Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия и принципы выработки и реализации научно-




технической политики

Проведение научно-технической политики происходит в условиях постоянного удорожания научно-исследовательских работ, значительного сокращения временных интервалов между научными открытиями и их внедрением в производство, при достаточно высоких темпах развития науки и техники. Расчеты показывают, что каждые десять лет фактически удваиваются знания в наиболее перспективных отраслях науки. Опыт наиболее развитых стран свидетельствует, что сегодня значительные усилия предпринимаются в области разработки и внедрения новейших технологий, массовой компьютеризации всех сфер общественной жизни.

В содержательном плане научно-техническая политика представляет собой систему взаимосвязанных решений и мероприятий государства и других политических институтов, в которых воплощаются текущие и долговременные задачи развития науки и техники, определяются направления внедрения их достижений во все сферы общественной жизни.

К этим задачам относятся: разработка генеральных направлений научно-технического прогресса; существенное сокращение сроков создания новейших образцов техники и технологии, повышения их качества; усиление взаимосвязи науки и производства; укрепление опытно-производственной базы научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций; руководство сбором, обработкой и распространением научной информации; совершенствование статистики науки и систематический учет научно-технического потенциала страны; изучение факторов, влияющих на эффективность работы научных учреждений и коллективов; проведение мер по стандартизации и унификации современной техники; осуществление закупки и продажи лицензий на использование технических достижений; организация научно-технического сотрудничества с другими странами; учет международных стандартов; совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров; развитие научно-технического творчества изобретателей и рационализаторов; создание обоснованной сети научных учреждений, опытных и экспериментальных баз, ведущих работы по всем направлениям науки и техники.

Превращение науки и техники в одну из важнейших предпосылок решения экономических, социальных и оборонных задач в значительной мере определило и основные функции научно-технической политики, в которых отражаются ее атрибутивные связи.

Это, прежде всего, относится к функции текущего и перспективного планирования научно-технического прогресса как главной форме управления им. Планирование научно-технического прогресса – один из наиболее сложных процессов управления. Он требует учета революционной и эволюционной форм развития науки и техники, многоэтапности этого развития. Планирование научно-технического прогресса связано со значительной неопределенностью. Затраты на развитие науки и техники отделены значительным отрезком времени от конечного, ожидаемого и получаемого экономического эффекта.

Другой функцией научно-технической политики является прогнозирование научно-технического прогресса. Прогнозирование выступает как своеобразный этап, предшествующий планированию прогресса науки и техники. Основная задача прогнозирования – дать сравнительную характеристику возможных вариантов научно-технического прогресса, подготовить информацию для выбора варианта, который при минимуме затрат обеспечит максимум результатов. Прогнозирование научно-технического прогресса включает процесс создания системы моделирования, которая позволяет выявить достоинства различных направлений развития науки и техники.

Важнейшей функцией научно-технической политики является создание соответствующей материально-технической базы науки. Этот процесс находится в прямой зависимости от финансирования науки и обеспечения исследовательских учреждений необходимым экспериментальным оборудованием. Проблема финансирования и материального обеспечения научно-технического прогресса в концентрированном виде есть проблема создания необходимых условий для творческой деятельности человека (ученого) как субъекта развития науки и техники.

Предметом особого внимания научно-технической политики является кадровая обеспеченность отраслей научного знания. От количества научных работников, их профессиональной подготовки, возрастной структуры, распределения по отраслям знания, от соотношения ученых и вспомогательного персонала, резерва научных кадров в стране зависят потенциальные возможности науки, степень их влияния на экономическую и оборонную мощь страны. Реализация этой функции позволяет поддерживать количество и профессиональную подготовку научных кадров на необходимом для данного этапа развития общества уровне.

Успешное осуществление единой научно-технической политики государства обеспечивается реализацией ее основных направлений:

- определение и согласование генеральных направлений и наиболее общих тенденций научно-технического прогресса, выделение перспективных и эффективных путей развития науки и техники;

- установление приоритетов, пропорций и темпов распределения финансовых, материальных, трудовых, энергетических и сырьевых ресурсов на развитие конкретных отраслей науки и техники, наиболее полное и эффективное их использование;

- обеспечение опережающего развития тех отраслей промышленности, от которых в первую очередь зависит научно-технический прогресс (машиностроение, электроника, приборостроение, электротехника, информатика и т.д.);

- создание благоприятных экономических, организационных, социальных, правовых условий для развития науки и техники, ускоренного и полного использования их достижений;

- выработка и проведение в жизнь эффективной патентной политики государства;

- координация технической политики в отраслях экономики, обеспечение связи между отраслевыми и другими учреждениями науки;

- согласование научно-технической политики государства с общей линией развития науки и техники в других государствах;

- определение ценовой политики (внутри государства и на международной арене) на достижения науки и техники;

- обеспечение объективной экспертизы научных открытий и технических изобретений;

- определение оборонных составляющих научно-технического прогресса;

- обеспечение своевременного разрешения противоречий, возникающих как в сфере разработки новой техники и технологии, так и в сфере их непосредственного внедрения.

Реализация этих направлений научно-технической политики позволяет эффективно решать задачи социально-экономического развития общества. В них раскрывается содержание научно-технической политики в плане совершенствования и развития производительных сил общества, всемерной экономии овеществленного и живого труда, повышения эффективности материального производства.

Государство, выступая главным проводником политики в области развития науки и техники, осуществляет конкретное управление научно-техническим прогрессом через систему соответствующих органов государственной власти, выделяет необходимые средства на ведение опытно-конструкторских, технологических, прикладных разработок, испытание, окончательную доработку и внедрение новой техники и технологии в производство.

В 1996 году в Российской Федерации принят федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», которым определены основные субъекты научно-технической политики и их функции. Органы государственной власти гарантируют субъектам научно-технической политики свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений проведения научных исследований и экспериментальных разработок, обеспечивают их защиту от недобросовестной конкуренции, предоставляют право на свободный доступ к научной и научно-технической информации, за исключением той, которая составляет государственную или коммерческую тайну.

Управление научной и научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления. Органы государственной власти Российской Федерации, органы власти субъектов РФ, научные организации в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществляют межотраслевую координацию научной деятельности, разработку и реализацию научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.

Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:

- признания науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;

- гласности и использования различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;

- гарантии приоритетного развития фундаментальных научных исследований;

- интеграции научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций Академии наук, имеющих государственный статус;

- развития научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;

- концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, поддержки конкуренции и предпринимательства в этой сфере, стимулировании научной деятельности через систему экономических и иных льгот.

Разработка и реализация научно-технической политики на основе этих принципов позволяют наиболее точно определить генеральные направления научно-технического прогресса. Социальные изменения, происходящие в обществе, выступают объективным импульсом в развитии науки и техники, корректируют направленность этого развития, формируют потребности в научно-технических достижениях. Появившиеся у общества технические потребности продвигают науку вперед достаточно высокими темпами.

В свою очередь, научно-технический прогресс оказывает влияние на социальное развитие общества, способствует его углублению и ускорению, обеспечивает решение задач реформирования важнейших сфер общественной жизни.

Правовой формой отношений между научными организациями, заказчиками и потребителями научно-технической продукции являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и научно-технической продукции, оказание научных, технических, инженерно-консультационных услуг.

Практика показывает, что реализация глобальных научно-технических проектов требует серьезной профессиональной и общественной экспертизы в целях определения их социальной полезности, недопущения разрушения естественных условий обитания человека, животного и растительного мира Земли.

Таким образом, государственная научно-техническая политика выступает важнейшим фактором развития и совершенствования производительных сил общества, его социального и духовного прогресса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.