Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иконографический канон Византии




Церковь Покрова-на-Нерли построена по приказу Великого Князя Владимирского и Суздальского Андрея Боголюбова в 1165 году. Местом для строительства был выбран луг в устье реки Нерль, как раз там, где она впадает в Клязьму, в полутора километрах от белокаменного града-крепости Боголюбово.

Успенский собор был построен по приказу Великого князя Андрея Боголюбского. Князь приказал поставить собор на высоком холме, так, чтобы его можно было видеть из любой точки Владимира. Храм должен был стать самым значительным строением во всей Руси, так как во Владимире располагался дворец самого Великого князя. В 1158 году началось строительство, в котором принимали участие лучшие русские зодчие и приглашенные мастера из западных стран.



Собор был построен довольно быстро (примерно за два года), но по своей красоте и величию он превзошел даже ожидания князя Боголюбского. Три купола венчали огромную белокаменную постройку, щедро украшенную резным камнем, купола покрыты золотом, внутреннее убранство также богато отделано золотом. Самым знаменательным событием для собора и всей Руси был перенос Чудотворной иконы Божьей Матери – главной святыни православных христиан. В 1164 году икона заняла свое место в Успенском соборе и стала именоваться Владимирской иконой Божьей матери. Таким образом, собор Успения Пресвятой Богородицы стал главным собором Руси.

К сожалению, в 1185 году во Владимире разгорелся сильный пожар, не обошел он и Успенский собор. Большая часть храма была разрушена. При правлении брата Андрея Боголюбского Всеволода Большое Гнездо, Успенский собор начали реставрировать. В архитектуру храма внесли значительные изменения, например, теперь собор венчали не три купола, а пять, добавились галереи вокруг храма, кроме того, само помещение стало гораздо больше за счет расширения алтарной стены. Реставрация закончилась в 1189 году. Еще не один раз Успенский собор был в огне и подвергался грабежам монголо-татар и польских интервентов.

На протяжении трех веков (с момента открытия, до 1432 года) в Успенском соборе принимали бразды правления Великие князья-правители Руси. Росписью стен храма занимался сам Андрей Рублев в 1408 году. Он оформил иконостас собора, сделал копию Владимирской Божьей матери, так как оригинал был перевезен в Москву после лишения Владимира статуса столицы. В середине девятнадцатого века к собору решено было пристроить колокольню.

В настоящее время Успенский собор является главным храмом Владимира, в нем продолжают совершать богослужения. В стенах храма хранятся нетленные мощи великих князей Андрея Боголюбского, его брата Всеволода Большое Гнездо и Александра Невского, а так же всех настоятелей собора и епископов.

 

Дмитриевский собор (Владимир)

Дмитриевский Собор – одно из основных достопримечательностей города Владимира, к тому же он лучше всех остальных архитектурных памятников сохранился до наших дней. Приказ о строительстве собора был отдан Великим князем Всеволодом Большое Гнездо в честь рождения его сына Дмитрия. Князь желал увидеть храм величественный, изысканный, необычайной красоты. Собор был освящен в честь легендарного русского воина Дмитрия Солунского (кстати, покровителя самого князя Всеволода), которого возвели в лик святых. Дмитриевский собор относился ко двору Великого князя.

Строительство собора началось в 1194 году, а через три года работа была закончена. В качестве строительного материала использовали белый природный камень. Для строительства были приглашены зарубежные зодчие (греки, немцы, возможно, итальянцы), но основную работу выполняли русские архитекторы. Храм стоит на огромном подклете с широкими подвальными помещениями. В основании Дмитриевский собор имеет квадрат, но из-за присутствия трех алтарей, его восточная стена представляет собой три огромные выпуклые полуколонны.

Три стены собора богато украшены резным камнем. Каждая стена делится на три сегмента при помощи двух полуколонн. Каждый сегмент заканчивается дугой вверху. Узкие и весьма длинные окна расположены в верхней части каждого сегмента стены. Ровно посередине стены собора опоясаны лентой белокаменных резных колонн, которые спускаются практически до ворот храма. Дмитриевский собор венчает один большой купол, выполненный в форме полусферы. Величественный, царский вид придают храму богатейшие украшения. Все четыре стены покрыты резными фигурами людей, животных и растений.

Внутри храм украшен фресками, каждая стена богато расписана золотыми красками. Согласно летописям, росписью храма занимались греческие художники. К счастью, и до сего дня на стенах Дмитриевского собора сохранились фрагменты росписи, сделанной в далеком двенадцатом веке. Главной достопримечательностью храма считается довольно большой фрагмент фрески, изображающей картину страшного суда. Помимо фресок, на стенах располагались иконы, написанные на деревянной основе. Главной иконой храма был лик святого Дмитрия Солунского.

