Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативные акты органов государственной власти, регулирующие организацию, построение и деятельность правоохранительных органов




Нормативные акты органов государственной власти, регулирующие организацию, построение и деятельность правоохранительных органов.

2. Классификации нормативных актов, изучаемых в учебном курсе "Правоохранительные органы РФ".

Действующее законодательство представляет один из элементов предмета изучения учебного курса "Правоохранительные органы РФ". Одной из основных задач данного курса является задача научить ориентироваться среди имеющихся в России нормативных актов, выработать навык нахождения, изучения и усвоения положений действующих нормативных актов.

Рассмотренная система правоохранительных органов указывает на относительно большое количество государственных органов, вопросы организации и построения которых подлежат изучению в данном курсе[7]. Список даже самых основных законодательных источников переваливает за не один десяток. К ним добавляются иные правовые акты, регулирующие организацию, построение и деятельность правоохранительных органов.

Определить точно объем изучаемого нормативного материала в данном учебном курсе сложно. Это связано с изменениями и дополнениями действующего законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, касающихся отдельных правоохранительных органов. В нормативных актах в ходе изучения данного курса могут использоваться лишь отдельные статьи или главы, закрепляющие вопросы организации, построения и основных функций правоохранительного органа. В некоторых случаях эти вопросы находят отражение в нескольких нормативных актах: например, определяются в законе, уточняются в указах Президента РФ и конкретизируются в постановлениях Правительства РФ или внутриведомственных нормативных актах.

Что же такое законодательные и иные правовые акты, изучаемые в учебном курсе "Правоохранительные органы РФ" и регулирующие организацию, построение и деятельность правоохранительных органов? Как их определить и какими признаками они характеризуются?

Законодательные и иные правовые акты (источники учебного курса "Правоохранительные органы в РФ") – это действующие нормативные акты высших законодательных, исполнительных и судебных органов власти, имеющие общее действие и регламентирующие порядок создания, организации, построения и деятельности правоохранительных органов.

Предметный признак, характеризующий нормативные акты, изучаемые в этом учебном курсе, – это закрепление в нем положений, определяющих построение правоохранительных органов и организацию их деятельности. Это относится и к каждому правоохранительному органу в отдельности.

Нормативный акт должен иметь не ограниченное во времени действие и распространяться на неограниченное количество фактов применения. Он должен действовать в период времени изучения. Источником учебного курса может быть нормативный акт государственного органа, представляющего одну из ветвей государственной власти и обладающего правом принятия общеобязательных нормативных предписаний для отдельных правоохранительных органов.

Из сказанного следует, что правовых актов, изучаемых в учебном курсе "Правоохранительные органы РФ", может быть достаточно много, поэтому для более точного определения их круга необходима научно и практически обоснованная классификация.

По относимости регулируемых вопросов к ведению Российской Федерации или субъектов Российской Федерации нормативные акты можно подразделить на федеральные нормативные акты (акты федеральных органов власти) и нормативные акты органов субъектов Российской Федерации.

В зависимости от принимающего нормативный акт субъекта можно выделить: акты органов законодательной власти, акты органов исполнительной власти и акты органов судебной власти.

По кругу регулируемых вопросов нормативные акты могут быть универсальные, регулирующие организацию и деятельность отдельного правоохранительного органа или определяющие отдельные вопросы организации и деятельности конкретного правоохранительного органа.

В зависимости от юридической силы нормативного акта они подразделяются на Конституцию РФ, законы, подзаконные акты Президента и Правительства РФ и ведомственные нормативные акты.

Нормативные акты об организации и деятельности правоохранительных органов в России могут быть классифицированы в зависимости от видов правоохранительных органов и направлений их деятельности. По этому основанию их можно подразделить на следующие группы: общего действия; об организации и деятельности судов; о прокуратуре и прокурорском надзоре; об органах МВД, ФСБ, таможни; об организации предварительного расследования; об органах юстиции; о нотариате; об адвокатуре[8].

Остановимся подробнее на вопросах классификации нормативных актов.

