Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень домашних заданий, выполняемых с использованием компьютера




№ урока Раздел информатики или ИКТ Тема по физике Содержание задания Рекомен- дуемое время
7 класс
  Формализация и моделирование Построение модели в физике и информатике Построить модель физичес- кого явления (выписать осн. признаки) по схеме, данной в классе учителем 15-20 мин
  Аппаратные и программные средства Физика и техника По плану, данному учителем, выполнить в тетради конспект теор. материала из учебника информатики. 15-20 мн
  Алгоритмизация Решение задач на РПД Составление блок-схем к решаемым задачам (2 шт.): линейной и с разветвлением 20-25 мин
  Алгоритмизация Средняя скорость Составление блок-схемы циклического алгоритма (1 шт.) 15-20 мн
  Алгоритмизация К/р №1 «Путь скорость, РПД». Специально подобранные 2-3 задания на составление блок-схем алгоритмов. 10-15 ми
  PowerPoint Взаимодей- ствие тел Составление «пятикадрика» по теме «Импульс» (план дан на уроке учителем) 20-25 мин
  PowerPoint Взаимодей- ствие тел Окончание работы над презентацией по теме «Импульс» 15-20 мин
  Алгоритмизация Плотность жидкостей Самостоятельное составление алгоритма и блок-схемы к нему к операции перевода различ- ных мер объема в СИ 10-15 мин
  PowerPoint К/р №2 «Плотность» «Пятикадрик» по теме «Плотность» 20-25 мин
  Алгоритмизация Равнодейству- ющая двух или неск. сил Составить задачи по заданным алгоритмам (блок-схемам) (2-3 шт.) 10-15 мин
  Алгоритмизация Л/р №5 «КПД наклонной плоскости» Зачетное задание по работе с алгоритмами и их блок- схемами (можно в виде теста) 15-20 мин
  PowerPoint Свойства жидкости. Давление в жидкости и газе Сооб- щающиеся сосуды. Составление «пятикадрика» по теме урока. 20-25 мин
Всего 12 заданий
8 класс
  Информация и информационные процессы Роль физики в формировании научной картины мира Вопр. на стр. 15 учебника Угриновича 7 кл (способы восприятия информации и св-ва различных форм ее подачи) в виде таблицы 10-15 мин
  Информация и информационные процессы Кодирование информации с помощью знаковых систем. Прочитать рассказ А. Конан Дойла «Пляшущие человечки» (без указания времени)
  Информация и информационные процессы (Урок полностью по информатике) Задания на стр. 29-30 из учебника Угрновича 7 кл 15-20 мин
4-5 Информация и информационные процессы Молекулярная теория. Размеры и масса молекул Одна задача на вычисление количества информации по таблице Менделеева 10-15 мин
  Поиск информации в Интернете. Теория Интернета: адреса, домены, WWW, информ. узлы. Подготовка к контрольной работе по теоретическому материалу. 15-20 мин
8-9 Интернет: работа с электронной почтой; поиск информации в Интернете. Астрономия: вещество во Вселенной Получение д/з от учителя по электронной почте: тема небольшого доклада «Вещество во Вселенной»; поиск информации к нему в Интернете. 20-25 мин
  Текстовый процессор Word Испарение, кипение Составление текстового файла по теме «Кипение» с определенными требованиям (см. разработку урока). 20-25 мин
  Интернет: работа с электронной почтой Свойства жид- кости, влаж- ность воздуха Получение по эл/ почте теста от учителя и отправка решенного задания 20-25 мин
  PowerPoint К/р №1 «Паро- образование, влажность» «Пятикадрик» на тему «Насыщенный и ненасыщенный пар» (с анимацией) 20-25 мин
  Текстовый процессор Word Строение твердых тел. Кристаллы Окончание создания текстового файла о кристаллах с опреде- ленными требованиям (см. разработку урока). 10-15 мин
  Интернет: работа с электронной почтой Кристаллы в природе. Получение по эл/ почте теста от учителя и отправка решенного задания 20-25 мин
  Текстовый процессор Word Графическое представление тепловых процессов. Составление схемы- шпаргалки (на уроке была нарисована в тетради) 10-15 мин
  Интернет: работа с электронной почтой; поиск информации в Интернете. Итоговый тест по разделу «Термодина- мика» Подготовка небольшого доклада «Альтернативные источники энергии», получение темы по электронной почте, поиск материала в Интернете. 15-20 мин
  PowerPoint Электростати- ка. Основные понятия. «Пятикадрик» по одной из тем: «Виды зарядов», «Электризация», «Электрические взаимодействия» 15-20 мин
