Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6.Типы рыночных структур




Каждая фирма, вкладывая деньги в определённый набор ресурсов, осуществляет производство того или иного блага. Чтобы снизить риски в кризисных ситуациях современные фирмы вкладывают капитал в разные отрасли. Такой процесс называется диверсификацией капитала и производства.

 

2. Деятельность фирмы в долгосрочном периоде

Все факторы производства становятся переменными в долгосрочном периоде. В этом случае, фирмы увеличивают объём выпуска, т.е. расширяют производство в разных отраслях по-разному, при этом средневаловые издержки у фирм изменяются по-разному.

Это связано с действием положительного или отрицательного эффекта от масштабов производства.

Если с ростом объёмов производства средневаловые издержки сокращаются, то наблюдается положительный эффект от масштаба производства. Если они растут, то наблюдается отрицательный эффект от масштаба производства.

Положительный эффект от масштаба производства наблюдается в том случае, когда с ростом объёмов производства увеличивается специализация в производстве и управлении, растёт производительность, совершенствуется организация производства. Тогда в таких отраслях целесообразно функционирование одной или нескольких крупных фирм (монополии).

В некоторых отраслях, при достижении определённого уровня, средневаловые издержки стабилизируются и остаются неизменными при значительном увеличении объёма производства. В таких отраслях возможно функционирование как крупных, так и небольших фирм. Если же с ростом объемов производства средневаловые издержки начинают расти очень быстро, наблюдается отрицательный эффект от масштаба производства.

 

3. Экономическое содержание доходов.

Прибыли и её виды. Норма прибыли.

 

Доход, как экономическая категория, представляет собой денежное поступление от собственности на ресурсы или предпринимательской деятельности. Различают следующие виды дохода от предпринимательской деятельности:

1. Валовой доход (TR) – это доход, который получает фирма от продажи всей продукции;

TR=Q ∙ P;

TR – выручка от реализации продукции фирмы;

2. Средний доход (ATR ) – это доход, который приходится на единицу продукции:

ATR= (P*Q)/Q=P

3. Предельный доход (MR) это дополнительный доход, который приносит каждая дополнительно производимая единица продукции.

MR = ∆TR: ∆Q.

Прибыль фирмы представляет собой разницу между валовой выручкой и валовыми издержками фирмы, т.е.

Пр = TR - TC;

В экономическом анализе используют понятия бухгалтерской прибыли и экономической прибыли. Бухгалтерская прибыль представляет собой разницу между валовой выручкой и внешними издержками фирмы:

Прбух = TR – TСвнеш.;

Экономическая прибыль рассчитывается как разница между валовой выручкой фирмы и всеми издержками фирмы, как внешними, так и внутренними:

Прэкон= TR - (TCвнеш+TCвнутр);

Рассчитывать экономическую прибыль необходимо для того, чтобы оценить степень эффективности использования собственных ресурсов фирмы. Если значение экономической прибыли величина положительная, то это значит, что фирма эффективно использует свои собственные ресурсы. Если же величина экономической прибыли меньше 0, то это значит, что фирма неэффективно использует свои собственные ресурсы и необходимо рассмотреть альтернативные варианты их использования.

Для оценки эффективности вложения капитала, величину прибыли соотносят либо с авансированным капиталом, либо с валовыми издержками, таким образом, находят норму прибыли (норму рентабельности):

;

Средний уровень прибыли в гражданских отраслях, как правило, составляет 15-18%. В фирмах ВПК этот уровень выше. Уровень нормы прибыли показывает степень эффективности вложения капитала. Если этот показатель, ниже среднеотраслевого уровня, руководство фирмы должно принимать решение о мерах, которые позволят его увеличить. Если же предпринятые меры не дают результата, как правило, капитал изымается из отрасли и перекидывается в ту отрасль, где выше уровень нормы прибыли. Норма прибыли является регулятором в национальной экономике, так как лежит в основе процессов перелива капиталов и межотраслевой конкуренции.

 

4. Равновесие фирмы в условиях

совершенной и не совершенной конкуренции.

В условиях совершенной конкуренции каждая фирма может воздействовать для максимизации прибыли только на один параметр – объём производства, т.к. цена является независимой переменной. В результате, каждая фирма стремиться определить такой объём производства, при котором, она смогла бы получить максимальную прибыль. Для этого фирмы сопоставляют категории предельного дохода и предельных издержек. Постоянно увеличивая объём производства, фирмы, тем самым, с каждой дополнительно произведённой единицей продукции имеют предельные издержки, но в, то, же время получают предельный доход. Поэтому, до той поры, пока предельные издержки меньше предельного дохода, фирма может расширять производство. Как только предельные издержки станут больше предельного дохода, общая эффективность фирмы начнёт падать. Следовательно, когда предельный доход фирмы (MR) совпадает с предельными издержками (МС), фирма находится в равновесном состоянии.

Равновесное состояние фирмы характеризуется условиями, при которых фирма получает максимальную прибыль при наименьших затратах ресурсов. В условиях совершенной конкуренции равенство MR=MC равно рыночной цене. В условиях несовершенно конкуренции (в условиях чистой монополии, олигополии или монополистической конкуренции) фирмы могут оказывать воздействие на рыночную цену, поэтому, равновесие фирмы будет характеризоваться равенством MR=MC<P.

