Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы формирования органов власти




Проблема разделения ветвей власти. Легитимность власти

Основным механизмом функционирования всех видов политической и неполитической власти остается разделение властей. Древние философы утверждали, что три веще способны подчинить себе все: насилие, хитрость, лицемерие. Предотвращению перерождения власти во всевластие и самовластие способствует учреждение продуманной системы взаимоконтроля, основанной на разделении властей.

В политической системе общества, где основными субъектами власти выступают учреждения, организации, разделение власти означает разделение труда, разделение функций. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных институтов и лиц.

Первым крупным разделением власти стало отделение светской (политической, государственной) власти от религиозной (духовной, жреческой). Были в известной мере разведены власть государства и церкви. Хотя для ряда стран этот процесс не завершен и ныне.

В самом светском государстве рано началось разделение профессиональных функций власти. Происходило и продолжает происходить разделение власти между центром и властью на местах, формировалась власть разных уровней с различными функциями. Решение этой проблемы еще не завершено и в Российской Федерации: идут споры, дискуссии о разграничении прав субъектов Федерации; нет четкого представления о формах местного самоуправления.

Разделение власти на государственном уровне привело к созданию трех ее ветвей: законодательной, исполнительной и судебной. Сегодня часто говорят и о четвертой власти - средствах массовой информации.

Проекты разделения государственной власти на несколько независимых, но взаимосвязанных ветвей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга, появились в XVII веке. Первым с обоснованием такого предложения выступил Дж. Локк, который разделил власть на законодательную, исполнительную (она же судебная) и федеративную, ведавшую международными отношениями.

Концепцию взаимного сдерживания законодательной, исполнительной и судебной власти в современном ее звучании разработал Ш.Монтескье. В работе «О духе законов» (1748) он писал: «Для того, чтобы предупредить... злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую... Когда законодательная и исполнительная власти объединятся в одном и том же органе,... не может быть свободы... С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной... И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган... станет осуществлять все три вида власти».

Принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации закреплен в статье 10 главы об основах конституционного строя. Принцип, закрепленный в статье 10, гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную выражается прежде всего в осуществлении каждой их них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов,предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства.

Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации, исполнительную - Правительство РФ, а судебную - федеральные суды (Конституционный суд, Верховный суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды).

Существует ошибочное мнение относительно института Президентства в системе разделения властей. Нередко Президента пытаются отнести к определенной ветви власти (как правило, к исполнительной). В действительности же Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех властей, а как прямо указано в части второй статьи 80, «является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина,... принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти». Таким образом, не одна из вышеперечисленных функций Президента не указывает на его принадлежность к какой-либо из ветвей власти; Президент только создает базисные условия и обеспечивает гарантии деятельности органов государственной власти различных ветвей.

Принцип разделения властей, закрепленный в общей форме статьей 10, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие.

К наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти относятся:

- управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой;

- оптимизация самой политической системы, приспособление ее институтов (государство, партийная система и т.д.) к целям и задачам, стоящим перед обществом;

- обеспечение стабильности в стране и ее суверенитета;

- выявление, ограничение и разрешение социальных конфликтов;

- поддержание общественного порядка, законности и др.

Для того чтобы политическая власть функционировала эффективно, необходимо соблюдение определенных правил или принципов в ее осуществлении. Мировой практикой эти принципы уже наработаны и широко используются.

Для государственной власти в свете методов и средств осуществления важной стороной (качеством) выступает наличие у широких масс веры в ее легитимность. Следует различать понятия «легитимность власти» как общественное признание ее законности и «легальность власти» как правовое, формальное ее закрепление. В науку понятие «легитимность власти» впервые было введено немецким социологом Максом Вебером. Он выделил три основных источника законности, правомерности политической власти:

- традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в силу этих традиций (монархия);

- харизматический, основанный на вере в сверхъестественность, героизм или еще какое-нибудь достоинство властителя и его власти;

- рациональный, основанный на вере в законность существующего порядка.

Далее: принцип действенности. Действенность власти проявляется в умении в кратчайшие сроки найти оптимальные варианты решения насущных задач государственного масштаба, в оперативном нахождении путей выхода из кризиса через обоснованные реформы, способствующие улучшению политической, экономической и нравственной обстановки.

Существенным условием эффективности осуществления власти выступает принцип реальности. Руководство на основе мифических идеалов и соответственно эгоистических устремлений ослабляет и общество, и силу власти. Поэтому власть должна в своих действиях исходить из конкретных уже сложившихся обстоятельств, имеющихся средств и сил.

Суть принципа предвидения заключается в необходимости объективной оценки результатов политической деятельности, умении предвидеть ее последствия и, следовательно, не допускать непродуманных, невзвешенных, неаргументированных действий, которые могут привести общество к кризису, упадку и непредсказуемым разрушениям.

