Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Издательская программа «Физическая культура и спорт»





Издательская программа «Физическая культура и спорт»

Руководитель программы - доктор педагогических наук,

профессор Ю.Д. Железняк

Авторы:

Ю.Д. Железняк (т. 1-6); Ю. М. Портнов (гл.7'-8, 11);

В. П. Савин (гл. 9); А. В.Лексаков (гл. 10)

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор С. Ю. Тюленьков;

кандидат педагогических наук, профессор,

заслуженный тренер СССР А. Я. Гомельский

Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: С 73 Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин, А.В.Лексаков; Под ред. Ю.Д.Же­лезняка, Ю.М.Портнова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. - 520 с.

15ВМ 5-7695-1749-2

В учебнике излагаются теоретико-методические основы спортивных игр, их роль и место в системе физического воспитания и спорта, в профессиональном физкультурном образовании; представлена методика обучения базовым спортив­ным играм: волейболу, баскетболу, гандболу, футболу, хоккею, теннису.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 033100 - Физическая культура. Может быть полезен преподавателям, учителям физкультуры и тренерам команд по спортивным играм.

УДК 78 А 8 ББК75.1я73

© Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Савин В.П., Лексаков А.В., 2001 I8ВN 5-7695-1749-2 © Издательский центр «Академия», 2001


Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разносто­роннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффек­тивным средством физического воспитания в широ­ком возрастном диапазоне.

Практически во всех образовательных учреждени­ях спортивные игры включены в учебные програм­мы. Они широко практикуются во внеклассной и вне­школьной работе, используются в учреждениях выс­шего и среднего профессионального образования, в подготовке спортсменов. На основе спортивных игр сформировались игровые виды спорта, занимающие достойное место среди других видов на всех уровнях, включая Олимпийские игры.

В структуре высшего образования в сфере физи­ческой культуры и спорта спортивные игры входят в цикл базовых физкультурно-спортивных дисциплин в соответствии с государственными образовательны­ми стандартами, учебными планами и программами.

Спортивные игры наряду с другими базовыми дис­циплинами имеют существенное значение в станов­лении профессиональной готовности студентов фа­культетов физической культуры. Главная задача учеб­ной дисциплины «Спортивные игры» - содействовать формированию у студентов целостного представле­ния о профессиональной деятельности в сфере физи­ческой культуры и спорта на предметной основе той или иной спортивной игры. Конечная цель дисцип­лины - «обучение профессиональной деятельности» при опоре в данном случае на специфику спортивных игр и конкретный учебный материал. Это требует си­стемного подхода, при котором подготовка будуще­го педагога по физической культуре рассматривает­ся в единстве всех взаимосвязанных элементов, обра­зующих в конечном счете ядро профессионального мастерства. Очень важна при этом интеграция про­филирующих дисциплин. Роль объединяющего фак-


тора в процессе профессиональной подготовки студен­тов призваны сыграть теория и методика физического воспитания и спорта, педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование, спортивно-педагогичес­кие дисциплины, педагогическая практика. Эти дисцип­лины обеспечивают глубокое теоретическое осмысление основ будущей профессиональной деятельности и при­вивают студентам умения практической реализации тео­ретических положений применительно к будущим рабо­чим местам.

Педагог по физической культуре должен обладать также необходимыми личностными качествами и высо­кой общей культурой.

Содержание учебной работы по спортивным играм является компонентом целостной профессиональной подготовки студентов факультетов физической культуры вузов, а также колледжей и лицеев, входящих в их ком­плексы. Целевые установки курса спортивных игр на­правлены не «внутрь» «своей» дисциплины - спортив­ной игры, а на подготовку будущего профессионала со всеобъемлющим видением своей профессиональной деятельности, то есть спортивно-педагогическая дисцип­лина «Спортивные игры» является не конечной целью, а средством достижения общей для всех дисциплин цели. Будущий дипломированный специалист - педагог должен знать структуру и специфику собственной педагогической деятельности в физическом воспита­нии подрастающего поколения и активно применять ее на практике. Применение и поиск активных мето­дов обучения в совместных действиях обучающего и обучаемых должно стать постоянной обязанностью педагога.

Непременным условием успешной деятельности пе­дагога, преподавателя физической культуры и спорта является уверенное овладение навыками спортивных игр, знание структуры игры, техники и тактики. В вузе должны быть созданы все условия для изучения базо­вых спортивных игр, включенных в различные учебные программы физического воспитания: волейбола, бас­кетбола, гандбола, хоккея, футбола, тенниса.

Учебник содержит два раздела. Первый раздел рас­крывает вопросы теории и методики спортивных игр, второй посвящен волейболу, баскетболу, гандболу, футболу, хоккею, теннису. Во втором разделе показа­но, как общие основы обучения в спортивных играх реа­лизуются конкретно в каждой спортивной игре с уче­том ее специфики.


Большое внимание уделено теории и методике обу­чения технике, тактике, игровой и соревновательной де­ятельности с учетом специфики спортивных игр, струк­туры соревновательной деятельности в игровых видах спорта. Впервые с позиций системного подхода рас­сматривается интегральная подготовка, призванная объединить эффекты компонентов тренировки в цело­стной игровой и соревновательной деятельности.

При написании учебника авторы использовали дан­ные научных исследований и спортивной практики в об­ласти игровых видов спорта, свой личный тренерский опыт, опыт подготовки будущих специалистов, педа­гогов физической культуры и спорта.

Авторы с благодарностью примут замечания чита­телей по существу рассматриваемых в учебнике воп­росов.


РАЗДЕЛ I

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНЫХ ИГР

Глава 1. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.