Определенную практическую значимость в изучении учебного курса "Правоохранительные органы РФ" представляет классификация нормативных актов в зависимости от принявшего его субъекта. Основу этой классификации представляет закрепленное в Конституции РФ положение о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Эта конституционная установка предполагает соответственно наличие государственных органов, представляющих эти ветви власти, их взаимообусловленность и самостоятельность. Высшие органы, представляющие законодательную, исполнительную и судебную власть, наделены необходимым правом принимать обязательные для исполнения нормативные акты нижестоящими органами. Конституцией РФ и законами РФ установлена юридическая сила нормативных актов названных государственных органов и их взаимозависимость. Не случайно в числе основных названа классификация нормативных актов по их юридической силе.

Итак, по названному критерию выделяются: 1) нормативные акты органов законодательной власти; 2) нормативные акты органов исполнительной власти и 3) нормативные акты органов судебной власти.

Нормативные акты органов законодательной власти принимаются Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, например Государственной думой Томской области. На территории Российской Федерации продолжают действовать нормативные акты и тех законодательных органов, которые существовали в СССР или РСФСР, в части, не противоречащей вновь принимаемым законам России.

К числу нормативных актов органов законодательной власти относятся действующие в настоящее время на территории Российской Федерации: Конституция РФ; федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы Российской Федерации; Основы законодательства РФ; кодексы РФ; законы РСФСР; иные нормативные акты существовавших ранее высших законодательных органов власти, не отмененные или частично действующие на территории РФ; конституции республик, входящих в состав РФ, и уставы иных субъектов РФ; законы субъектов РФ.

Конституция РФ является определяющей основой нормативных актов законодательных органов, исходной базой принципов построения и деятельности правоохранительных органов, поэтому изучение конституционных положений практически всех ее глав необходимо для понимания построения и назначения правоохранительных органов в Российской Федерации. Конституция РФ в дальнейшем будет предметом более подробного изучения в учебном курсе «Конституционное право».

Законы Российской Федерации составляют ключевой материал в изучении правоохранительных органов России, особенно судебной системы РФ. Конституция РФ предусмотрела принятие федеральных конституционных законов по вопросам организации судебной власти и построения судебной системы. Основные определяющие положения о судоустройстве и судебной системе в России закрепляются в Федеральном конституционном законе РФ от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ (в ред. на 04.07.2003) "О судебной системе РФ"; Федеральном конституционном законе РФ от 21.07.94 г. № 1-ФКЗ (в ред. на 15.12.2001) "О Конституционном суде РФ"; Федеральном конституционном законе РФ от 28.04.95 г. № 1-ФКЗ (в ред. на 04.07.2003) "Об арбитражных судах в РФ"; Федеральном конституционном законе РФ от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"[9].

Не менее важные вопросы правоохранительных органов решаются в федеральных законах РФ, таких, как Федеральный закон РФ от 17.12.98 г. № 188-ФЗ "О мировых судьях в РФ";

Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.10.2003 г. № 133-ФЗ) "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ";

Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.11.2000 г. № 135-ФЗ) "О судебных приставах";

Федеральный закон РФ 17 января 1992 г. № 2202-1 "О Прокура-
туре РФ" (в ред. на 30.06.2003 г. № 86-ФЗ, с изм., внесенными Поста-
новлениями Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 г. № 3-П, от 11.04.2000 г. № 6-П, Федеральными законами от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ, от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 г. № 13-П, от 18.07.2003 г. № 13-П);

Федеральный закон РФ от 03.04.95 г. № 40-ФЗ (в ред. на 30.06.2003) "О Федеральной службе безопасности".

Более внимательного отношения к себе требует ряд нормативных актов, которые имеют специфические названия или ограничены в действии другими нормативными актами, или определяют положения переходного состояния, или акты универсального характера.

Это, например, "Основы законодательства РФ о нотариате"; Федеральный закон от 31.05.02 г. № 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"; Закон РСФСР от 18.04.91 г. № 1026-1 "О милиции" (с изменениями); Закон РСФСР от 08.07.81 г. № 976 "О судоустройстве РСФСР" (с многочисленными изменениями и дополнениями, внесенными законами и федеральными законами РФ); Закон РФ от 26.06.92 г. № 3132-1 "О статусе судей в РФ" (в ред. законов и федеральных законов РФ и Указа Президента РФ). Каждый из этих законодательных актов будет более подробно изучаться в соответствующих темах, но о сложности их изучения и противоречивости содержания их некоторых положений нужно помнить.

