Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы России




1. Предмет и система курса "Правоохранительные органы РФ", методы его изучения

Накопленный объем знаний в науке, учебной литературе, практике деятельности государственных органов по вопросам создания, построения правоохранительных органов и организации деятельности государства по охране и защите прав граждан, юридических лиц и общества составляет основу предмета учебной дисциплины "Правоохранительные органы РФ".

Понятие предмета учебной дисциплины "Правоохранительные органы РФ" в основном сформировалось в учебной литературе. Однако четких критериев и границ для его определения не выработано.

К определению предмета учебной дисциплины можно выделить несколько подходов. Одни отталкиваются от организационных вопросов уголовного процесса, связанных с организацией в государстве уголовного преследования за совершенные преступления. Другие опираются на построение в государстве судебной системы и связанные с ней в своей деятельности органы прокуратуры и предварительного расследования. Третьи расширяют предмет учебной дисциплины до организации и построения органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.

Определение предмета учебного курса опирается на организацию осуществления предусмотренной законом правоохранительной деятельности. Органы государства, специальные учреждения и должностные лица, организующие предусмотренную законом правоохранительную деятельность, составляют основу для выделения предмета изу-
чения.

Содержание предмета образует совокупность имеющихся в обществе знаний и информации о существующих в Российской Федерации правоохранительных органах и их системе на всей территории государства. Этот элемент предмета является ключевым, так как включает сущностное понятие учебной дисциплины и раскрывает направленность изучения материала.

Действующие нормативные акты, регулирующие организацию и деятельность правоохранительных органов, составляют значительную часть содержания предмета учебной дисциплины.

Более глубокое проникновение в содержание предмета предполагает изучение организации и построения отдельных правоохранительных органов, их системы, структуры, состава и компетенции звеньев этого органа.

Вопросы кадров, а именно порядок назначения на должность, прекращения полномочий или увольнения работников правоохранительных органов, продвижение их по службе, поощрения и дисциплинарная ответственность составляют неотъемлемую часть предмета изучения.

Учебная дисциплина "Правоохранительные органы РФ" не ограничивается знанием только современного состояния законодательства. Ознакомление с историей становления и развития правоохранительных органов в Российской империи, РСФСР и СССР, а также с нормативными актами, регулировавшими организацию и деятельность правоохранительных органов, позволяет освоить и эту часть исторических знаний. Наряду с историей, информационную часть содержания предмета составляют и нормативно-обзорные материалы о правоохранительных органах и правовом регулировании этих вопросов в зарубежных государствах Европы, Азии или Америки.

Такой подход к определению предмета учебного курса делает его сложной юридической дисциплиной. Все названные элементы предмета в совокупности дают представление о направленности учебной дисциплины и выполняют организующую роль в подборе и изучении необходимого материала.

Таким образом, предмет учебного курса "Правоохранительные органы РФ" можно определить как совокупность учебно-научной, законодательно-нормативной, исторической и ознакомительной информации о системе правоохранительных органов России, организации работы и построении отдельных правоохранительных органов, правоохранительных органах отдельных зарубежных государств.

Учитывая, что в научной и учебной литературе нет единства мнений в определении понятий правоохранительная деятельность и правоохранительные органы, содержание предмета изучения может корректироваться различными учеными, представляющими разные научные школы.

Перечень вопросов, изучаемых в курсе, достаточно широк и требует изложения в определенной системе, обеспечивающей последовательное и осознанное усвоение материала изучаемой дисциплины.

Формирование системы учебного курса в имеющихся в России учебниках и учебных пособиях осуществляется по-разному[1].

Одни излагают учебный материал в определенной последовательности глав[2], другие выделяют разделы и главы, в которых систематизируется изучаемый материал[3], третьи предлагают выделить две части: Общую и Особенную[4].

В данном учебном пособии авторами предлагается также определенная система построения и изложения материала, которую можно посмотреть и вывести из оглавления работы. Излагаемый вариант системы учебного курса основан на анализе имевшихся вариантов на период подготовки учебного пособия и отражает предложение авторов по систематизации материала курса.

Раздел 1. Общие положения курса.

Раздел 2. Судоустройство.

Раздел 3. Государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность.

Раздел 4. Профессиональные юридические объединения.

Раздел 5. Система органов уголовной юстиции зарубежных государств.

Для получения и усвоения знаний по учебному курсу используются имеющиеся в науке методы познания выделяемых явлений. При освоении курса "Правоохранительные органы РФ" ведущим является метод диалектического материализма: реально существующие правоохранительные органы изучаются не только в статике, но и в динамике, во взаимосвязи с другими органами и организациями. Используются также и другие методы: формально-юридический, исторический, сравнительного анализа, системного анализа, конкретно-социологический.

2. Соотношение курса "Правоохранительные органы РФ"
с другими юридическими дисциплинами.

Учебный курс "Правоохранительные органы РФ" является основной вводной обзорной юридической дисциплиной при подготовке юристов. Входящая в предмет курса информация об организации и построении системы правоохранительных органов России, отдельных видов органов по осуществлению правоохранительной деятельности составляет основу в изучении данного курса. Нормативно-правовая информация об организации и деятельности правоохранительных органов делает его общеобязательным юридическим курсом в обучении студентов. Большой объем учебного и нормативного материала о различных государственных органах, включенный в этот курс, предполагает системность его изложения и небольшую глубину изучения вопросов. Хотя знания о судоустройстве, организации и основных направлениях деятельности прокуратуры, органов МВД, адвокатуры, нотариата составляют базовую подготовку студентов-юристов.

Более глубокое познание правового регулирования деятельности правоохранительных органов предполагается в других основных и специальных юридических дисциплинах. К числу таких учебных курсов относятся: "Уголовный процесс", "Гражданский процесс", "Прокурорский надзор", где изучается функциональный аспект деятельности органов следствия и дознания, суда или прокуратуры. В специальных курсах "Арбитражное судопроизводство", "Конституционное судопроизводство", "Нотариат", "Адвокатура" и других познаются процессуальные основы работы арбитражных судов или Конституционного Суда РФ, порядок осуществления нотариальных действий или адвокатской деятельности. Основное отличие предметов этих курсов заключается в том, что они изучают деятельность тех правоохранительных органов, с наличием и организацией которых студенты знакомятся при изучении курса "Правоохранительные органы РФ".

Более глубоко при этом изучается порядок практической деятельности, ее содержание, последовательность выполнения процессуальных действий специальными должностными лицами в соответствии с положениями законов.

Исходной базовой теоретической юридической дисциплиной является "Теория государства и права", где разрабатываются общие для многих отраслей права юридические понятия, которые используются и при изучении курса "Правоохранительные органы РФ". Например, такие понятия, как "законодательство", "закон", "государственные органы", "правоохранительная деятельность" и другие, составляют содержательную основу и учебного курса "Правоохранительные органы РФ".

Учебные курсы "Административное право" и "Конституционное право" также связаны с данным учебным курсом, предметы их изучения частично совпадают или аналогичны по изучаемому материалу. Познание организации органов законодательной и исполнительной государственной власти и основных их функций аналогично по методологической и учебно-методической схеме усвоению информации о правоохранительных органах. Однако в этих дисциплинах глубоко изучается и организация, и деятельность Президента РФ, Правительства РФ, министерств, служб, агентств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.