Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Рыночный механизм и его элементы




 

1. Рынок, как экономическая категория. Сущность и условия функционирования.

2. Организационные принципы построения рынка. Структура рыночной системы.

3. Спрос, закон спроса, детерминанты спроса.

4. Предложение, закон предложения, детерминанты предложения.

5. Рыночное равновесие и его анализ.

 

1. Рынок, как экономическая категория.
Сущность и условия возникновения.

 

Существует несколько определений рынка:

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства.

Рынок ‑ это механизм взаимодействия продавцов и покупателей.

Рынок – этосфера обмена внутри страны и между странами, которая связывает между собой производителей и потребителей, материальных благ.

Рынок как экономическая система возник тогда, когда обмен между хозяйствующими субъектами стал носить постоянный стабильный характер. Для того чтобы это произошло в обществе должны были сформироваться необходимые условия. В первую очередь, возник и стал развиваться процесс общественного разделения труда (ОРТ) – процесс деления труда на виды и подвиды, так что в результате начинается осуществляться специализация производителей на производстве отдельных благ. В истории общества различают следующие виды разделения труда:

· общее разделение труда – деление труда между укрупненными сферами общественного производства (между производственной и непроизводственной сферами и др.);

· частное (отраслевое) – деление труда по отраслям;

· единичное (внутрифирменное) – деление труда внутри фирмы;

· территориальное – деление труда по территориям, в зависимости от особенностей той или иной территории.

ОРТ и специализированный труд привели к тому, что обмен результатами труда хозяйствующих субъектов стал носить постоянный характер, так как производя один вид материального блага, производитель, для того чтобы удовлетворить свои разнообразные потребности должен был обменять его на необходимые другие блага. В рыночной системе обмен осуществляется в форме купли – продажи, это значит, что всегда обмениваются эквиваленты, т.е. равные величины при этом обеспечивается возмещение затраченных ресурсов. Реализация принципов эквивалентности и возмездности в обмене возможна только в том случае, если существует экономическая обособленность хозяйствующих субъектов. Экономическая обособленность возникает, если существуют обособленные частные интересы, как правило, существующие потому что есть частная собственность на средства производства.

 

2.Организационные принципы построения рынка.
Структура рыночной системы

 

Функционирование рынка осуществляется через реализацию определенных принципов, которые в совокупности и формируют рыночный механизм хозяйствования. Основными организационными принципами построения рынка являются:

Принцип экономической свободы свободы выбора хозяйствующих субъектов. Потребители на рынке свободны в выборе благ, которые необходимы им, свободны в выборе сфер приложения своего капитала, вплоть до открытия своего дела. Свобода производителя проявляется в выборе отраслей, в которые направляется капитал, в свободном входе и выходе из отрасли, а также в свободном выборе экономического партнера.

Рыночная конкуренция. Конкуренция представляет собой экономическую борьбу между хозяйствующими субъектами за лучшие условия производства и сбыта продукции. Условия конкурентной среды на рынке анализируется по определённым параметрам:

- количество продавцов и покупателей на рынке;

- возможность продавцов и покупателей влиять на рыночную цену;

- вид выпускаемой продукции;

- наличие или отсутствие барьеров для выступления в отрасль;

- информируемость хозяйствующих субъектов о состоянии рынка.

В зависимости от того, как на конкретном рынке проявляются эти параметры, конкуренция может быть либо совершенной (свободной), либо нет. В условиях совершенной конкуренции на рынке существует достаточное количество продавцов и покупателей, так что ни один из них не может повлиять на рыночную цену, выпускается стандартная, унифицированная продукция и отсутствуют барьеры для вступления в отрасль.

Главенство потребителя на рынке. На вопрос «Что производить?» отвечают потребители, предъявляя или не предъявляя спрос на те, или иные товары.

Рыночное ценообразование. Рыночные цены формируются исходя из рыночной коньюктуры, т.е. соотношения между спросом и предложением в каждый данный момент времени. Отсутствуют другие механизмы формирования цен

Открытость экономики. В рыночной системе через национальную границу свободно перемещаются как блага, так и ресурсы, причем, в ту и другую стороны.

Экономические связи между хозяйствующими субъектами носят контрактный характер и преимущественно горизонтального типа, т.е. все хозяйствующие субъекты равны экономически.

Государственное регулирование экономики в той или иной степени.

Рынок выполняет ряд экономических функций в экономической системе, благодаря которым реализуется его механизм.

Информационная функция рынка заключается в том, что рынок информирует всех хозяйствующих субъектов о состоянии рыночной коньюктуры, ценах, и других явлениях. На основе этой информации субъекты принимают решения и осуществляют определенную деятельность.

Ценообразующая функция заключается в том, что только на рынке, через соотношение спроса и предложения формируются цены, и не другого механизма способного осуществить это действие.