Для работы с нормативными актами важно знать, где их найти. Акты органов законодательной власти подлежат официальному опубликованию в специальных изданиях в газетном или журнальном варианте. "Российская газета" и "Парламентская газета" являются официальными газетными изданиями, где публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы РФ, а также другие нормативные акты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Официальным журнальным изданием актов законодательных органов служит «Собрание законодательства Российской Федерации»[10]. Периодические или систематизированные подборки нормативных актов могут содержаться в «Ведомостях Федерального Собрания Российской Федерации» или «Сборнике федеральных конституционных законов и федеральных законов». Нормативные акты законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации публикуются в установленных республиканских или региональных (городских) газетах. Например, в Томской области – в газете "Томский вестник".

Для поиска нормативных актов необходимо знать, что в определенный период прошедшего времени, например в Советской России – РСФСР или СССР, были свои официальные издания высших органов власти – газета "Известия", журнал "Ведомости Верховного Совета СССР" или журнал "Ведомости Верховного Совета РСФСР" и т.д.

Завершая обзор основных вопросов о нормативных актах органов законодательной власти, следует сказать несколько слов о кодексах РФ, действующих в настоящее время. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК), Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК), Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК), Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) содержат ряд положений, которые необходимы для изучения в учебном курсе "Правоохранительные органы РФ". Нормы, закрепляющие принципы правосудия, подведомственность и подсудность споров и дел, компетенцию судов в различных инстанциях, входят в предмет изучения курса. В УПК РФ для освоения дисциплины необходимы также статьи, определяющие органы предварительного следствия и дознания и их компетенцию.

Нормативные акты органов исполнительной власти носят подзаконный характер и не должны противоречить Конституции и законам РФ. Положения ст.ст. 90 и 115 Конституции РФ закрепляют это правило.

К числу нормативных актов органов исполнительной власти можно отнести: 1) указы Президента РФ; 2) постановления Правительства РФ; 3) совместные акты министерств и ведомств; 4) ведомственные нормативные акты. Необходимо иметь в виду, что могут продолжать действовать и некоторые нормативные акты Совета Министров РСФСР, в части, не противоречащей нормативным актам РФ.

В литературе неоднозначно определяется правовой статус указов Президента РФ. Применительно к изучению учебного курса "Правоохранительные органы РФ" этот вопрос решается, исходя из принципа подзаконности актов Президента РФ, сформулированного в ст. 90 Конституции РФ. Указами Президента РФ регулируется значительный круг отношений, возникающих в связи с организацией и деятельностью правоохранительных органов.

Ряд указов Президента РФ направлен на решение организационных вопросов судебной системы: Указ Президента РФ от 25 декабря 1993 г. № 2289 "О замещении вакантных должностей федеральных судей" (в ред. Указа Президента РФ от 10.02.96 г. № 174); Указ Президента РФ от 7.02.2000 г. № 306 (в ред. Указа Президента РФ от 24.06.2002 г. № 648) "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного суда Российской Федерации и членам их семей" и Указ Президента РФ от 14.09.95 г. № 941 "О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного суда РФ".

Указами Президента РФ утвержден ряд положений, определяющих организацию работы Прокуратуры и порядок присвоения классных чинов прокурорским работникам[11]. Президент РФ в рамках своих полномочий решает вопросы организации органов милиции и следственных органов «силовых ведомств». Он также утверждает нормативные акты, определяющие построение и организацию отдельных министерств и служб, в частности тех, которые изучаются в этом учебном курсе[12].

Правительство РФ, осуществляя руководство подчиненными органами исполнительной власти, принимает соответствующие постановления, которыми утверждаются положения об отдельных министерствах или решаются отдельные вопросы организации и деятельности государственных органов, которые изучаются в учебном курсе "Правоохранительные органы в РФ"[13].

