Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения




 

Основанием привлечения к ответственности, является совершение налогового правонарушения, т.е. должны быть установлены все элементы состава правонарушения, образую­щие объективную и субъективную стороны, а также свидетельству­ющие о наличии объекта и субъекта конкретного правонарушения. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов исключает при­влечение лица к ответственности. К обстоятельствам, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового пра­вонарушения, законодатель относит следующие:

1) отсутствие события налогового правонарушения;

2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правона­рушения, физическим лицом, не достигшим шестнадцати лет;

4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Важный элемент состава налогового правонарушения - наличие вины. Основными формами вины в данном случае являются умысел и неосторожность. Вместе с тем налоговое законодательство предусматривает, что вина организации в совершении налогового правонару­шения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

3) выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов). В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов. В силу подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика u1074 в совершении налогового правонарушения и тем самым освобождающим последнего от налоговой ответственности.

В случае, когда предприятие само обнаружило ошибку при подсчете затрат и ис­правило ее, санкции за занижение прибыли не применяются.

Технические ошибки при составлении и расчете налоговых платежей, самостоятельно вы­явленные налогоплательщиками и своевременно доведенные до сведения налоговых органов, не являются налоговыми наруше­ниями (к технической ошибке могут быть отнесены любые допу­щенные налогоплательщиками занижения финансовых резуль­татов при исчислении налогооблагаемой базы и налогов, если это не являлось преднамеренным нарушением в связи с упла­той налогов).

Указом Президента РФ 1993 г. № 1773 «О проведении налоговой амнистии в 1993 году» со 2 ноября 1993 года по 30 ноября 1993 года в России была впервые прове­дена налоговая амнистия (Указом предусматривалось, что предприятия, учреждения и организации, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридичес­кого лица, объявившие в установленный срок о своих неупла­ченных налогах и налоговых платежах за 1993 год и предше­ствовавшие годы и внесшие их в тот же срок в республиканс­кий бюджет Российской Федерации в полном объеме, осво­бождаются от применения санкций, предусмотренных налого­вым законодательством РФ).

Проведение амнистии предполагалось и Указом Президента РФ 1996 г. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ амнистия нахо­дится в ведении Российской Федерации, поэтому налоговая амнистия по всем видам налогов - федеральным, региональ­ным и местным - может объявляться только Государственной Думой.

Налоговое законодательство не содержит подобно­го основания для освобождения от ответственности, что дает формальные основания для беспредельной ответственности налогоплательщиков.

Нарушения процедурных моментов в производстве о на­логовых правонарушениях также не освобождают от ответствен­ности.

Налоговым законодательством не предусмотрено освобож­дение налогоплательщиков от ответственности по мотиву не­соразмерности наказания допущенным нарушениям.

Поскольку согласно положениям Кодекса решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности принимается руководителем налогового органа (его заместителем), в случае возникновения спора судам необходимо исходить из того, что налогоплательщик вправе расценивать письменное разъяснение, данное руководителем налогового органа (его заместителем), как разъяснение компетентного должностного лица. К разъяснениям, о которых упоминает подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, следует также относить письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных уполномоченных на то должностных лиц.

При применении данной нормы не имеет значения, кому адресовано разъяснение: непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц.

При наличии указанных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.