Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие асимметричной информации




До настоящего момента в ходе исследования рынков мы не останавливались на проблемах, возникающих из-за различий в информированности экономических агентов. Одной из основных предпосылок в традиционном микроэкономическом анализе являлось предположение о том, что все участники рыночных операций имеют полную информацию относительно параметров и характеристик товаров и услуг, обращающихся на различных рынках. Это было важным условием функционирования совершенных рынков. Однако в реальной жизни информация относительно качества благ, предлагаемых и спрашиваемых на рынках, или других параметров сделки, часто бывает неполной.

Информация является одним из важных типов экономических ресурсов. Каждому экономическому агенту доступен лишь ограниченный массив информации. Неполнота информации об объекте сделки, об осуществлении сделки, и о ее возможных последствиях вызвана следующими причинами.

1. Получение информации связано с затратами ресурсов. Рациональный экономический агент не будет платить за информацию в том случае, если предельные издержки на ее получение превышают предельный доход от ее использования.

2. Не всегда информация надежна. Даже если информация, получаемая экономическим агентом, сегодня была точной, то завтра она может устареть в силу изменения экономической среды, а, следовательно, такую информацию будет гораздо сложнее или вообще невозможно использовать при принятии экономических решений.

3. Экономические агенты не в состоянии запомнить и переработать весь объем доступной им информации, а значит, вынуждены отбирать для хранения и использования только самую важную ее часть. Остальная информация неизбежно теряется (для данного экономического агента).

4. Не все экономические агенты обладают достаточными знаниями и навыками, которые позволили бы им адекватно обрабатывать поступающую информацию.

Неполнота информации является непременным признаком экономической жизни. Большая или меньшая неполнота информации может влиять на условия и особенности функционирования рынков.

Асимметричная информация существует, когда одна сторона рыночной сделки владеет информацией, недоступной для другой стороны рыночной системы. Приведем несколько примеров асимметричной информации.

Например, когда фирма нанимает работника, ее управляющий имеет гораздо меньшее представление о способностях работника, чем сам работник. В случае, когда фирма осуществляет первую закупку материала для своего производства у нового поставщика, полная информация о действительном качестве этого материала доступна только продавцу. Врач имеет более полное представление о болезни и возможных способах ее лечения, чем сам больной. Страховая компания гораздо менее информирована о склонности автолюбителя к рискованному вождению, чем сам страхуемый водитель. Как правило, банк менее информирован о действительной платежеспособности потенциального заемщика, чем сам заемщик и т.д.

Асимметричная информация бывает двух видов. Первый вид возникает обычно в момент подписания контракта или в процессе заключения сделки и связан со скрытыми характеристиками. Скрытые характеристики (скрытая информация) - это что-либо, что одна сторона трансакции знает о себе или предмете сделки, а другая сторона не знает, но хотела бы знать. Так, например, на финансовом рынке коммерческим банкам, предоставляющим кредиты, зачастую сложно определить к какому типу относится заемщик: платежеспособному или нет. Ситуации, в которых принадлежность агентов рыночной сделки к тому или иному типу не может быть установлена путем непосредственного наблюдения, приводят к такому явлению, как неблагоприятный отбор (отрицательная селекция). Это пример так называемого предконтрактного оппортунизма.

Второй тип асимметричной информации возникает после подписания контракта и, кроме скрытой информации, может быть связан со скрытыми действиями, когда одна из сторон соглашения не может напрямую наблюдать действия другой стороны, направленные против нее. Такого рода проблема существует, например, у многих фирм, дающих полную гарантию на проданный товар, потому что покупатель может не обременять себя аккуратной эксплуатацией товара, осознавая, что в случае поломки компания покроет его ущерб полностью. Таким образом, неинформированная сторона соглашения несет риск из-за безответственного поведения другой стороны. Это явление получило название «моральный риск» и рассматривается как пример постконтрактного оппортунизма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.