Отдельную группу нормативных актов органов исполнительной власти составляют ведомственные нормативные акты, которые издаются руководителями министерств, служб, Генеральным прокурором РФ. Эти акты могут приниматься в форме приказов, распоряжений, инструкций, правил, положений и так далее. Однако эти акты в основном направлены на решение внутриведомственных вопросов. Если же они касаются прав и интересов граждан, то для них установлен особый порядок введения в действие. Они приобретают силу только после регистрации их в Министерстве юстиции РФ и открытого опубликования[14].

Официальным изданием нормативных актов органов исполнительной власти является журнал "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". Эти нормативные акты публикуются также в журнале "Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств" или ведомственных журналах, например: "Российская законность" – Генеральной прокуратуры РФ, "Российская юстиция" – Министерства юстиции РФ и Верховного Суда РФ и других. Официальные издания органов исполнительной власти меняли свои названия, некоторые в настоящее время не существуют, например "Собрание актов Президента и Правительства РФ", газета "Российские вести" и другие.

Нормативные акты органов судебной власти не представляют собой значительного объема, так как связаны с применением закона, его разъяснением и толкованием. Вместе с тем, являясь нормативными, они регулируют отношения, связанные с реализацией судебной власти, которые касаются прав и интересов граждан и деятельности правоохранительных органов и осуществления правосудия. Как правило, акты органов судебной власти – это акты индивидуального характера, результат конкретного применения закона. Однако решения высших судебных органов могут иметь и общее значение для нижестоящих судов и других органов. Так, решением Конституционного Суда РФ положения закона или закон могут быть признаны не соответствующими Конституции РФ и не подлежащими применению на территории РФ.

К видам таких нормативных актов органов судебной власти могут быть отнесены постановления, заключения, определения Конституционного Суда РФ; постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; решения Всероссийского съезда судей и постановления Совета судей РФ[15]. Тексты нормативных актов судебных органов могут быть напечатаны в журналах, выпускаемых высшими судебными органами: "Вестнике Конституционного Суда РФ", "Бюллетене Верховного Суда РФ" или "Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ", "Российской юстиции".

Особую группу в системе нормативной базы курса составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры, заключенные РФ, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы РФ. Кроме того, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Эти конституционные положения заставляют отслеживать заключаемые Россией международные договоры, для публикации которых в настоящее время имеется «Бюллетень международных договоров».

2. Классификации нормативных актов, изучаемых в учебном курсе "Правоохранительные органы РФ"

Из приведенных ранее оснований классификаций нормативных актов, изучаемых в учебном курсе "Правоохранительные органы РФ", наибольший интерес представляет распределение нормативных актов, в основе которого лежит предмет и система учебного курса. То есть основу классификации составляют органы, которые изучаются в этом курсе, и их направления деятельности. Другие классификации носят более общий характер и могут быть учтены в рассмотрении вопросов этой классификации[16]. Подробное изучение ряда нормативных актов в последующих темах учебного курса позволяет ограничиться лишь названием или краткой характеристикой наиболее важных для изучения нормативных актов.

Нормативные акты общего действия закрепляют положения, определяющие основу построения и деятельности правоохранительных органов, или регулируют общие вопросы, касающиеся нескольких правоохранительных органов. К ним можно отнести Конституцию РФ, Декларацию прав и свобод человека и гражданина и другие. Уголовно-процессуальный кодекс РФ содержит ряд предписаний, применимых к организации и деятельности судов общей юрисдикции, прокуратуры, органов предварительного расследования, деятельности адвокатуры.

Самую значительную группу в изучаемом учебном курсе составляют нормативные акты о суде, судьях и правосудии. По этим вопросам изучаются федеральные нормативные акты и нормативные акты субъектов РФ, например, Федеральный закон РФ от 17.12.98 г. № 188-ФЗ "О мировых судьях в РФ" и Закон Томской области от 10 марта 2000 г. № 7-ОЗ "О мировых судьях в Томской области" (в ред. на 10.04.2001)[17].

