Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эрмитаж




Соборная площадь Кремля – одна из древнейших площадей Москвы. Она была устроена в начале XIV века. На Соборной площади расположены Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, Гpановитая палата и другие памятники русской аpхитектуpы.

В XVIII и XIX веках площадь покрывали плитами из песчаника, а в 30–х годах прошлого столетия асфальтировали. В 1955 году асфальт сняли и восстановили прежнее каменное покрытие.

В старину на Соборной площади проходили торжественные мероприятия по случаю венчания на царство и коронования императоров. Часто они сопровождались воинскими парадами. Также на Соборной площади проходили похоронные процессии – ведь долгое время главы российского государства находили покой в расположенном на Соборной площади Архангельском соборе.

 

Архитектура шатрового храма Древней Руси Шатровые храмы не только восхищают своей красотой и величием, но имеют большое символическое значение, которое разными учеными осмысливается по-разному. Принято считать, что шатровый храм символизирует путь к Божественному Царству и представляет собой место, где соединяются земной квадрат (символ суетного мира) с небесным кругом (олицетворяющим вечность). Традиция устанавливать памятники начинает свою историю в глубокой древности. В Древней Руси памятниками являлись кресты, часовни, храмы, построенные по какому-либо случаю. В честь победы над татаро-монголами в 1380 году был построен храм Рождества Богородицы в Бобреневском монастыре, расположенном недалеко от Коломны. Василий III в честь победы над Казанским ханством в 1552 году приказал построить в столице русского государства Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади. Храм Вознесения в Коломенском был освящен 3 сентября 1532 года. Постройку расположили на крутом берегу Москвы-реки. Мощное основание храма заканчивается тройным заостренным кокошником. Завершает здание шатер, украшенный каменными гирляндами, верх которого покрыт золотой главкой с крестом. Главным отличием данного храма является то, что его шатер был сделан из кирпича. До этого храмы заканчивались сводами и их главами. В XV веке при строительстве храмов форма сводов была вытянутой, но не сильно высокой. В плане формой храма являлся равноконечный крест, толщина стен достигала 3 метров. При строительстве храма многие древнерусские традиции были сохранены: постройка располагалась на значительном подклесте, на четверик, как это было принято, разместили восьмерик, на который опирался восьмигранный шатер. Вокруг храма располагалась галерея-гульбище, которая являлась обязательным атрибутом храма. Основной особенностью шатровых храмов является их высота, постройка словно устремляется ввысь. Архитекторы всякими приемами акцентировали внимание на этом. В храме Вознесения для того, чтобы придать вертикальную устремленность постройке, линии горизонтального членения сделаны незаметными, произошло объединение ярусов и шатра. Продолговатая форма арок гульбища, вытянутые пилястры (полуколонны) также визуально увеличивают вертикальные размеры храма. Церковь Покрова в Медведково была построена в XVII веке в честь победы над поляками. Церковь является одностопным сооружением с высоким шатром. Продолжая следовать законам архаичности, вокруг шатра все же располагали главки-маковки, а также три главки над аспидами. Вполне возможно, что шатровая конструкция церквей была позаимствована у сторожевых деревянных башен. Но со временем (после смутного времени) шатер лишается своей героической символики, выполняя лишь декоративную функцию. В середине XVII века патриарх России Никон запретил создание шатровых храмов и вернул традицию строительства пятиглавых молельных храмов.     