  PowerPoint Постоянный электрический ток. «Пятикадрик» по теме «Электрический ток» 15-20 мин
  Интернет: работа с электронной почтой Л/р №6 «Исследование мощности лампочки накаливания» Получение по эл/ почте теста от учителя и отправка решенного задания. 15-20 мин
  PowerPoint Магнитное поле. Постоян- ные магниты. «Пятикадрик» по теме «Постоянные магниты» или «Магнитное поле Земли» 15-20 мин
  Кодирование и обработка графич. информации (Word) Законы отражения Получение задания от учителя по электронной почте: построения с помощью векторной графики в Word. 15-20 мин
  Интернет: работа с электронной почтой Преломление луча, линзы. Получение по эл/ почте теста от учителя и отправка решенного задания 20-25 мин
  PowerPoint Глаз как оптическая система «Пятикадрик» по теме «Ход луча через глаз» (если есть материал в почтовом ящике, - можно его использовать. 20-25 мин
Всего 20 заданий
9 класс
  Работа в текстовом процессоре Word Вычисление погрешностей при косвенных измерениях Окончание составления таблицы погрешностей (окончание классной работиы). 15-20 мин
  Интернет: работа с электронной почтой Основы кинематики: траектория, путь, перемещение Получение от учителя задания по электронной почте по теме урока. 5-10 мин плюс выполнение задания (10-15 мин)
  Кодирование и обработка числовой информации Exel Способы описания РПД. Решение задач с использованием электронных таблиц и вставкой функций. 20-25 мин
  Информационная деятельность человека К/р №1 «Основы кинематики. РПД. Погрешности измерений» Знакомство с образователь- ными информационными ресурсами (в том числе – по подготовке к экзаменам)- перечень дает учитель 20-25 мин
  Алгоритмизация Повторение алгоритмики. Работа в таблицах Exel в парах При решении задач составить к ним блок-схемы (повторение м-ла) 20-25 мин
18-19 Интернет: работа с электронной почтой Перемещение без начальной скорости. Получение по эл/почте контрольного задания по теме «Равноускоренное движение», выполнение – в течение недели. 5-10 мин плюс выполнение задания
  PowerPoint Движение по окружности. «Пятикадрик»: «Движение по окружности» 15-20 мин
  Алгоритмизация Центростремительное ускорение Составление алгоритма и построение блок- схемы к домашним задачам 15-20 мин
  Интернет: работа с электронной почтой Второй и третий з-ны Ньютона Получение задания от учителя по электронной почте. 5-10 мин плюс выполнение задания (15-20 мин)
  Информационная деятельность человека Лабораторная работа № 3 «Исследование силы трения скольжения» Работа с образователь- ными информационными ресурсами (в том числе – по подготовке к экзаменам ) 20-25 мин
  Интернет: работа с электронной почтой Импульс. Закон сохранения импульса Получение дифференцированного задания от учителя по электронной почте. 5-10 мин плюс выполнение задания (15-20 мин)
  Поиск информации в Интернете. Лабораторния работа №4 "Проверка закона сохранения энергии" (груз на пружине). Работа с тестом из Интернета по теме «Закон сохранения энергии» Отправка по электронной почте учителю. 15-20 мин
  Поиск информации в Интернете. Работа с базами данных Работа с тестом из Интернета по теме «Закон сохранения импульса» Отправка по электронной почте учителю. 15-20 мин
  PowerPoint Понятие мех. Колебания. (Осн. хар-ки) «Пятикадрик»: «Механические колебания: основные характеристики» 15-20 мин
  PowerPoint Использование гиперссылок в PowerPoint. Составить тест по теме «Колебания» на бумаге из 4-5 вопросов 15-20 мин
55-56 Основы программ- мированияна Visual Basic Создание теста в PowerPoint с макросом на Visual Basic Работа по созданию процедуры на Visual Basic 20-25 мин
  Интернет: работа с электронной почтой Звуковые колебания. Решение задач. Громкость, высота и тембр звука. Тест по теме «Колебания, волны» - от учителя по электронной почте. 5-10 мин плюс выполнение задания (15-20 мин)
  PowerPoint Сложное строение атома Модели атомов Компьютерная модель атома; создать анимацию 15-20 мин
  Информационная деятельность человека Развитие представлен. о строении мира. Индивидуальная работа с образовательными ресурсами по подготовке к экзаменам 20-25 мин
  Выполнение проекта на Visual Basic Звезды Выполнение Exel- заготовки для проекта на Visual Basic 20-25 мин
Всего 20 заданий
             