Регулирующая функция рынка заключается в том, что он с помощью определенных рычагов и инструментов регулирует основные товарно-денежные потоки, потоки доходов и ресурсов. В результате формируются совершенно определенные пропорции в национальной экономике.

Санирующая функция заключается в том, что рынок стимулирует и поддерживает сильных товаропроизводителей и выталкивает, разоряет слабых.

Совокупность связанных между собой видов рынка образует рыночную структуру национальной экономики. Все рынки классифицируют в соответствии со следующими признаками:

– по территориальному признаку все рынки подразделяются на местные (рынок территориальных образований), внутренний (национальный рынок страны), внешний (международный рынок);

– по объекту продажи, различают рынки товаров, услуг и рынки экономических ресурсов (капитала, труда, информации, средств производства);

– по условиям конкурентной среды различаютконкурентные (рынки свободных конкуренций), монополистические, олигополистические рынки;

– по объему или по количеству продаваемых товароврынки бывают розничные и оптовые.

Функционирование любого рынка обеспечиваетсясоответствующейинфраструктурой. Под инфраструктурой рынка понимают совокупность организаций, учреждений и предприятий, которые обеспечивают нормальное функционирование всех рыночных структур. К инфраструктуре товарных рынков относят: оптовую и розничную торговлю, товарные и товарно-сырьевые биржи, аукционы, ярмарки и т.п. К инфраструктуре рынка труда относят: биржи труда и службы занятости, службы подготовки и переподготовки кадров и иммиграционной службы. Инфраструктура рынка капиталов относят:валютные и фондовые биржи, банковскую систему, страховую систему, брокерские и аудиторские компании и т.п.. Общими инфраструктурными элементам,которые относятся ко всем видам рынка относят транспорт, юридическое обслуживание и рекламу.

 

3.Спрос, закон спроса, детерминанты спроса.

 

Спрос представляет собой желание и возможность потребителя купить данный товар по данной цене в данный период времени. Спрос –это платёжеспособная потребность. В теории выделяют также категорию «величина спроса ». Величина спроса –это определенное количество благ, которое потребитель желает и имеет возможность купить по данной цене и в данный момент времени. Основным параметром, который действует на потребительский спрос, является рыночная цена. Существует обратная зависимость между ценой на товар и величиной спроса на него, которая называется законом спроса. Сущность закона спроса заключается в том, что с ростом цены на товар, величина спроса на него падает и наоборот.Действие закона спроса объясняют следующими эффектами:

1. Эффектом дохода с падением цены на товар, его начинают покупать больше, т.к. это означает рост реального дохода покупателя.

2. Эффект замещения когда товар дешевеет, он дешевеет относительно других товаров, им начинают замещать другие товары.

3. Действие закона убывающей предельной полезности. Предельная полезность – это дополнительная полезность, которую приносит каждая дополнительная потребляемая единица блага. По мере потребления, какого-либо блага потребность в нем удовлетворяется и каждая дополнительно потребляемая единица приносит все меньше удовлетворения потребителю, т.е. предельная полезность снижается, зная это, потребитель будет покупать больше блага только в том случае, если цена на него будет падать.

Закон спроса проявляется не всегда. В экономике могут возникать ситуации, когда обратная зависимость между изменением цены и величины спроса не проявляется. Это происходит:

1. В случае ажиотажного спроса на товар, т.е. в условиях дефицита.

2. В отношении произведений искусства, антиквариата и других предметов роскоши.

3. Когда покупатель благодаря возросшим доходам перенёс свой спрос на другие товарные группы.

Действие закона спроса иллюстрируется кривой спроса. Для ее построения можно использовать данные таблицы 1.

Таблица 1

Цена за 1 тонну в долл.          
Величина спроса в т.          

Рисунок 1 Кривая спроса на товар. Рисунок 2. Действие на спрос неценовых факторов

Кроме цены, на потребителя могут оказывать воздействие различные факторы, в результате чего происходит изменение в спросе. Спрос либо растет, либо падает, при этом цена на товар остается неизменной. Эти факторы называются неценовыми детерминантами. Кнеценовым факторам спроса относят:

1. Предпочтения и вкусы потребителей (под воздействием моды, рекламы, сезонных изменений, вкусы и предпочтения покупателей могут меняться).

2. Количество покупателей на рынке (чем больше покупателей, тем больше спрос).

3. Доходы потребителей. В зависимости то того, как меняется спрос на товар, при изменении доходов потребителей, все товары делятся на две группы:

· нормальные товары (товары высшей категории);

· заменители, суррогаты (товары низшей категории).

Если с ростом доходов потребителей, спрос на товар растёт – это товар высшей категории, а если падает – то низшей категории.Если с падением доходов, спрос на товар растёт, то это товар низшей категории, а если наоборот – то высшей категории.