Собор Василия Блаженного На самом деле собор Василия Блаженного, который находится на Красной площади в Москве, называется Храмом Покрова Божьей Матери. Он по праву считается главным храмом Красной площади, да и всей Москвы. Построен он был в XVI веке по приказу царя Ивана IV Грозного, в честь взятия им Казанского ханства. Дело в том, что 1 октября 1552 года начался штурм Казанской крепости, который завершился победой русского войска. В этот день в православии отмечается праздник Покрова. А через два года, после того, как было завоевано Казанское ханство, в Москве было начато строительство храма. Ранее на этом месте стоял Троицкий храм, в котором был погребён прах святого Василия Блаженного. Этот человек во всех летописях упоминался как ясновидящий. Якобы он ещё при жизни начал собирать деньги на будущий храм, а перед смертью отдал их царю. Ещё во время походов на Казань Иван Грозный приказал поставить вокруг церкви деревянные храмы в честь святых, в дни памяти которых одерживались победы над врагом. Так появились церкви Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла, Григория Армянского. Кроме того, были построены храмы в честь Василия III и Храм Входа Господня в Иерусалим, вероятно, в честь триумфального возвращения Грозного из военного похода. Идея о постройке храма, по преданию, принадлежала Московскому митрополиту Макарию. Именно он предложил царю построить каменный собор вместо прежних деревянных церквей. По легенде, русские зодчие Барма и Яковлев, возводившие храм, были ослеплены царём, чтобы они никогда и нигде не смогли построить ничего подобного. Существует также и легенда о том, что и сам собор был построен в честь Василия III – отца Ивана Грозного, откуда и получил своё второе название. Но освящён собор был всё же во имя Покрова Богородицы, а полное название его звучало: храм Покрова Божией матери «что на Рву». Освящен собор был ещё в 1557, но строительство его продолжалось после смерти Ивана Грозного во времена правления его сына Фёдора Иоанновича. Архитектурный замысел собора Василия Блаженного основывался на символике Небесного Иерусалима. Восемь глав размещались вокруг центральной – девятой. Таким образом, получались два квадрата, совмещённые таким образом, что получалась восьмиконечная звезда. Число 8 символизировало день Воскресения Христа. Квадрат же – Вселенную и твёрдость веры, четыре его стороны – стороны света и четыре конца креста. Восьмиконечная звезда, образующаяся при скрещивании квадратов, символизировала звезду, возвестившую о рождении Иисуса. Она же являлась и символом Пресвятой богородицы, в честь которой и был построен храм. Покровский собор, действительно, представлял собой архитектурное произведение искусства того времени. Но при всём своём внешнем великолепии внутри он был достаточно мал. Во время больших православных праздников народом заполнялась вся Красная площадь, священнослужители располагались на Лобном месте, а Покровский собор служил алтарём. Таким образом, в храм под открытым небом превращалась вся Красная площадь. Снаружи храм представлял собой довольно внушительную по высоте постройку. Высота шатра собора достигала 46 метров, и до постройки колокольни высотой 81 метр он оставался самым высоким зданием в городе. В начале XVIII века в Покровском храме случился сильный пожар. Однако собор был довольно быстро отреставрирован, а под его своды перенесли престолы пятнадцати церквей, ранее стоявших на Красной площади. Всего на тот момент в соборе имелось одиннадцать престолов. В конце XVIII века собор подвергли реконструкции. Во время неё были снесены маленькие главы вокруг башен, а колокольню соединили со зданием собора. Много раз собор Василия Блаженного оказывался на грани разрушения. Так, во время Отечественной войны 1812 года Наполеон, поражённый красотой храма, хотел перенести его в Париж. Однако техника того времени не позволила этого сделать. Тогда завоеватель приказал взорвать собор. Но по счастливой случайности, после того, как подожгли запалы, пошёл сильный дождь, потушивший их. После революции храм был закрыт, а его имущество конфисковано. В 30-е годы существовал проект сноса собора Василия Блаженного, однако Сталин не поддержал эту идею и храм остался на своём месте. Встал на защиту храма и известный архитектор Барановский, которому было поручено осуществить снос памятника архитектуры. Тогда в соборе Василия Блаженного решено было открыть музей. Несмотря на годы и века, прошедшие с момента возведения собора, он сохранился достаточно неплохо, и после реставрации открыл свои двери уже в новом качестве. Во время реставрации была обнаружена винтовая деревянная лестница, по которой и стали попадать внутрь посетители музея. Внутри собора сохранился ценный иконостас, а также росписи, сделанные выдающимися