 

В таблице №2 представлено тематическое соответствие разделов курса «Физика с основами общей астрономии» и курса «Информатика и информационные и коммуникационные технологии».

 

таблица 2

Тематическое соответствие разделов

курса «Физика с основами общей астрономии» и

курса «Информатика и информационные и коммуникационные технологии»

ИНФОРМАТИКА И ИКТ ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ
Информация и информационные процессы (кодирование информации, количество информации, алфавитный подход)   Основные положения МКТ, агрегатные состояния вещества, размеры и масса молекул (повторение раздела) (8 кл.)
Знакомство с принципами кодирования информации в компьютере (двоичный код, понятия «бит» и «байт»)   Введение в курс «Физика с основами общей астрономии, информатика и ИКТ» (7 кл.)
История развития вычислительной техники   Физика и техника (7 кл.)
Аппаратные и программные средства ИКТ (компоненты компьютера и их функции, данные и программы, файлы, операционная система, графический интерфейс, антивирусные программы, форматирование дискеты)   Силы в механике (7 кл.) Повторен. темы «Силы» (конец 7 кл.) Работа и мощность тока (8 кл.) Электромагнитные явления (8 кл.)
Кодирование и обработка текстовой информации; текстовый процессор Word (шрифты, вставка спецсимволов, индексы, форматирование текста, создание таблиц)   Фазовые переходы: испарение, кипение, влажность воздуха; твердые тела (8 кл.)
Кодирование и обработка числовой информации *: с помощью электронных таблиц Exel, использование встроенных функций, построение графиков и диаграмм;   с помощью встроенного калькулятора     (*при уверенном владении адресацией и встроенными функциями в Exel вместо встроенного калькулятора лучше использовать электронные таблицы)   «Простые механизмы», «Работа, мощность, энергия» (7 кл.), кинематические уравнения движения, решение задач по динамике (9 кл.).   В различных темах – при выполнении громоздких расчетов: определение количества молекул (8 кл), зависимость давления от высоты (8 кл), уравнение теплового баланса (8 кл), тепловое действие тока и закон Джоуля – Ленца (8 кл.), вычисление погрешности измерений (9) равноускоренное движение (9 кл.), закон Всемирного тяготения (9 кл.)
Кодирование и обработка числовой информации с помощью цифровых датчиков и цифраторов NOVA5000 (использование лаборатории «Архимед» при проведении опытов)   Демонстрация давления жидкости на глубине (7 кл.), Демонстрация нагревания и кипения жидкости (7 кл.), Изучение процесса плавления парафина (8) Постоянный ток (8 кл.), Кинематика равноускоренного движения тела (9 кл.),  
Кодирование и обработка графической информации (растровая графика Paint и векторная графика Word)     Силы в механике, равнодействующая двух или нескольких сил (7 кл.).   Геометрическая оптика (8 кл.)
Кодирование и обработка мультимедийной информации в PowerPoin Кодирование звуковой информации, запись звука в презентацию Теория - «Взаимодействие тел» (7 кл.) Практика – «Взаимодействие тел. Импульс» (7 кл.), «Давление твердого тела» (7 кл.), «Электростатик» (8 кл.), «Движение по окружности» (9 кл.), «Законы Ньютона» (9 кл.)   «Звук» (9 кл.)  
Алгоритмизация (понятие алгоритма, виды алгоритмов, блок-схема и ее условные обозначения) Решение типовых задач по механик: «Равномерное прямолинейное движение» (7 кл.), «Второй закон Ньютона» (9 кл.)  
Объектно-ориентированное программирование на Visual Basic   Строение и эволюция Вселенной (9 кл.) При написании тестов по теме «Колебания» (9 кл.)  
Формализация и моделирование:   Основные принципы построения и обработки модели,     Работа с интерактивными моделями     На пример простых, хорошо знакомых физических явлений - «Введение» (7 кл) на примере модели идеального газа – «Свойства газов» (7 кл.)   «КПД простого механизма» (7 кл.), «Модель молекулярного строения вещества» (7 кл.), «Построения в линзах» (9 кл.), «Относительность движения» (9 кл.), «Закон сохранения импульса при упругом и неупругом ударе» (9 кл.), «Механический резонанс» (9 кл.), «Пружинный маятник» (9 кл.)    
Хранение, поиск и сортировка информации в Exel В разделе «Астрономия» на примере создания базы данных о звездах или планетах Солнечной системы (9 кл.)   (Возможно создание базы данных при выполнении лабораторной работы с помощью цифраторов «Архимед», например «Проверка закона сохранения энергии» (9 кл.) – см. диск «Цифровая коллекция лабораторных работ по физике» ИНТ)  
Коммуникационные технологии: Всемирная сеть Интернет (теория, домены, поисковые системы)   Поиск информации в Интернет     Работа с электронной почтой   Создание Web -страниц   Работа с тестовыми заданиями из Интернета     Молекулярная физика (8 кл.)     Вещество во Вселенной, планеты Солнечной системы (8 кл.), тепловые двигатели и альтернативная энергетика (8 кл.)   Молекулярная физика, «Земля – планета Солнечной системы» (8 кл.)     Строение атома и атомного ядра (9 кл)   Во всех разделах физики 8-9 класса
Информатизация общества, правовая охрана, защита информации   Электростатика (9 кл.)
Навыки ведения конспекта урока на компьютере Повторение темы «Испарение» (8 кл.), «Основы кинематики» (9 кл.), «Инерция, масса, ИСО, I закон Ньютона» (9 кл.), «Реактивное движение, покорение космоса» (9 кл.)  