4. Цены на сопряженные товары. К сопряженным, относят либо взаимозаменяемые товары, либо взаимодополняемые товары. Если два товара является взаимозаменяемыми, то с ростом цены на один из них, спрос на другой растет. Если два товара взаимодополняемые, то с ростом цены на один из них, спрос на другой товар падает.

5. Потребительские ожидания.Воздействие неценовых факторов на рынке и спрос

 

4. Предложение, закон предложения, детерминанты предложения.

 

Предложение –это желание или возможность производителя произвести и поставить на рынок данный товар по данной цене в данный период времени. Величина предложения – это определенное количество товаров, которое производитель желает произвести и поставить на рынок, по данной цене и в данный период времени. При прочих равных условиях рост рыночной цены приводит к росту величины предложения, т.е. между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость, которая называется законом предложения. Закон предложения действует при определенных условиях. Прямая зависимость между ценой и величиной предложения проявляется, если издержки производства остаются не низменными. Действие закона предложения зависит также, от временного интервала. В краткосрочном периоде закон предложения, как правило, не проявляется, так как производители не успевают отреагировать на изменение цены. В долгосрочном периоде закон предложения проявляется практически всегда, так как производители достаточно времени, чтобы среагировать на изменение. Закон предложения иллюстрируются кривой предложения.

 

Рисунок 3: Кривая предложения на товар. Рисунок 4: Неценовые факторы предложения.

Перемещение по кривой предложения иллюстрирует изменение величины предложения или действие закона предложения. Кроме цены на предложение воздействует и неценовые факторы, в результате чего происходит изменение в предложении.

К неценовые факторам (детерминантам) предложения относят:

1. Изменение цен на ресурсы (если цены на ресурсы растут, то растут издержки производства и предложение сокращается).

2. Количество продавцов на рынке (чем больше продавцов, тем больше предложения).

3. Состояние технологий – использование более совершенных технологий, приводит к сокращению издержек и росту предложения.

4. Налоги и субсидии.

Действие неценовых факторов иллюстрируется сдвигом кривой предложения в положение S1, либо S2.

 

5. Рыночное равновесие и его анализ.

 

Ситуация на рынке, когда цена по которой потребитель желает купить данное количество товара удовлетворяет продавцов и они готовы по ней продать данное количество товара называется рыночным равновесием, и иллюстрируется следующим графиком:

PE цена равновесия, или равновесная цена;

QД = QS уравнение равновесия на единичном рынке

Рисунок 5: Рыночное равновесие. Рисунок 6: Ситуации избытка и дефицита на рынке.

На рынке конкуренция приводит в соответствие спрос и предложение, так что интересы продавцов и интересы покупателей совпадают. Однако рыночные цены могут колебаться и не совпадать с равновесным уровнем цены, и тогда наблюдаются следующие ситуации:

1. P1 – рыночная цена, Pе – равновесная цена, P1 ≤Pе,, тогда QД1 ≥QS1 , на рынке возникает дефицит. В условиях дефицита цены имеют тенденцию к росту до равновесного уровня, причем эту тенденцию формируют покупатели. Это происходит потому что, на потребителя в условиях дефицита воздействует условия неблагоприятные факторы, такие, как:

  • абсолютное недопотребление блага, так как при низкой цене спрос на товар больше предложения и какая-то часть населения его вообще не может купить;
  • в условиях дефицита возникают очереди;
  • существование черного рынка, на котором цены, как правило, всё равно выше. Покупатели приобретают товар по ценам выше, чем на рынке и при этом идёт перераспределение доходов. Высокие цены рынка не оказывают никакого влияния на производителя. Таким образом, в условиях дефицита цены постепенно растут до равновесного уровня.

2. P2 ≥ Pе,, тогда QS2 ≥ QД1., на рынке наблюдается избыток.Тенденцияцены к снижениюформируют производители. Это происходит потому что, если товар не будет реализован, производители не только не получат прибыли, но и не возместят издержки, чтобы с этим не столкнуться они идут на снижение цен.

Рисунок 7: Изменение рыночного равновесия при увеличении спроса и предложения. Рисунок 8: Рыночное равновесие при уменьшения спроса и предложения

Стихийный механизм рыночной конкуренции позволяет регулировать величину спроса и предложения и регулятором выступает рыночная цена. Равновесное состояние может быть устойчивым, не устойчивым, локальным и глобальным.

Устойчивое равновесие наблюдается в случае, когда колебание цены в результате заканчивается установлением либо одной цены, либо коридором цен. Если устанавливается одна цена на товар, наблюдается абсолютное равновесие, если устанавливается коридор цен – относительное равновесие.

Рисунок 9: Относительное равновесие. Рисунок 10 Глобальное равновесие.

На рынке может наблюдаться локальная устойчивость, когда равновесие достигается лишь в определенном интервале цен и глобальное равновесие, когда цены сходятся в одну.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.