живописцами. Кроме того, в настоящее время в соборе собрана уникальная коллекция предметов, относящихся к эпохе Ивана Грозного, в частности коллекция оружия. В конце 20-х годов прошлого века с Покровского собора были сняты все колокола. В 90-х годах в музее было решено собрать их коллекцию. Так в храме появились:3 больших колокола – «праздничный» (2,5 тонны), «полиелей» (1,8 т), «будничный» (1т); 8 «подзвонных»– весом от 50 до 500 кг и 4 «зазвонных» (8-25 кг). Эта коллекция колоколов – одна из богатейших не только в Москве, но во всей России. Самые древние из них были отлиты ещё до возникновения самого собора в XVI веке. В конце 90-х годов в соборе Василия Блаженного возобновилась церковная служба. Она совершается там и в наше время в праздник Покрова Божьей Матери, который в связи с переходом на григорианский календарь, теперь проходит 14 октября. В настоящее время собор Василия Блаженного является филиалом Государственного исторического музея. Несмотря на проходящие в нём нерегулярные богослужения, на данный момент это в основном музей и памятник архитектуры
 
Красная площадь Красная площадь – главная площадь Москвы и символ России - расположена у стен Московского кремля. На ней располагается мавзолей Ленина, Казанский и Покровский соборы, Исторический музей и другие достопримечательности. У стен Московского Кремля издавна располагался посад с пристанью и торгом. В конце XVI века там произошёл крупный пожар, который уничтожил практически все постройки, находившиеся неподалеку. После этого в народе за этим местом надолго сохранилось название Пожар. Иван III решил снести оставшиеся строения, огонь с которых в случае пожара мог перекинуться на Кремль, и создать там площадь, предназначенную для торговли. Долгое время площадь так и называлась Торгом, а в народе её по привычке называли площадь на Пожаре. Вскоре название площади изменилось - она стала называться Троицкой. Название Троицкой площадь получила благодаря находящейся на ней церкви Святой Троицы. Вскоре на месте церкви был построен собор Василия Блаженного. Красной площадь стала называться лишь в конце XVII века. В 1688 царь даже издал соответствующий указ. Красной она была названа вовсе не благодаря своему цвету – он, действительно, стал красным лишь спустя много веков. «Красная» в то время означало «красивая». Одной из самых известных частей Красной площади является Лобное место. Впервые оно появилось ещё в середине XVI века и представляло собой деревянное возвышение, с которого зачитывались важные царские указы. Вскоре сооружение стало каменным. После того, как посад был укреплён каменной стеной и земляным валом, площадь оказалась частью так называемого Китай-города. В XVI веке на ней был построен собор Покрова на Рву. Вдоль рва, расположенного у Кремлёвской стены, строились деревянные церкви, в названии которых обычно присутствовало выражение «на крови», потому что на площади кроме торжественных мероприятий и объявления царских указов иногда совершались и казни. При Борисе Годунове на площади появились торговые каменные ряды. Также имелись места для установки орудий, а находящаяся в настоящее время внутри Кремля Царь-пушка стояла тогда у Лобного места. В XVII веке появился Казанский собор. Он был построен в честь освобождения города от иностранных интервентов, на средства семьи царя. Это была кубическая постройка, перекрывавшаяся сомкнутым сводом. В 20-х годах он был отреставрирован по проекту архитектора Барановского, но примерно через 13 лет неожиданно было принято решение о его сносе. Казанский храм был воссоздан в 1989 году по сохранившимся сведениям. Сама площадь в то время была вымощена брёвнами и на ней шла оживлённая торговля. В конце 80-х годов деревянные церкви были сломаны из-за опасности пожара, но зато были возведены каменные здания Земского приказа и Монетного двора. У Воскресенских ворот были построены две башни, а сами ворота приобрели значение парадного въезда. Теперь старый корпус Монетного двора располагается во дворе здания, построенного в середине XVIII века по проекту архитектора Гейдена. Несмотря на то, что в XVIII веке столица российского государства была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург, Красная площадь по-прежнему сохраняла своё торжественное