 

 

Ниже приводятся примеры интегрированных уроков.

Примеры разработки уроков в 7 классе.

ТЕМА «Алгоритмизация» по информатике и ИКТ, интегрируется с темами «Скорость при РПД», «Средняя скорость» и «Относительность движения» по физике (на прохождение материала отведено 4 урока + 1 урок для проведения контроля знаний).

Цели обучения:

- повторить и конкретизировать понятия «скорость» и «средняя скорость», которые были сформированы у учащихся в курсе математики 4-6 класса;

- сформировать представление о векторной величине;

- сформировать представление об относительном движении и относительной скорости движения тела;

- сформировать представление об алгоритме и его разновидностях: линейном, циклическом, разветвленном;

- выработать умение разрабатывать алгоритм решения по стадиям;

- выработать умение представлять алгоритм в виде блок-схемы;

- научить решать задачи трех типов:

§ на выявление связи трех кинематических величин – скорости, времени и расстояния;

§ на вычисление средней скорости;

§ на перевод скорости из внесистемных единиц (км/ч, см/мин и т п) в систему СИ (т е в м/сек)

 

Урок № 12/4

Скорость. Расчет пути и времени движения. Перевод км/ч в м/с. Образец правильной записи задач по физике.

Цели урока:

- сформировать у учащихся понятие вектора

- выработать умение переводить внесистемные единицы скорости в систему СИ (в м/сек)

- научить ребят основным этапам правильной записи задачи в тетради по физике.

Опорные понятия: путь, время движения, равномерное прямолинейное движение, направление движения, основные единицы системы СИ, внесистемные единицы системы СИ, математическая задача

Новые понятия: векторная величина, скалярная величина, скорость при равномерном прямолинейном движении, мгновенная скорость.