Если посмотреть на нормативные акты в этом разделе по юридической силе, то диапазон их использования достаточно широк и включает: законодательные акты – Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы РФ; акты органов исполнительной власти: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ; акты органов судебной власти – постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ (см. список нормативных актов).

Вопросы организации и осуществления правосудия определяются кодексами РФ (АПК, ГПК, УПК, КоАП), которые уже назывались, и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде РФ".

Основным нормативным актом по вопросам прокуратуры и прокурорского надзора является Федеральный закон РФ "О Прокуратуре РФ".

Большой объем нормативных актов включает в себя раздел об органах Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности и таможни. Однако наличие схожих моментов в организации и деятельности этих органов позволяет выделить общие положения, например, о системе органов, назначении и функциях, порядке прохождения службы и другие, и изучать их в сравнении.

В вопросах организации и деятельности органов юстиции, нотариата и адвокатуры используются нормативные акты, существенно расходящиеся во времени, ФЗ от 31.05.02 г. № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.10.2003 г. № 134-ФЗ) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ", Основы законодательства РФ о нотариате 1993 г., Положение о Министерстве юстиции РФ 1999 г. уже с изменениями. В решении значительного количества организационных вопросов Министерства юстиции РФ и нотариата используются внутриведомственные нормативные акты министра юстиции или его и Федеральной нотариальной палаты.

Не следует забывать, что отдельные недействующие нормативные акты СССР, РСФСР, Российской империи служат историческим материалом в изучении вопросов истории отдельных правоохранительных органов.

Не одинаковы правовые акты о правоохранительных органах по своей юридической силе. Так, высшую иерархическую ступень занимает Конституция РФ, за ней следуют федеральные законы, часть из которых имеют статус конституционных, так как они приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией. Следующую за законами ступень занимают Указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Так, например, указами Президента РФ утверждены положения о Совете Безопасности, о милиции общественной безопасности, положение о Министерстве юстиции и другие. Затем идут акты Правительства РФ. В соответствии со всеми названными актами принимаются внутриведомственные нормативные акты.

 

 

Тема 3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В УЧЕБНОМ КУРСЕ
"ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РФ"

1. Основные понятия и их определения в учебном курсе "Правоохранительные органы РФ".

1. Основные понятия и их определения в учебном курсе "Правоохранительные органы РФ"

Учебный курс "Правоохранительные органы РФ" является вводной юридической дисциплиной. Наряду с учебной дисциплиной «Теория государства и права» в этом учебном курсе начинает углубленно изучаться специальная юридическая терминология. Усвоение содержания юридических терминов и знание определений понятий курса представляет собой одну из задач обучения.

Юридические термины позволяют юристам говорить и писать, понимая друг друга. Единообразное понимание и толкование юридических понятий позволяет профессиональным юристам точно и понятно формулировать норму закона, усваивать и запоминать смысл правового предписания и правильно толковать положения нормы при применении на практике.

Основные понятия учебного курса "Правоохранительные органы РФ" составляют лишь незначительную часть тех юридических терминов, которые предстоит изучить за период обучения. Однако они являются исходными и ключевыми в дальнейшем обучении, как буквы алфавита для усвоения навыков чтения.

Содержание предмета и системы учебного курса предопределяет ту терминологию, которая подлежит изучению, и ее объем. Значительное количество изучаемых в учебном курсе нормативных актов предполагает, что усвоение их содержания потребует использования большого числа юридических терминов. Однако часть их останется для изучения в других дисциплинах, вторая часть будет представлена в ознакомительном плане, а третья должна быть изучена, осмыслена и запомнена в предлагаемых для усвоения формулировках. Именно последняя группа юридических терминов и составляет те основные понятия курса, с которыми и предстоит в дальнейшем работать.

Перечень таких основных понятий в учебной литературе четко не определен. Вместе с тем понятия – это ключевые теоретические конструкции, которые составляют понятийный аппарат учебного курса.