значение. Коронация императоров неизменно происходила в Москве, а непременной традицией этого процесса был въезд через Воскресенские ворота. Также в восемнадцатом веке на Красной площади, в здании бывшей Главной аптеки временно размещался основанный Ломоносовым Московский университет. В начале XIX века площадь вымостили булыжниками. Во время восстановления Москвы после нашествия наполеоновской армии были снесены торговые лавки, засыпан ров. В 1818 году появился памятник Минину и Пожарскому работы скульптора Мартоса. Уже тогда Красная площадь превратилась из места для торговли в место для проведения различных торжественных и увеселительных мероприятий. Также продолжалась застройка площади. В конце позапрошлого века там был возведен Исторический музей. Площадь также стала освещаться электрическими фонарями. Несмотря на то, что торгового значения площадь практически не имела, в конце века были новые Торговые ряды. Это был огромный пассаж с несколькими галереями. В то время они являлись крупнейшим торговым зданием в Европе. Верхние торговые ряды были построены по проекту архитектора Померанцева, а средние по проекту Клейна. В начале XX века на Красной площади появилось здание Городской думы, построенное по проекту архитектора Чичагова. В прошлом веке Красная площадь полностью утратила своё торговое назначение, зато приобрело новое. В 1917 на ней состоялись первые похороны – погребение погибших участников революции. В 1924 там появился деревянный мавзолей, заменённый в последствии каменным. Там был похоронен Ленин. Тело вождя мирового пролетариата забальзамировали особым образом и пометили в стеклянный гроб, чтобы сохранить его образ для потомков. У кремлёвской стены также продолжали хоронить известных политических и общественных деятелей. В 1930 году Красную площадь замостили брусчаткой, был снесён Казанский собор и установлены трибуны, на которых во время торжественных событий размещались политические деятели. Памятник Минину и Пожарскому был перенесён к Покровскому собору. В 1938 в состав Красной площади был включён Васильевский спуск. Именно во времена советской власти Красная площадь стала своеобразным символом государства.

 

Кижи (Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник) Музей деревянного зодчества под открытым небом располагается на острове Кижи, который находится на расстоянии 68 км от Петрозаводска. Музей представляет собой собрание древних деревянных сооружений: крестьянской избы, хозяйственных крестьянских построек, деревянной церкви Воскрешения Лазаря, которая перевезена из Муромского монастыря и считается самым древним религиозно-культовым сооружением подобного типа на территории России, памятников Кижского Погоста. Общая площадь музея 10 000 гектар, на которой расположены разделы: • «Русские Заонежья» • «Русские Пудожья» • «Усадьба карела-ливвика» • Деревня Ямка • Деревня Васильево   Творчество И. Никитина Иван Никитин - любимый художник Петра Великого. Родился художник в 90-е годы 17 века, умер в 1741 году. О жизни Ивана Никитина известно очень мало. Он родился около 1690 года в Москве в семье священника, получил хорошее для того времени образование: умел читать и писать по-латыни, знал грамматику, обучался "счетной премудрости", одно время даже был учителем арифметики и рисования в артиллерийской школе в Москве. Первоначальную художественную подготовку получил в типографской школе при Оружейной палате. Об увлечении Никитина живописью стало известно Петру Первому. Царь поручил заниматься с Никитиным И. Г. Таннауеру, который приехал в Россию в 1711 году и, как и все иностранцы, дал обязательство обучать "русских людей всему, что сам умеет". У Таннауера он начал изучать законы перспективы и живописное мастерство. Одновременно с занятиями Никитин помогал Таннауеру выполнять заказы. Первым учителем Никитина по рисунку считается голландский гравер А. Шхонебек. 