Учащиеся должны знать:

- что скорость движения тела показывает не только быстроту, но и направление передвижения,

- понятия векторной и скалярной величины

- понятие скорости при РПД и мгновенной скорости, формульную связь между скоростью, временем и расстоянием

- обязательные разделы правильной записи задачи «Дано - Система СИ – Решение – Формула - Подстановка чисел - Проверка размерности»

Учащиеся должны уметь:

- указывать направление движения тела на чертеже с помощью вектора скорости

- вычислять пройденный телом путь по известным значениям скорости и времени движения

- осуществлять перевод величины скорости из внесистемных единиц измерения в систему СИ (в м/сек)

- заглядывая в данный учителем образец, производить запись задачи по схеме «Дано - Система СИ – Решение – Формула - Подстановка чисел - Проверка размерности»

 

Методическое обеспечение:

Учебник физики 7 класса,

Задачник по физике для 7-9 класса авторов В.И.Лукашика, Е.В.Ивановой

Заранее изготовленный учителем демонстрационный набор векторов различной длины и цвета на магнитах (для демонстрации на доске)

 

Сценарий урока:

1. Учитель: сначала начнем урок с небольшой разминки:

два человека идут к доске и подготовят домашние задачи для проверки.

Остальные – остаются стоять. Я задаю устные вопросы, тот из вас, кто ответит правильно, делает два шага вперед, а тот, кто ошибется – один шаг назад.

Вопросы: - вы решали в 5-6 классах задачи на движение? (- ДА)

- приведите 2-3 примера (Ребята вспоминают)

- что такое «траектория движения»? (Это линия, вдоль которой движется тело)

- можно ли увидеть траекторию движения мела по доске? (Да, это белый след)

- что такое «путь»? (Это длина траектории)

- как зависит путь от времени движения? (Чем дольше движется тело, тем длиннее путь)

- а теперь я (учитель) поставлю на доске точку А и проведу отрезок длиной 40 см вправо, затем такой же (мелом другого цвета) влево; какой путь длиннее? (Одинаковые.) Тогда в чем же разница? (В направлении движения)

Учитель: молодцы! А теперь подведем небольшой итог. Куда в ходе беседы сместилась основная часть класса? Вперед! То есть большинство ответов были верными! И мы с вами это наглядно видим!

Теперь рассаживайтесь по местам и проверяем домашнее задание (10 мин)

2. Тема сегодняшнего урока «Скорость » (записали в тетрадь)

Понятие «Скорость» вам уже известно из 5-6 классов.

Запись: СКОРОСТЬ – это величина, показывающая, какой путь прошло тело в и единицу времени.

Но это только при равномерном движении. Движение по нашим обычным дорогам никогда не бывает полностью равномерным, поэтому стрелка спидометра автомобиля, как правило, скачет. Что же показывает спидометр?

Спидометр показывает так называемую мгновенную скорость. То есть это скорость за очень малый промежуток времени. Скажем, за 1 секунду. Машина проходит очень малое расстояние за очень малый промежуток времени. ( Запись в тетрадь)

Однако, и в том, и в другом случае справедлива формула, знакомая с 3-го класса

 

 

(5 мин)

 

 

Учитель: обратите внимание, как на рисунке показано направление – стрелкой. Мы уже сегодня сталкивались с тем, как важно иногда бывает указать правильное направление (помните, правильные ответы двигали нас вперед, а ошибочные – назад)

 

Другой ПРИМЕР (Учитель читает задание и отмечает на доске с помощью демонстрационных магнитных векторов)

Из Москвы выехал поезд. Где он будет через три часа? (Зависит от направления движения).

Запись: ВЕКТОР – это отрезок, на котором стрелкой указано направление.

СКАЛЯР – это величина, не имеющая направления (масса книжки, температура воздуха, длина класса, имя девочки Алена).

ЛУК № 116 (Учащиеся выполняют сами)

(10 мин)

 

4. Научимся правильно записывать задачи

Учитель: теперь мы с вами можем осмысленно решать задачи на движение. Однако, чтобы полностью понять задачу, необходимы два условия: нарисовать к ней чертеж и записать в тетрадь в правильном виде. Мы с вами начинаем привыкать раскладывать задачу на отдельные кирпичики, чтобы потом было удобней из них строить дом. Ведь мы хотим, чтобы дом был выстроен правильно, не упал и не развалился, Кстати, хотелось бы, чтобы он был аккуратным и красивым.

 

ПЛАН ОФОРМЛЕНИЯ ЗАДАЧИ: «Дано - Система СИ – Решение – Формула - Подстановка чисел - Проверка размерности»

 

Домашнее задание:

§ 35 Учебник Перышкина, ЛУКАШИК № 115, 128, 132 («правильная» запись задач!)