Назовем ориентирующий список основных понятий, на которые следует обратить внимание при изучении учебного курса "Правоохранительные органы РФ":

- Задачи, Предмет, Система учебного курса "Правоохранительные органы РФ";

- Методы изучения курса "Правоохранительные органы РФ";

- Законодательные и иные правовые источники учебного курса "Правоохранительные органы РФ";

- Правоохранительная деятельность, Правоохранительные органы, Система правоохранительных органов в России;

- Судебная власть, Суд, Судоустройство, Судебная система, Звено судебной системы, Структура суда, Состав суда, Компетенция суда, Полномочия Председателя суда (заместителя), Аппарат суда, Работники аппарата суда;

- Судья, Статус судьи, Квалификационные классы судей, Народные, присяжные, арбитражные заседатели, Судейское сообщество, Орган судейского сообщества;

- Правосудие, Принципы правосудия, Судопроизводство, Судебная инстанция, Подведомственность, Подсудность, Судебный состав, осуществляющий правосудие;

- Прокуратура, Система органов прокуратуры, Направления деятельности прокуратуры, Структура Генеральной и нижестоящих прокуратур, Прокурорский надзор, Прокурорские работники, Классные чины и воинские звания прокурорских работников, Полномочия прокурора;

- Предварительное расследование, Органы, осуществляющие предварительное следствие, Подследственность, Органы, осуществляющие дознание;

- Функции Министерства юстиции РФ;

- Адвокатура, Адвокатская деятельность, Адвокатская палата, Адвокатское образование, Адвокат, Юридическая консультация, Юридические услуги;

- Нотариат, Нотариус, Нотариальная контора, Нотариальная палата, Нотариальный округ, Нотариальные действия, Нотариальное делопроизводство[18].

Предложенный список может послужить ориентиром в подборе учебного материала и выделении ключевых моментов в познании отдельных тем.

Рассмотренная ранее система учебного курса "Правоохранительные органы РФ" позволяет предметно и конкретно подходить к выделению основных понятий и их систематизации для более глубокого изучения. Выделенные в системе учебного курса разделы и темы ориентируют и на соответствующую группу понятий, раскрывающих основное содержание темы. Вот почему в данной теме учебного курса происходит лишь общее знакомство с используемой специальной юридической терминологией и понятиями. Дальнейшее углубленное изучение их будет в отдельных темах курса или других учебных дисциплинах.

Учитывая, что основное содержание учебного курса составляют знания о системе правоохранительных органов в целом и каждого органа в отдельности, можно предложить определенную схему понятий, позволяющих самостоятельно и более глубоко изучить материал. Построение и организация деятельности в каждом отдельно взятом правоохранительном органе имеет специфику. Но есть и общие принципиальные основы их организации. Поэтому знание и усвоение нескольких основных ключевых понятий даст возможность представить и охватить материал всей темы по конкретному правоохранительному органу и не упустить нужных вопросов темы.

При изучении тем о конкретных правоохранительных органах в схему основных понятий, раскрывающих содержание темы, включаются следующие:

Понятие правоохранительного органа – Задачи – Функции (направления деятельности) – Система органов – Звено в системе правоохранительного органа – Структура звена правоохранительного органа – Состав звена или структурного подразделения звена правоохранительного органа – Компетенция звена или структурного подразделения звена правоохранительного органа – Полномочия должностных лиц правоохранительного органа, звена, структурного подразделения звена правоохранительного органа – Аппарат правоохранительного органа (руководители, сотрудники, работники, персонал и так далее) – Кадры правоохранительного органа: назначение, увольнение, продвижение по службе, поощрение и дисциплинарная ответственность работающих лиц.

Используя и зная содержание названных понятий в их совокупности и изложенной взаимозависимости, можно добиться и соответствующей глубины изучения вопросов темы о конкретном правоохранительном органе, например органах внутренних дел.

Необходимо и важно правильно устанавливать взаимосвязь понятий и раскрывать их соотношение, подчеркивая общие и специфические признаки.

