов об охране труда. В трудовом договоре указываются достоверные харак­теристики условий труда, компенсации и льготы работникам за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда. На время приостановки работ на предприятии, в цехе, на участке, рабочем месте по причине нарушения законодательства об охране труда, нормативных тре­бований по охране труда не по вине работника за ним сохраняется место работы, должность и средний заработок.

В соответствии со статьёй 15 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» [4], а также статьёй 214 ТК РФ [2] работник обязан:

– соблюдать нормы, правила, инструкции по охране труда;

– правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;

– проходить обучение, инструктаж по безопасным приёмам труда, предварительные и периодические медицинские осмотры;

– немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.

Кроме того, работники обязаны работать честно и добросовестно, исполнять распоряжения администрации, соблюдать требования охраны труда, правила внутреннего трудового распорядка. За нарушение законо­дательных и иных нормативных актов об охране труда работники организаций могут привлекаться к дисциплинарной, а в соответст­вующих случаях – материальной и уголовной ответственности в по­рядке, установленном законодательством Российской Федерации. Рабо­тодатель обязан в совершенстве знать законодательство о труде и об охране труда, так как на него возложена юридическая и моральная ответ­ственность за жизнь, здоровье и благополучие своих работников с мо­мента их зачисления в штат организации.

Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (статья 14) [4], а также статьей 212 ТК РФ [2] регламентированы обязанности работодателя.

В первую очередь работодатель обязан соблюдать законодательство о труде и об охране труда, то есть обеспечивать:

– режим труда и отдыха;

– обучение и инструктаж работников безопасным методам и прие­мам труда;

– предварительный при поступлении на работу и периодические (внеочередные) медицинские осмотры работников;

– выдачу специальной одежды, средств индивидуальной защиты, в том числе моющих и обезвреживающих;

– информирование работников об условиях труда с указанием их в трудовом договоре, а также полагающихся льгот и компенсаций за вредные условия труда, если они имеют место на рабочем месте, и т. д.

Рабочие места должны создаваться или приводиться в соответствии с требованиями действующих правил, санитарных норм и других норма­тивных документов. В процессе трудовой деятельности работодатель должен обеспечивать проведение аттестации рабочих мест с последую­щей сертификацией работ по охране труда в организации, а также обя­зательное социальное страхование работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Всякое нарушение правил техники безопасности или невыполнение мероприятий, направленных на создание более безопасных условий труда, если это нарушение или неисполнение обязанностей могло по­влечь или повлекло за собой несчастные случаи с людьми, карается зако­ном в зависимости от опасности нарушения и наступивших последст­вий.

Предусматриваются следующие виды ответственности за нарушение законодательства по охране труда:

1) дисциплинарная;

2) административная;

3) материальная;

4) уголовная.

За совершение дисциплинарного проступка, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисципли­нарные взыскания. Дисциплинарным взысканием за нарушение законо­дательства об охране труда являются замечание, выговор и уволь­нение по соответствующим основаниям.

В отличие от дисциплинарной ответственности к административной в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [5] при­влекаются руководители, должностные лица и другие ответственные ра­ботники. Решение о наложении взыскания в виде штрафов разной величины принимают инспекторы или руководители органов Госнадзора.

Материальная ответственность, как следствие нарушения правил охраны труда, возникает в тех случаях, когда в результате нарушения этих правил причинён материальный ущерб государству или пострадавшим.

Решение об уголовной ответственности согласно Уголовному ко­дексу Российской Федерации (УК РФ) [6] принимается в судебном порядке. Объектами ответственности являются лица, допустившие нарушения правил охраны труда, которые могли повлечь (или повлекли) за собой несчастные случаи с тяжёлыми последствиями. Величина санкций, которые включают в себя отстранение от должности, штраф, лишение свободы, исправитель­ные работы, определяется судом.

Уголовная ответственность за преступления, связанные с наруше­нием правил безопасности, предусмотрена статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (статья 143. Нарушение правил охраны труда; статья 219. Нарушение правил пожарной безопасности) [6].

В соответствии со статьёй 20 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» [4] государственный надзор и контроль за соблюдением законо­дательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляются федеральным органом надзора и контроля, а также соответствующими органами субъектов Российской Федерации.

Различают следующие виды надзора и контроля за соблюдением за­конодательства по охране труда:

а) государственный, б) ведомственный, в) общественный.

Государственный контроль осуществляют специально уполномо­ченные на то государственные органы и инспекции, а именно:

1 – Федеральная инспекция труда при Министерстве труда и соци­ального развития РФ (Рострудинспекция). Образована в соответствии с Указом Президента РФ от 04.05.1994 г. № 850.

2 – Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортех­надзор России). Утверждён Указом Президента РФ от 18.02.1993 г. № 284. Осуществляет контроль за безопасным ведением работ в промыш­ленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования. Госгортех­надзор России осуществляет также лицензирование отдельных видов дея­тельности, связанных с повышенной опасностью промышленных произ­водств (объектов) и работ.