______________________________________________________________________

Урок № 13/5

Данные и программы. Понятие «алгоритм решения». Аналог между «правильной» формой записи задачи «Дано-Решение-Формулы» по физике и алгоритмизацией ввода и обработки задачи на компьютере.

Цели урока:

- сформировать у учащихся понятие алгоритма,

- познакомить с основными видами алгоритмов: линейным, циклическим, разветвленным,

- научить ребят составлять линейные алгоритмы на примерах решения задач по физике.

 

 

Опорные понятия: цель, задача, план решения.

Новые понятия: данные, программа, алгоритм, блок-схема алгоритма, линейный алгоритм

Учащиеся должны знать:

- понятие «алгоритм», «линейный алгоритм», «программа»,

- правила составления блок-схемы алгоритма,

Учащиеся должны уметь:

- разрабатывать по стадиям линейный алгоритм,

- представлять алгоритм в виде блок-схемы,

- решать задачи, составляя алгоритм и выполняя действия по алгоритму.

Методическое обеспечение:

Учебник информатики 7 класса,

Задачник по физике для 7-9 класса авторов В.И.Лукашика, Е.В.Ивановой

 

Сценарий урока:

1. Небольшой письменный опрос по материалу прошлого урока: 1-2 задания аналогичные № 115 (Лукашик) из Д/з

Одновременно 2 человека готовят на доске для проверки № 128 и № 132 из Д/з

(10 мин)

2. Учитель: «Конечно, домашние задачки показались вам легкими, ведь по математике вы их решали еще в третьем классе. Это - лишнее подтверждение, что физика и математика представляют собой единое целое. Однако особое внимание я просила обратить на правильную запись задачи: «Дано - Система СИ – Решение – Формула - Подстановка чисел - Проверка размерности».

 

Запись: Описание последовательности действий (план), строгое исполнение которого приводит к решению поставленной задачи, называется алгоритмом решения.

 

[Макарова]: «История развития алгоритмов прошла длинный путь от интуитивного понимания и стихийного применения до осознания закономерностей и практического использования в современных компьютерах.»

Само название «алгоритм» произошло от имени известного восточного математика - аль-Хорезми. Он написал учебник по арифметике, в котором ввел цифры, называемые сейчас арабскими, а также правила счета с помощью этих цифр. Они использовали привычную для нас десятичную систему счисления. Правила были простыми, легко усваивались, и арифметические действия можно было производить, не задумываясь над их смыслом. В последствии арифметику в десятичной системе долгое время называли словом «ал-хорезм», которое позднее превратилось в «алгоритм».

С развитием науки и техники человечество осознало, что (Запись:) «можно научиться выполнять сложные действия, если их разбивать на последовательность простых» [Макарова]

 

Вопрос классу: «Назовите, пожалуйста, основные этапы каждой из домашних задач» (! Задачи сохранились на доске, их не стирали!)

Ребята называют: «Дано - Система СИ – Решение – Формула - Подстановка чисел - Проверка размерности».

Однако на предпоследнем шаге, в том месте, где проверка размерности, возможны два случая: размерность соответствует или не соответствует правильному ответу (учитель дорисовывает обратную линию).

Если приходится выбирать один из нескольких возможных путей, то говорят «это место разветвления алгоритма», а сам алгоритм называют разветвленным.

(10 мин)

3. Учащиеся сами выполняют по этому алгоритму № 130 из ЛУК

(5 мин)

4. Учитель: «А теперь давайте попробуем выполнить по этому алгоритму № 131» и приглашает к доске кого-то из «сильных» детей. Класс работает вместе с доской.

(Ребята сталкиваются с необходимостью пройти по алгоритму дважды: сначала для подрывника, а потом - для пламени по шнуру, т.е. произвести два цикла операций). Такой алгоритм называется циклическим.

(12-15 мин)

Запись: Исходная информация, представленная в цифровой форме и используемая при решении задачи, называется данными.

Запись: Если задача решается с помощью компьютера, то последовательность команд, выполняемая машиной в процессе обработки данных, называется программой.

Домашнее задание:

§ 1.3 Учебник Угриновича, ЛУКАШИК № 129, 126 (обязательно нарисовать блок-схемы к задачам!)