Дмитриевский собор неоднократно был подвержен пожарам и разрушениям. Набеги монголо-татарских войск и польских интервентов не обошли стороной богатое внутреннее убранство собора. Да и внешний облик сильно пострадал, например, в результате пожаров были уничтожены две боковые галереи и лестничные башни.

 

Церковь Покрова-на-Нерли (Боголюбово)

Существует две легенды, повествующие о причине строительства храма. Согласно одному из преданий, великий князь приказал возвести храм Покрова Божьей матери в память о его любимом сыне Изяславе, погибшем в сражении с булгарами (Боголюбский всю жизнь винил себя в смерти сына, так как сам послал его на сражение). Другая легенда говорит о том, что князь возвел храм в честь победы над булгарами. Так или иначе, строительство церкви неразрывно связано с войной с волжскими булгарами. По приданию, оставшиеся в живых булгарские воины лично приносили белый камень для строительства церкви к устью Нерли.

Андрей Юрьевич почитал Пресвятую Богородицу, в связи с этим построенный храм решено было окрестить в честь Богоматери. Незадолго до строительства владимирскими священниками и лично Великим князем был принят духовный праздник Покрова Пресвятой Богородицы в знак того, что Пресвятая Дева является защитницей и покровительницей Владимирской земли. Церковь была посвящена именно этому празднику.

Великий князь лично выбирал место для постройки церкви. По его мнению, заливной луг в пойме Нерли подходил для этого лучше всего, но пространство между реками каждую весну заполняла разливная вода, поэтому на месте строительства сначала насыпали искусственный холм из булыжников, скрепленных глиной и землей. Высота холма выбиралась с тем расчетом, чтобы вода не смогла затопить храм, а доходила лишь до его основания. Каждую весну во время разлива вода затапливает весь луг, поэтому добраться до церкви можно только на лодке.

Для того, чтобы вода не заливала подклет храма, строители начали возводить стены на глубине пяти метров. С внешней стороны стены облицованы каменными плитами. Особым образом отделан был и пол подвала, благодаря таким технологиям, даже в самый широкий разлив, когда вода подходит к самому порогу, подвалы не затапливаются. Именно поэтому храм до сих пор не разрушился.

Архитекторы всего мира называют церковь Покрова-на-Нерли «самым красивым храмом России». Поистине для времени своего создания храм был настоящим достижением владимирских архитекторов. Поразительно, как в небольшом строении, практически лишенном пышных украшений, смогло уместиться столько трогающей душу красоты и строгости. Конструкция храма поразительно проста – это крестовокупольный храм, который венчает всего один купол. Восточная, алтарная стена храма имеет три равные выпуклые части. Остальные три стены разделены на три сегмента двумя полуколоннами.

На всех трех фасадах была изображена одна и та же картина – царь Давид, сидящий на троне. В правой руке библейский герой держит музыкальный инструмент. Зрителю сразу становится понятно, что Давид поет псалмы. У ног царя расположились львы (символ Иисуса Христа) и грифоны, а вокруг него летают птицы (символ души человеческой). Все фигуры недвижимы, спокойны, они заворожены пением Давида. Еще ниже, практически над самыми окнами владимирские мастера вырезали женские лица (или маски), это трактуется как образ Богородицы или ангельские лица.

В восемнадцатом веке церковь Покрова-на-Нерли сильно пострадала от времени, фрески внутри практически исчезли (от сырости штукатурка обвалилась), каменные плиты с внешней стороны стен тоже отпадали. Настоятель Боголюбова монастыря обратился к епархии с просьбой о разрешении разобрать храм. Странно, но епископ сразу же согласился, так как настоятель хотел из камня Покровской церкви построить колокольню в монастыре. Сложно сказать, чудо спасло церковь или банальная человеческая жадность? Рабочие, которые должны были разбирать храм, затребовали за свои труды цену, превышающую запланированные расходы духовенства. Церковь оставили в покое, даже провели ремонтные работы.

В 1803 году проводилась полная реставрация церкви. Состояние храма было просто ужасным: крыша практически осыпалась, купол тоже готов был обвалиться, как и плиты на стенах и резные фигуры. Строители полностью заменили купол, вместо шлемообразного они водрузили более плоский, похожий на луковицу. Немного изменили форму крыши. В остальном реставраторам удалось восстановить первозданный вид храма.

В середине двадцатого века на территории церкви Покрова-на-Нерли проводились археологические раскопки. Исследователи обнаружили остатки древнего фундамента вокруг церкви. Удалось установить, что это фундамент галереи, которая огибала церковь с трех сторон, кроме алтарной стены. Галерея держалась на украшенных резьбой столбах и проходила на расстоянии двух с половиной метров от стен храма. Украшали ее вырезанные из белого камня фигуры животных и птиц (фрагменты фигур тоже были обнаружены при раскопках).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.