28-м сентября 1714 года датирован подписанный Никитиным портрет Прасковьи Ивановны - племянницы Петра Великого (ГРМ). Это одно из первых самостоятельных произведений молодого живописца. Здесь еще заметна парсунная статичность, неумение передать световоздушную среду. Но в облике милой и привлекательной девушки чувствуется стремление художника не только к внешнему сходству. Он раскрывает внутренний мир своей модели, наделяя его поэтическим содержанием. До поездки за границу Никитин выполнил еще ряд портретов: Натальи Алексеевны - любимой сестры Петра Великого (ГТГ), казака в красном кафтане (1715, Харьковский художественный музей). Все они отличаются стремлением к реалистической передаче образа, вдумчивым отношением к характеристике человеческой личности. В "походном журнале" 1715 года есть запись: "Его величества половинную персону писал Иван Никитин". Существуют доводы, что это имеется в виду изображение Петра Первого на фоне морского сражения (Екатерининский дворец-музей, город Пушкин). Ранее портрет считался работой Таннауера или Каравакка, но он значительно выразительнее, чем остальные их произведения. Ранние портреты Никитина позволили Петру Первому распознать дарование художника. В 1716 году среди двадцати человек, имевших способности к искусству, были посланы как пенсионеры в Италию Иван Никитин вместе с младшим братом Романом. О том, какие надежды возлагались на Никитина, свидетельствует общеизвестное письмо Петра Первого, написанное жене в Данциг 19 апреля 1716 года: "Катеринушка, друг мой, здравствуй! Попались мне навстречу Беклемишев и живописец Иван. И как они приедут к вам, то попроси короля, чтобы велел свою персону ему списать; дабы знали, что есть и из нашево народа добрыя мастеры". Портрет "свата", о котором упоминает в письме Петр, Никитин позднее написал (1720-е, ГТГ). Имелся в виду канцлер Г. И. Головкин, который был сватом на свадьбе племянницы Петра Первого Екатерины Ивановны. В изображении Головкина сочетается индивидуальная характеристика с раскрытием значительности этой личности как государственного деятеля, заключившего на своем веку (как гласит надпись на обратной стороне портрета) 72 "трактата" с иностранными правительствами. По прибытии Никитина в Италию русский посол П. И. Беклемишев устроил его заниматься в Венецианскую Академию художеств. Приблизительно через год русские пенсионеры переехали во Флоренцию, где по просьбе Беклемишева им покровительствовал сам Тосканский герцог Козимо Третий Медичи. Руководил занятиями по живописи профессор Флорентийской Академии художеств Т. Реди. Большое влияние на художественное образование Никитина оказало знакомство с произведениями великих итальянских мастеров. В начале 1720 года братья Никитины возвращаются в Петербург, имея при себе письма и грамоты от Беклемишева и герцога Тосканского с лестными отзывами об успехах в учении. Петр тепло встретил своего "пенсионера". Он присвоил ему звание "двора его величества персонных дел мастера", подарил дом неподалеку от своего дворца и рекомендовал придворным заказывать портреты Ивану Никитину. В одном из проектов будущей Академии художеств И.Н. Никитин намечался на пост директора. Многочисленные портреты, созданные им по возвращении, говорят о зрелости таланта художника. Решить вопрос об авторстве работ Никитина очень трудно. Подписных имеется только три. Приписывается Никитину портрет Петра Первого в круге (ГРМ), лучшее прижизненное изображение Петра. Возможно, это тот самый портрет, о котором написано в "походном журнале" Петра 1721 года: "на Котлине острову пред литургиею писал его величества персону живописец Иван". Несмотря на внешне камерное решение, Петр показан человеком громадной внутренней силы и большого государственного ума. Такое понимание личности царя проявилось и тогда, когда траурная комиссия поручила Никитину написать портрет Петра на смертном одре (1725, ГРМ). Времени было мало; портрет написан эскизно, беглыми крупными мазками. В нем чувствуется большое живописное и композиционное мастерство художника. Подлинным шедевром русской портретной живописи является портрет "Напольного гетмана" (1720-е, ГРМ). Художник создает здесь обаятельный в своей человечности облик неизвестного сподвижника Петра. Он суров и мужествен. Годы и испытания наложили печать на его лицо. Пристален взгляд умных воспаленных глаз из-под седых бровей. Открытая композиция, как бы непосредственно представляющая портретируемого, простой сдержанный колорит-под стать облику человека. Военные победы России отражены в батальных полотнах, приписываемых Никитину. Имеются в виду "Полтавская баталия" (1727, не сохранилась) и картина, утверждающая