3 – Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопас­ности (Госатомнадзор России). Положение о Госатомнадзоре Рос­сии ут­верждено распоряжением Президента РФ от 16.09.1993 г. № 636-рп, в соответствии с которым Госатомнадзор России осуществляет госу­дарст­вен­ное регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обра­щении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энер­гии, ядерных материалов, радиоактивных веществ. Госатомнадзор России осуществляет также лицензирование видов деятельности, связанных с использованием атомной энергии, ядерных материалов.

4 – Государственный энергетический надзор (Главгосэнергонадзор). В соответствии с Положением о Государственном энергетическом надзоре в РФ, утверждённом постановлением Совета Министров, Главгосэнергонадор России осуществляет контроль за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок.

5 – Департамент санитарно-эпидемиологического надзора Минздра­ва России (Госсанэпиднадзор). Осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями и организа­циями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и са­нитарно-про-тивоэпидемиологических правил. Положение о государствен­ной санитар­но-эпидемиологической службе Российской Федерации утверждено по­становлением Правительства РФ от 24.06.2000 г. № 554.

6 – Государственная экспертиза условий труда. Положение о Госэкспертизе условий труда утверждено постановлением Совета Министров РФ от 03.12.1990 г. № 557.

7 – Госстандарт. Осуществляет государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ через свои территориальные ор­ганы (лаборатории государственного надзора, центры стандартизации и метрологии) самостоятельно или совместно с технической инспекцией труда центральных комитетов и советов профсоюзов.

8 – Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Разрешает ввод в эксплуатацию новых и вышедших из ремонта автомобилей, следит за техническим состоянием автомобильного транс­порта на предприятиях, в хозяйствах и учреждениях.

9 – Государственный пожарный надзор в РФ. В соответствии с Феде­ральным законом № 69-ФЗ от 21.12.1999 г. «О пожарной безопасно­сти» (статья 5) [7] организует и осуществляет государственная противо­пожарная служба, которая является основным видом пожарной охраны и до 31 де­кабря 2001 года входила в состав Министерства внутренних дел РФ в каче­стве единой самостоятельной оперативной службы, а затем во­шла в МЧС России. Министерства и ведомства осуществляют ведомст­венный (внут­риведомственный) контроль за соблюдением законодатель­ства о труде на подчинённых им предприятиях.

Ведомственный контроль по охране труда осуществляется выше­стоящей организацией по подчинённости. К ведомственному контролю относится также контроль, осуществляемый службой охраны труда дан­ного предприятия.

Общественный контроль за состоянием охраны труда осуществляют профсоюзы в лице им соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы.

Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде осуществляет Генеральный прокурор РФ с подчинёнными ему нижестоящими прокурорами.

Централизованный государственный надзор и контроль за соблюде­нием законодательства о труде и охране труда выполняет Федеральная инспекция труда.

Текущий (административно-общественный) контроль за состоянием условий труда на рабочих местах осуществляют с помощью многосту­пенчатого механизма контроля, эффективного на предприятиях России.

Административно-общественный контроль по охране труда является совместным контролем администрации, выборного профсоюзного органа образовательного учреждения, органов управления образованием за со­стоянием охраны труда. В целях систематического контроля за соблюде­нием требований законодательства по охране труда организуется четы­рёхступенчатая система контроля.

I ступень: осуществляют заведующие кабинетами, учебными мас­терскими, спортивными залами, воспитатели, руководители кружков и секций, которые ежедневно до начала работы (занятия) проверяют ра­бочие места, исправность оборудования и инструмента. При обнаружении отклонений от правил и норм охраны труда, производственной санита­рии, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки, которые могут быть устранены сразу, устраняются немедленно, остальные запи­сываются в журнал административно-общественного контроля.

II ступень: осуществляют заместители руководителя образователь­ного учреждения, заведующий хозяйством, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда, которые один раз в квартал проводят проверку со­стояния охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности
и производственной санитарии во всех помещениях образовательного учреждения, принимают меры к устранению выявленных недостатков. Недостатки, устранение которых требует определенного времени и за­трат, записывают в журнал административно-общественного контроля с указанием сроков выполнения, исполнителей и сообщают руководителю образовательного учреждения.

III ступень: осуществляют руководитель образовательного учреж­дения совместно с председателем выборного профсоюзного органа, кото­рые один раз в полугодие изучают материалы второй ступени админист­ративно-общественного контроля, на основании результатов анализа проводят проверку состояния охраны труда, заслушивают на совместных заседаниях администрации и выборного профсоюзного органа ответст­венных лиц за выполнение соглашения по охране труда, планов, прика­зов, предписаний, проводят анализ происшедших несчастных случаев. На основании проверки и обсуждения вопросов о состоянии охраны труда издается приказ руководителя образовательного учреждения.

IV ступень: осуществляет комиссия по приёмке образовательных учреждений к новому учебному году и вышестоящие органы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.