 

 

1. Конкуренция, её сущность и роль в рыночной системе. Совершенная конкуренция.

2. Чистая монополия, её сущность и виды. Государственное регулирование этой деятельности.

3. Несовершенная конкуренция и её виды.

 

1. Конкуренция, её сущность и роль в рыночной системе.
Совершенная конкуренция.

 

Конкуренция представляет собой экономическое соревнование хозяйствующих субъектов за лучшие условия производства и сбыта продукции. Конкуренция является естественной средой рыночной экономики, она лежит в основе рыночного механизма саморегулирования экономики. Интенсивность конкуренции, или силу конкурентной борьбы можно определить с помощью уравнения:

- где n число (количество) фирм в отрасли;

Для характеристики конкурентной среды на том или ином рынке, используют следующие параметры:

· количество производителей и потребителей на рынке;

· тип производимой продукции;

· способность отдельного производителя влиять на рыночную цену;

· наличие барьеров для вступления в отрасль;

· наличие неценовых факторов конкурентной борьбы на том или ином рынке.

В зависимости от того, как данные параметры реализуются на том, или ином рынке различают следующие типы рыночных структур:

· совершенная или свободная конкуренция;

· несовершенная конкуренция;

· чистая монополия как антипод совершенной конкуренции.

Рынки, на которых существуют условия для совершенной конкуренции, называются конкурентными. В настоящее время только два рынка (рынок ценных бумаг и сельскохозяйственной продукции) приближаются к условиям совершенной конкуренции, а в чистом виде она не наблюдается.

Выделяют следующие признаки совершенной конкуренции:

1. На рынке существует большое количество производителей и потребителей продукции.

2. Производится и поставляется на рынок однотипная, серийная, стандартная продукция так, что покупателю безразлично у кого её покупать.

3. Ни один хозяйствующий субъект не может повлиять на рыночную цену (ни покупатели, ни продавцы). Поэтому рыночная цена для хозяйствующих субъектов является внешним независимым параметром.

4. Барьеры для вступления в отрасль отсутствуют или легко преодолимы.

5. При совершенной конкуренции отсутствуют неценовые методы конкурентной борьбы.

Фирмы, которые функционируют в условиях совершенной конкуренции, сталкиваются с ситуацией, когда спрос на продукцию, которую выпускает фирма, является абсолютно эластичным, т.е. цена на производимую продукцию остаётся неизменной при любом количестве её выпуска.

 

2. Чистая монополия, её сущность и виды.
Государственное регулирование этой деятельности.

 

Монополия (власть одного) – это условие функционирования рынка, когда существует один продавец или один производитель. Монополия, как экономическое явление, возникла из совершенной конкуренции. На конкурентных рынках фирмы постоянно стремятся улучшить своё экономическое положение. Для этого они внедряют достижения НТП, используют более совершенные формы организации труда. В результате, начинает развиваться процесс концентрации производства и крупным фирмам легче конкурировать с другими фирмами, но и последствия от конкуренции для них более тяжёлые, чем для мелких фирм. Поэтому крупные и крупнейшие фирмы начинают искать пути, которые помогут обезопасить их в ходе конкурентной борьбы. Самым естественным путём является сговор о ценах, о рынках сбыта, о факторных рынках, о квотах производства и др. Так начинается процесс монополизации.

Признаки чистой монополии:

1. На рынке существует единственный производитель или единственный продавец.

2. Фирма-монополист имеет возможность влиять на рыночную цену для того, чтобы извлечь монопольную прибыль.

3. Существует практически непреодолимые барьеры для вступления в отрасль.

4. Производится уникальная (в смысле отсутствия близких заменителей) продукция.

В условиях чистой монополии фирма-монополист сознательно воздействует на рыночную цену для того, чтобы получить максимальную прибыль. В этих условиях функция спроса является заданной.

Различают несколько видов существования чистой монополии:

Естественная монополия. Этот вид монополии, в основном, существует в инфраструктурных отраслях, там, где существует положительный эффект от масштаба производства, и где экономически выгодно функционирование одной фирмы (например, в энергетике, газоснабжении, водоснабжении, связи и др.).

Монополия, основанная на собственности, на уникальные ресурсы, научные изобретения, патенты, лицензии и др. В силу этого, в отрасли существует одна крупная фирма (например, Де Бирс на алмазном рынке, Microsoft на рынке программного обеспечения и др.).

Абсолютная (или государственная) монополия. Она основывается на общественной собственности на экономические ресурсы. Это значит, что государство владеет всеми экономическими ресурсами, контролирует их и может ими распоряжаться единолично. В результате все экономические процессы в стране контролируются, регулируются и регламентируются государством единолично.

Основным недостатком этого типа рыночной структуры является ликвидация любых стимулов к развитию, совершенствованию деятельности фирм. В силу того, что в отрасли существует одна фирма, ей не с кем конкурировать, а, следовательно, теряются стимулы к саморазвитию и начинает падать общая эффективность. Предвидя такие результаты, теоретики рыночной экономики обосновали необходимость недопущения монополизма в экономике, его государственного регулирования.