преемственность славы русского оружия, - "Куликовская битва" (ГРМ). В последней частично использована композиция гравюры итальянца А. Темпеста, но персонажи, естественно, из русской истории. К 1731 году относится большая подписная работа Никитина "Родословное древо русских царей" (ГРМ). Условная по композиции, картина свидетельствует о сознательном возвращении к традициям 17 века. Это не было случайным в творчестве художника. Вскоре после смерти Петра Великого, в связи с переменами в политической обстановке, в мировоззрении Никитина происходят серьезные изменения. Никитин сближается с московской старорусской оппозицией. В начале 30-х годов братья Никитины были арестованы по делу о составлении памфлета на Феофана Прокоповича. Из Москвы их отправили в Петербург, в Тайную канцелярию, а затем поместили в Петропавловскую крепость. Следствие длилось более пяти лет. Несмотря на то, что вина Никитина была мала, в ноябре 1737 года последовал указ императрицы Анны Иоанновны "Ивана Никитина бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно за караулом". Вместе с ним был отправлен и брат Роман. Но и в эти тяжелые годы Никитин не оставляет творчества. В начале 30-х годов он пишет портрет Прасковьи Федоровны, вдовы брата Петра Первого Ивана Алексеевича (Загорский историко-краеведческий музей). Во время следствия Никитин написал портрет начальника Тайной канцелярии генерала А. Ушакова (ГТГ), на что тот, возможно, ответил художнику некоторыми послаблениями. Даже в Тобольске, куда братья были отправлены на жительство, Никитин писал. В архивах есть указание на портрет тобольского митрополита Антония Стаховского. Известные нам работы - далеко не все, что сделал родоначальник русского портрета. Художник писал портреты Екатерины Первой, дочерей и внука Петра Первого, А. Меншикова с семьей, князей Голицыных и Долгоруких, им созданы иконостасы, образа. После смерти Анны Иоанновны дело Никитиных было пересмотрено, и по указу Анны Леопольдовны в 1741 году братья получили разрешение вернуться. По дороге тяжелобольной художник скончался.   Петергоф Петергоф был задуман Петром I в 1705 году как красивейший дворцово-парковый ансамбль, наподобие Версаля. Он должен был продемонстрировать Европе, что Россия такая же цивилизованная страна, и в ней развивается не только военное и морское дело, но и культура, и искусство. Место для будущего Петергофа было найдено на южном побережье Финского залива, недалеко от дороги, ведущей из Петербурга к Рижскому заливу. Первые планы садов, каналов и фонтанов были разработаны лично Петром I, и даже в военные годы он следил за их выполнением, вносил новые изменения. В 1706 году на выбранном месте был разбит первый сад и построен небольшой деревянный дворец. Здесь Петр I отдыхал и устраивал приемы. В 1714 году началось масштабное строительство Петергофа. Дошедшие до наших дней наброски и чертежи указывают на то, что именно Петру I принадлежала идея разделить парк на Верхний и Нижний, построить дворец на вершине горы, установить каскад и прорыть центральный канал. В 1714-1716 годах были осуществлены работы по повышению уровня земли для защиты от наводнений, со стороны моря насыпали земляной вал, мыс, на котором возводился дворец Монплезир, укрепили булыжниками и валунами. На краю откоса были построены Верхние палаты (будущий Большой дворец), на берегу залива – Монплезир, началось возведение Большого каскада и посадка деревьев в аллеях. В 1716-1719 годах Петергоф обустраивает архитектор Ж.-Б. Леблон. Он внес некоторые изменения в проект Петра I, укрепил фундамент Верхних палат, расширил Монплезирную аллею и Большой канал, устроил на Большом каскаде пятиарочный грот, разработал план водоснабжения Большого каскада и фонтанов. С 1719 по 1723 года строительством Петергофа занимается архитектор Н. Микетти. Под его руководством были разработаны проекты основных фонтанов, каскадов, павильонов, беседок и оград. Он расширил Верхние палаты, закончил отделку Большого каскада. С 1721 года, после победы в Северной войне, работы в Петергофе ведутся особенно интенсивно. Очень быстро были возведены дворец Марли, павильон Эрмитажа, две полукруглые колоннады («Кривые галереи»), деревянные галереи и павильоны, разбиты аллеи и цветочные клумбы, 16 мощных