______________________________________________________________________

 

 

Урок № 14/6

Средняя скорость. Решение задач. Закрепление понятия «алгоритм решения».

Цели урока:

- сформировать у учащихся понятие средней скорости,

- закрепить навыки составления различных видов алгоритмов: линейного, циклического, разветвленного,

- закрепить навыки решения задач по физике, связанных с нахождением кинематических величин (скорости, средней скорости, времени движения, пройденного пути), используя при этом алгоритм решения.

 

Опорные понятия: путь, скорость, время движения, алгоритм, линейный алгоритм.

Новые понятия: средняя скорость, блок-схема циклического алгоритма, условие окончания цикла.

Учащиеся должны знать:

- понятие «средняя скорость», «циклический алгоритм», «блок-схема циклического алгоритма»,

- правила составления блок-схемы циклического алгоритма,

Учащиеся должны уметь:

- вычислять среднюю скорость движения,

- составлять циклический алгоритм и представлять его в виде блок-схемы,

- задать условие окончания цикла.

Методическое обеспечение:

Учебник физики 7 класса,

Задачник по физике для 7-9 класса авторов В.И.Лукашика, Е.В.Ивановой

Демонстрационное оборудование кабинета физики: тележка легкоподвижная

 

Сценарий урока:

1.Собрать тетради с Д/з для проверки. Раздать проверенные листки с с/р по теме «графическое изображение скорости» (была в начале прошлого урока), кратко прокомментировать ошибки.

(5 мин)

2. Учитель: Мы с вами снова вспоминаем, что скорость движения – это величина векторная, то есть характеризуется модулем (больше или меньше, то есть быстрее или медленнее) и направлением (куда смотрят фары автомобиля, то есть куда в данный момент машина едет). Такую скорость мы с вами называли мгновенной.

Однако, в процессе движения машины такая скорость все время меняется: на дороге ухабы, повороты, светофоры (ДЕМО: с помощью тележки легкоподвижной).

Поэтому вводят понятие «средняя скорость». Смысл этой величины в том, что машина, двигаясь, с этой постоянной скоростью то же самое время, пройдет тот же самый путь.

( это величина скалярная)

В быту мы сами часто употребляем выражение «в среднем скорость была…» или «в среднем в день проходит по … км». Например, «в среднем перелетные птицы пролетают в день 200 километров» или «В среднем поезд «Москва-Хабаровск» проходит в сутки 1000 километров».

То есть Vср= 1000 км/сутки.

Он может остановиться на станции, может прибавить хода ночью, может медленно ползти через мост.

(10 мин)

3. (Далее на примере задачи со средней скоростью необходимо подвести учащихся к понятию ЦИКЛИЧЕСКОГО АЛГОРИТМА, то есть к последовательности действий, которую при решении задачи приходится выполнять несколько раз. Наилучшим образом это можно сделать на примере задачи № 145 из Лукашика.)

(10 мин)

Запись: Циклический алгоритм – это последовательность действий, которая при выполнении задания должна повториться несколько раз.

Обычно существует заранее заданное условие, при выполнении которого цикл прекращается (в № 145 – это ТРИ участка пути, то есть цикл будет повторяться, пока не выполнится ТРИ раза).

Задание детям: Назовите примеры других циклических операций, встречающихся в жизни. Выделите в них условие окончания цикла.

 


4. Задачи для самостоятельного решения на уроке: № 136, 134

 
(Если класс проходил по математике графики линейной функции, то вместо задач 137 и 134 целесообразно показать график скорости и выделить на нем пройденный путь, т. е. прямоугольник S=V*t. Для этого необходимо использовать Лук № 149)

 

§ 35 (до конца) Учебник физики, ЛУК № 135, 137

(обязательно нарисовать блок-схемы к задачам!)

______________________________________________________________________

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Примеры разработки уроков в 8 классе.

ТЕМА «Влажность воздуха» по физике интегрирована с освоением текстового процессора Word (За исключением создания таблиц, которые осваиваются несколько позже с темой «Твердые тела»).

 

Комментарий: В конце 7 класса ребята изучали фазовый переход «Жидкость-пар» с построением графика этого процесса. Поэтому тему «Влажность» необходимо начать с повторения и закрепления этого материала, одновременно начиная знакомить детей с текстовым процессором Word.