Впервые, антитрестовские законы были введены в США еще в конце 19, начале 20 веков (закон Шермана, закон Клейтона и др.). В современных условиях, во всех странах с развитой рыночной экономикой действует целая система антимонопольного регулирования экономики, с целью недопущения монополизма. В России эта работа находится на начальной стадии. Закон «О государственном регулировании деятельности монополий» принят, но монополистические тенденции в российской экономике преодолеваются трудно.

 

3. Несовершенная конкуренция и её виды.

 

Чистая монополия и совершенная конкуренция являются условиями функционирования рынка, которые в хозяйственной практике практически не встречаются. Реальная экономика функционирует в условиях, которые отличаются от чистой монополии и совершенной конкуренции, которые позволяют крупным фирмам извлекать добавочную прибыль и нормально функционировать в конкурентной среде. Это стало возможным благодаря несовершенной конкуренции, к основным видам которой относятся:

1) монополистическая конкуренция;

2) олигополия.

Монополистическая конкуренция представляет собой условие функционирования рынка, при котором фирмы начинают производить дифференцированный продукт. Дифференцированными называются товары, которые удовлетворяют одну потребность, т.е. имеют одну полезность, но отличаются для потребителя по виду, качеству, упаковке, местоположению, по личным или мнимым признакам. Признаками монополистической конкуренции являются:

· как правило, в условиях монополистической конкуренции на рынке присутствует достаточное количество фирм и доля каждой из них в общем объёме продукции отрасли не велика;

· ни одна фирма не может оказать влияние на уровень отраслевой цены, хотя в рамках произведенного дифференцированного товара фирма может оказывать влияние на уровень цены. И в этом диапазоне, в котором фирма может влиять на цену своего дифференцированного товара она является монополистом, и она извлекает из этого положения добавочный доход, хотя он может быть временным.

· барьеры для вступления в отрасль существуют, но он преодолимы.

Монополистическая конкуренция на рынке появляется в отраслях, которые производят основную массу взаимозаменяемых товаров. Дифференциации определяет степень монополизации рынка. Чем меньше дифференциация, тем сильнее конкуренция на рынке, чем больше дифференциация, тем меньше конкуренция. На рынках монополистической конкуренции барьеры для вхождения в отрасль существуют, но они преодолимы, и в основном касаются размера капитала.

В краткосрочном периоде, фирмы производящие дифференцированный продукт имеют добавочную прибыль благодаря своему положению. В долгосрочном периоде положение выравнивается, и все фирмы получают нормальную прибыль, сверхприбыль не получают.

Олигополия – это условие функционирования рынка, когда на нем присутствует несколько крупных фирм (от двух до шести). В условиях олигополии крупные фирмы могут оказывать влияние на рыночную цену, однако олигополия характеризуется высокой степенью взаимозависимости фирм входящих в олигополию. Они имеют возможность контролировать деятельность друг друга, поэтому ценовая конкуренция бессмысленна, здесь появляется неценовая конкуренция.

В условиях олигополии существуют значительные барьеры для вступления в отрасль. Такими барьерами являются:

‑ технологии;

‑ размеры капитала;

‑ патенты и лицензии.

Степень концентрации производства рынка того или иного товара можно определить с помощью индекса Гирфендаля:

.

Где S доля фирмы на отраслевом рынке.

Фирмы выстраиваются по мере убывания доли на отраслевом рынке.

Если H > 1000, то рынок концентрированный.

Если Н < 1000, то условия свободной конкуренции.

В условиях олигополии возможны различного рода слияния фирм, которые в основном бывают трёх видов:

1) горизонтальное слияние, когда объединяются фирмы одной отрасли, производящие один товар;

2) вертикальное слияние – это объединение фирм по технологической цепочке какого-либо производства;

3) конгломерат – это объединение фирм различных отраслей, связанных между собой только финансовым контролем.

В условиях олигополии может существовать ценовая дискриминация, т.е. продажа одного и того же товара по разным ценам, из чего фирмы извлекают добавочную прибыль.

Ценовая дискриминация может быть:

· по единицам продаваемой продукции;

· по личному фактору, т.е. в зависимости от дохода покупателя и его приверженности к определённым местам торговли позволяет использовать разные цены на один товар;

· из-за скидок.

Ценовая дискриминация возможна только при соблюдении следующих условий:

· фирма должна обладать такой силой, чтобы контролировать производство и ценообразование товара.

· должна быть исключена возможность перепродажи.

· фирма должна уметь приспосабливаться к сегментации рынка.

В условия несовершенной конкуренции степень монополизации рынка оценивают с помощью понятия экономическая власть, т.е. это способность в той или иной степени контролировать ситуацию на рынке. Оценивают экономическую власть с помощью коэффициента Лернера:

Где, EP D - коэффициент эластичности спроса на товар по цене;

Значение коэффициента Лернера находится в диапазоне 0<L<1. При L = 0, на рынке наблюдается совершенная конкуренция, а при L = 1, чистая монополия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.248 сек.