фонтанов, водометы по сторонам Большого канала, установлены статуи и вазы. Торжественное открытие Петергофа состоялось 15 августа 1723 года. Даже на иностранцев, хорошо знакомых с европейскими дворцово-парковыми ансамблями, Петергоф произвел очень сильное впечатление. На этом этапе строительство Петергофа не закончилось. В 1723-1724 годах архитектор М. Г. Земцов внес изменения в оформление Большого каскада и фонтана «Пирамида», разработал планы дальнейшего обустройства парков, но их осуществлению помешала смерть Петра I. Только в 1730 году архитектор М. Г. Земцов продолжил строительство Петергофа. Он расширил сеть аллей Нижнего парка и Верхнего сада, перестроил Марлинский каскад, вместо Руинного каскада сделал каскад Драконов, на площади перед ним симметрично поставил два Римских фонтана. В 1735 году в Большом каскаде была установлена скульптурная группа «Самсон, раздирающий пасть льва». В последующие годы в оформлении Петергофа принимали участие Б.-К. Растрелли, А. Селиванов, Ф. Медведев, А. Хрептиков. Они пышно оформили Верхний сад, превратив его в торжественный подход к Большому дворцу со стороны Петергофского шоссе. Во второй половине 18 века были проделаны незначительные работы по оформлению парков, которые не внесли существенных изменений в планировку Петергофа. В начале 19 века скульптуры Большого каскада были заменены копиями знаменитых античных статуй, созданных М. Козловским, Ф. Шубиным, И. Мартосом, Ф. Щедриным и другими скульпторами. В этот период в Петергофе работает архитектор А. Воронихин. Под его руководством деревянные колоннады перед Большим каскадом были заменены на каменные, украшенные фонтанами-вазами. В Нижнем парке был построен Эрмитажный каскад, над каскадом Драконов был установлен верхний грот. В 40-60-х годах 19 века старые деревянные фонтанные сооружения были заменены мраморными и гранитными. Многое сделал для Петергофа архитектор А. И. Штакеншнейдер. Он спроектировал Восточный флигель Большого дворца, установил мраморные чаши и парапеты бассейнов Больших фонтанов, заменил Эрмитажный каскад Львиным. Одним из последних нововведений в Петергофе были Банный корпус и Китайский садик, построенные в 1865-1866 годах недалеко от Монплезира. С 70-х годов 18 века и в течение всего 19 века рядом с большим дворцово-парковым ансамблем создавались другие парки для великих князей и императоров. Они были закрытыми и предназначались только для членов царской семьи, в то время как верхний сад и Нижний парк были открыты для свободного посещения. К началу 20 века в Петергофе сложился огромный комплекс дворцово-парковых ансамблей. Он занимал около тысячи гектаров земли, в него входило одиннадцать парков, около тридцати зданий и павильонов, множество мелких беседок и домиков, десятки фонтанов, сотни статуй, бюстов, ваз. После революции 1917 года парки и дворцы Петергофа были превращены в музейные комплексы, в них проходили регулярные экскурсии. По мере необходимости реставрировались дворцы и фонтаны, клумбы и лужайки поддерживались в хорошем состоянии. К началу 40-х годов 20 века Петергоф ежегодно посещали более полутора миллионов человек. В годы Великой Отечественной войны дворцово-парковые ансамбли Петергофа были полностью уничтожены. Дворцы были разграблены немецкими оккупантами и взорваны, статуи и фонтаны разрушены, деревья вырублены. Сразу же после окончания войны начались восстановительные работы. Уже в июне 1945 года Нижний парк был открыт для прогулок. К августу 1946 года было восстановлено 38 водометов в центральной части парка. В следующем году вернулся на свое место «Самсон, раздирающий пасть льва». Так, год за годом, аллеи, фонтаны, лужайки, каскады, дворцы и павильоны постепенно восстанавливались. В настоящее время в Нижнем парке и Верхнем саду действует 172 фонтана («Итальянский», «Французский», «Тритон», «Адам», «Ева», «Пирамида», «Солнце», «Римские» фонтаны и многие другие) и 4 каскада (Большой, Львиный, «Шахматная горка», «Золотая горка»). Полностью восстановлены Большой дворец, Грот, Эрмитаж, дворец Марли, Монплезирирский ансамбль. Музей-заповедник «Петергоф» в настоящее время ежегодно посещают примерно 6 миллионов человек.   