Например, рассматривая соотношение таких понятий, как "учебный курс “Правоохранительные органы в РФ”" – "правоохранительные органы России" – "организация правоохранительных органов" – "деятельность правоохранительных органов", можно увидеть не только общие термины в этих словосочетаниях, но и раскрыть самостоятельность этих понятий, подчеркивающих специфические стороны изучаемого предмета. "Учебный курс “Правоохранительные органы РФ”" – это совокупность знаний, изучаемых студентами, о чем уже говорилось. "Правоохранительные органы России" – это реально существующие и действующие учреждения государства, их определение приводилось. Понятие "организация правоохранительных органов" указывает на организационное устройство органов, их систему в РФ. "Деятельность правоохранительных органов" раскрывает их функционирование, работу по выполнению поставленных задач, конкретные действия должностных лиц. Указываемые особенности подчеркивают специфику содержания юридических понятий, связанных с одним основным изучаемым элементом "правоохранительные органы".

Собрать и дать определения всех или даже основных понятий учебного курса в отдельной теме сложно, да и вряд ли целесообразно. Для этого необходимо сформировать целый толковый словарь терминов, что в учебной литературе уже делается. К тому же большая часть понятий будет изучаться в темах, посвященных отдельным правоохранительным органам. Однако на этом этапе изучения нельзя не выделить основных ключевых понятий, знание которых даст возможность представить основные положения учебного курса и осмысленно подходить к изучению тем о конкретных правоохранительных органах.

Приводимые ниже определения понятий сформулированы специально для изучения данного курса с учетом его специфики. Отдельные дефиниции взяты из учебной литературы с указанием источника, чтобы с ними и учебным материалом можно было ознакомиться дополнительно.

Итак, остановимся на определении следующих понятий: Судоустройство, суд, правосудие; Прокуратура, прокурорский надзор, предварительное расследование; Адвокатура, адвокат; Нотариат, нотариус.

Судоустройство – это закрепленная в законе организация существующей в государстве системы судов, построения отдельных ее звеньев, судейского сообщества, приобретения и изменения статуса судей.

Суд – специальный государственный орган, предназначенный для осуществления правосудия и реализации судебной власти.

Правосудие – это осуществляемый судом особый вид государственной деятельности по реализации судебной власти путем рассмотрения в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве правовых споров, обеспеченный возможным применением на основе закона государственного принуждения для установления или восстановления нарушенных прав, или наказания правонарушителей.

Прокуратура – это предусмотренная законом единая федеральная централизованная система специальных государственных органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов государственными органами, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами и гражданами, уголовное преследование, координацию деятельности правоохранительных органов по работе с преступностью.

Прокурорский надзор – это осуществляемая на основе закона Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами специфическая государственная деятельность от имени Российской Федерации, независимая от местных органов власти, по надзору за точным и единообразным исполнением действующих на ее территории законов государственными органами, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами и гражданами.

Предварительное расследование – предусмотренная Уголовно-процессуальным кодексом РФ деятельность специально уполномоченных органов государства по сбору и оформлению доказательств для установления обстоятельств совершения преступления, установлению и изобличению лиц, их совершивших, и предъявлению им обвинения, а также по подготовке уголовных дел для рассмотрения их в суде общей юрисдикции.

Адвокатура – это профессиональное некоммерческое объединение юристов-адвокатов, организованное по государственно-территориаль-
ному принципу на основе самофинансирования и самоуправления, призванное на основе закона оказывать населению и организациям юридическую помощь и юридические услуги в избранных и оформленных адвокатских образованиях.

Адвокат – это лицо, обладающее специальным правовым статусом, подтвержденным внесением в Реестр адвокатской палаты субъекта РФ и выдачей органом Министерства юстиции удостоверения адвоката, и имеющее право осуществлять адвокатскую деятельность.

Нотариат – это система государственных органов, учреждений и должностных лиц, уполномоченных государством в соответствии с действующим законодательством осуществлять от имени Российской Федерации нотариальные действия в установленном нотариальном округе на территории РФ или за границей для обеспечения прав граждан и юридических лиц, а также система некоммерческих организаций, объединяющих нотариусов, занимающихся частной практикой и представляющих их профессиональные интересы.

Нотариус – лицо, работающее в государственной нотариальной конторе в указанной должности или занимающееся частной нотариальной практикой.



Раздел 2. Судоустройство




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.