Принцип позитивности. Народ оценивает политическую власть не по заявленным лозунгам, обещаниям, а по тому, что она конкретно дает обществу. Сила власти - в ее способности обеспечивать выполнение политической стратегии, в успешном решении экономической и социальной программ, в умении и способности сохранять и приумножать общественные ценности.

Действенность политической власти во многом определяется тем, насколько реализовывается принцип ответственности, самокритичности и твердости. Власть - способ испытания на прочность. Поэтому авторитет и сила власти, ее эффективность зависят от личных качеств носителей власти, ее лидеров, от понимания ими своей ответственности перед обществом, от твердости и логичности их действий.

Основной характеристикой функционирования всей системы политической власти выступает политический режим, который отражает совокупность приемов и методов осуществления власти в стране, фактическое состояние конкретных политических отношений, прав и свобод граждан, степень политической активности масс, состояние законности.

 

 

Понимание сущности политической власти предполагает выяснение методов формирования ее органов. Это тем более важно, поскольку наше общество продолжает оставаться своеобразным полигоном социальных и, прежде всего, политических экспериментов по реформированию российской государственности. Россия находится в состоянии постоянного ожидания каких-либо очередных перестроечных сюрпризов со стороны центральной власти.

Основным фактором выбора методов формирования органов власти (речь идет о государственной власти) выступает политический режим или, по- другому, - форма государственного правления, определяемая структурой и правовым положением высших органов власти, в частности, правовым положением главы государства. В современной политической практике в основном встречаются две формы правления - монархия и республика.

Монархия как форма правления в «чистом» виде сегодня уже ушла в прошлое. Власть монарха передается, как правило, в порядке престолонаследия, ибо титул монарха (короля, императора, великого герцога

и т.д.) обычно признается наследственным. В большинстве стран мира, где еще существует монархия, признание монарха в качестве главы государства сегодня скорее дань исторической традиции, реальные же органы власти формируются в соответствии с конституционными нормами.

Республика - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общегосударственными представительными учреждениями. Различают два основных вида республики - парламентскую и президентскую. Это разделение в значительной степени влияет и на методы формирования органов власти.

В президентской республике во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим или косвенным голосованием. Президент сочетает полномочия главы государства и главы правительства. Он назначает правительство, которое не несет прямой политической ответственности перед парламентом, а президент не имеет права роспуска парламента. Классической президентской республикой являются США, где и была впервые установлена подобная форма правления.

В условиях парламентской республики в большинстве случаев глава государства (президент) избирается парламентом, парламент же формирует и правительство.

В большинстве случаев (кроме политических революций, восстаний, переворотов и т.п.) основным методом формирования органов власти выступают выборы. В демократическом государстве выборы являются важнейшим основополагающим политическим институтом.

Как институт они включают в себя совокупность правовых норм, регламентирующих весь избирательный процесс. Последнее обычно закреплено в соответствующих разделах конституции в общем виде и детализируется в специальных избирательных законах. Признанным является тот факт, что универсальные принципы свободных демократических выборов заключаются в формуле: всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

Выборы - сам избирательный процесс - могут быть прямыми или косвенными, т.е. многоступенчатыми, когда депутаты или должностные лица выбираются нижестоящими выборными органами или специально избираемыми коллегиями выборщиков (например, выборы президента США). Избирательный процесс следует рассматривать в двух смыслах: во-первых, как порядок формирования выборных органов государственной власти и местного самоуправления и, во-вторых, как систему распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.

В политической практике сформировались три основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. При мажоритарной системе избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов. При пропорциональной системе избиратель голосует не за конкретных кандидатов во власть, а за список партий, для определения же победителей устанавливается процентный минимум голосов, необходимых для получения мандата.

В России согласно Конституции РФ с 1993 года используется смешанная избирательная система. Так, при формировании нижней палаты Федерального Собрания - Государственной Думы - 225 депутатских мандатов получают кандидаты, одержавшие победу в мажоритарных округах, и еще 225 получают кандидаты, включенные в партийные списки в соответствие с пропорциональной системой представительства. Начиная со второй половины 2005 года, наметился переход к пропорциональной системе.

К положительным сторонам пропорциональной системы выборов, прежде всего, относят повышение ответственности избранных органов власти по партийным спискам как перед избирателями, так и перед партией. Предполагается и усиление контроля за властью со стороны победивших партий. Но есть и недостатки. Так, в условиях, когда закон не гарантирует демократического внутреннего устройства политических партий, пропорциональная избирательная система может работать в интересах узкой партийной верхушки и привести к отчуждению от политики рядовых членов партии и партийного электората. Непосредственная связь между кандидатами во властные органы и избирателями весьма ограничена и слабая, так как агитация и голосования осуществляются не за конкретных лиц, а за партийный список.

Наряду с выборами органов власти существует и метод их назначения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.