Барокко в архитектуре Санкт-Петербурга Стиль Барокко широко распространен в архитектуре Санкт-Петербурга. К зданиям выполненным в этом стиле, относятся: Зимний дворец, дворцы Петергофа и Царского села, дворцы Воронцова и Строганова и, наконец, ансамбль Смольного монастыря (архитекторы Ф.-Б. Растрелли и С.И. Чевакинский). Строительство почти всех этих зданий приходиться на время правления Елизаветы (1741-1761), дочери Петра I. Наиболее стандартным зданием в архитектуре Санкт-Петербурга, выполненным в этом стиле, является Зимний дворец. Он имеет типичную прямоугольную форму. В его центре находится двор. Также имеются фасады. Внутри и снаружи здание роскошно украшено. Внутри Зимний дворец состоит из более чем 1000 помещений. Для обширных торжественных залов характерно наличие двух рядов окон. Каждая комната богато украшена. Это входит в необходимое содержание барокко. Присутствуют элементы ручной работы, множество углов, изгибов, завитков и т.д. На всем обилие позолоты. Без особых изменений сохранилось до нашего времени и другое здание, выполненное в этом стиле. Это Екатерининский дворец в Царском Селе. Для него также характерны большие размеры (около 500 м) и строгая внешняя прямоугольная форма. К нему примыкают четыре флигеля по бокам. Рядом со зданием находится парк. Все это объединено в целостный архитектурный комплекс в стиле барокко. Здание двухэтажное. Первый этаж занимают хозяйственные постройки, на втором - просторные светлые залы. Они освещаются двойным рядом больших окон. Внутреннее убранство залов роскошно. Наличествует много резьбы, драгоценных камней, редких природных материалов, что как никогда соответствует духу барокко. В большинстве своем все это позолочено. В составе парка присутствуют искусственные водоемы, многочисленные декоративные деревья и кустарники. Берега водоемов украшены античными статуями. Ряд дворцов Петергофа по своей структуре напоминают Екатерининский дворец. Наличествуют в архитектуре Санкт-Петербурга и здания, относящиеся к специфическому ответвлению барокко – «екатерининскому». Это здания, построенные в стиле барокко, но с учетом русской зодческой школы. К ним относятся Владимирская церковь, Андреевский собор (Киев), Ботный домик в Петропавловской крепости, а также Владимирская церковь в усадьбе Дылицы. Лучше всего сохранилась до нашего времени Владимирская церковь в усадьбе Дылицы. Для нее характерны следующие черты барокко: строгость стиля, красочность и обилие декора. От русской школы зодчества здесь особая гармоничность с окружающим пространством. В «елизаветинском барокко» оно отсутствует. В дальнейшем барокко в Санкт-Петербурге, впрочем, как и во всей Европе, эволюционирует до лёгкости стиля рококо, растворяясь со временем в строгости классицизма

Экспозиции музея «Государственный Эрмитаж» размещаются в шести рядом стоящих зданиях на Дворцовой набережной. Все они являются памятниками архитектуры 18-19 вв. В Государственном Эрмитаже хранятся богатейшие коллекции, рассказывающие о первобытной культуре, культуре и искусстве античного мира, западноевропейском искусстве, культуре и искусстве Востока, русской культуре. В отделе русской культуры представлено более 300 тысяч экспонатов, рассказывающих о культуре и искусстве России, начиная со времен Древнерусского государства и заканчивая началом 20 века.

Экспозиция, посвященная культуре и искусству Востока, занимает более 50 залов и представляет около 180 тысяч экспонатов. Это богатые коллекции памятников культуры и искусства Древнего Египта, Месопотамии, Средней Азии, Византии, Китая, Японии, Таиланда. В Эрмитаже будет интересно посетить галерею драгоценностей и своими глазами увидеть золото скифов, греческое золото, драгоценные предметы эпохи Киевской Руси и Средневековой Европы, предметы церковной утвари 15-19 веков, ювелирные украшения Востока и Западной Европы. В экспозициях Эрмитажа представлены не только произведения изобразительного искусства и скульптуры, но и произведения народно-прикладного искусства, оружие, монеты, медали, книги, археологические находки, египетские мумии, античная керамика и многие другие предметы, представляющие историко-культурную и художественную ценность.

Зимний дворец является грандиозным памятником архитектуры 18 века, а расположенный в нем Эрмитаж – памятником культуры и искусства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.