Обратите внимание, что вместе с детьми учитель должен все операции выполнять на своем компьютере и транслировать на большой экран!

Уроки № 11/1-12/2

Цели урока:

- закрепление представлений о фазовом переходе «жидкость-пар», о видах парообразования и графической интерпретации процесса,

- освоение учащимися операций набора и сохранения текста в редакторе Word, а также редактирования текста: вставки и удаления символов, пустых строк, разбиения на абзацы, исправление ошибок компьютерного набора,

- приобретение навыков использования встроенной графики (раздел «Автофигуры»).

 

 

Опорные понятия: фазовый переход, испарение, кипение, график парообразования, текст, абзац

Новые понятия: текстовый редактор, текстовый процессор, редактирование документа.

Учащиеся должны знать:

- понятия «текстовый редактор» и «текстовый процессор»,

- функциональные кнопки текстового процессора Word, находящиеся на верхней панели стандартного диалогового окна (т.е. без ручных исправлений), а также кнопки автофигур (линии, овала, прямоугольника).

 

Учащиеся должны уметь:

- вводить текстовый документ в компьютер,

- правильно сохранять его,

- редактировать текстовый документ,

- использовать встроенную графику для построения простейших схем

Методическое обеспечение:

1 Учебник физики (автор А.А. Фадеева) 7 класса

2 Учебник информатики (автор Н.Д. Угринович) 8 класса

3 Цифраторы NOVA5000 с клавиатурой и мышью на каждое рабочее место!

4 Мультимедийный проектор, экран.

Сценарий урока:

Учитель: сегодня мы с вами повторяем тему «Парообразование». Однако конспект будем вести в необычном виде - с помощью компьютера. (Потом весь материал распечатаем и вклеим в тетрадку). Бывая на лекциях в институте, я все чаще замечаю молодых людей и девушек с ноутбуками, которые работают именно в таком режиме.

В этом есть свои плюсы: материал легко копируется, пересылается приятелю, дополняется, исправляется.

Однако, есть и свои минусы: нужно обладать хорошей скоростью машинистки-стенографистки, быстро устают глаза – т.е. можно заработать себе очки, компьютеру необходима подзарядка – на 5-6 часов батарейки не хватит и целый ряд других проблем.

Как вам удобнее – решайте сами.

Однако, имейте в виду, что у школы нет задачи научить вас компьютерной скорописи! (Эти ваши навыки никто оценивать не будет!)

Теперь, пожалуйста, включите ваши компьютеры и найдите текстовый процессор.

(Для NOVA5000 и Windows CE – это «SoftMaker Office- TextMaker»

(5 мин)

 

 

ТЕМА УРОКА: ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТЕКСТОВОГО ПРОЦЕССОРА НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ПАРООБРАЗОВАНИЕ» ПО ФИЗИКЕ.

(Необходимо дать время для исправления первых ошибок и объяснить, какими клавишами при этом нужно воспользоваться и как поможет мышь)

Необходимо также рассказать, что буквы на клавишах специально размещены в неудобном порядке, т.к. первые компьютеры воспринимали информацию очень медленно, - медленнее, чем вводили опытные машинистки, поэтому изначально встала задача замедлить ввод. Сейчас, конечно, этой проблемы уже нет, но исторически порядок букв на клавиатуре сохранился. - Эти пояснения позволят снять неловкость у ребят, которые путаются в клавишах.

(5 мин)

 

Вводим дальше:

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: (Ищем кнопки «жирная буква», «курсив» и «подчеркивание») Текстовый редактор – прикладная программа, предназначенная для создания и редактирования текстовых документов. (Абзац, - т.е. «Enter»)

Текстовый процессор – это текстовый редактор с расширенными возможностями оформления текста.

Далее необходимо файл сохранить!

(сохранили файл как…

Внизу окна есть строка «тип файла», - там найти строчку Microsoft Word 97/2000 (*.doc)

«Испарение –фамилия –класс».doc)

Такой порядок сохранения документа в TextMaker очень удобен, т.к. в обычном текстовом редакторе учащиеся, как правило, не обращают внимание на формат сохранения документа, а потом переносят его на другой компьютер и не могут открыть!

(7-10 мин)

 

Вводим дальше:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.