Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданская оборона




 

3.3.1. Задачи гражданской обороны

 

Важнейшим элементом системы защиты населения от чрезвычайных ситуаций является гражданская оборона (ГО) . Войска ГО составная часть сил и средств РСЧС, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Краткая историческая справка. Гражданская оборона как система обеспечения защиты населения от опасностей военного времени начинает свой отсчет с создания в 1915 – 1916 гг. противовоздушной обороны и противохимической защиты. Эти структуры также отвечали за осуществление противопожарных мероприятий и оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Таким образом, с самого начала формируется триединая задача: оповещение населения – защита – оказание помощи, решение которой будет лежать и в дальнейшем в основе деятельности гражданской обороны.

В течение ряда лет основной в гражданской обороне оставалась защита населения от внезапного воздушного нападения противника. Результатом воплощения в жизнь оборонной политики государства явилось создание к началу Великой Отечественной войны местной противовоздушной обороны МПВО, решавшей задачи защиты населения, объектов народного хозяйства и территорий в зоне досягаемости авиации вероятного противника. В ходе войны личный состав частей и подразделений МПВО, а также гражданских невоенизированных формирований строили оборонительные укрепления, бомбоубежища, дороги, тушили пожары и разбирали завалы, восстанавливали линии связи, оказывали медицинскую помощь пострадавшим.

С появлением в 50–е годы ракетно-ядерного оружия МПВО стала организовываться не только в приграничных областях, но и на всей территории страны. Это потребовало коренной реорганизации МПВО, создания новой системы общегосударственных оборонных мероприятий. Поэтому в 1960 г. органы управления и войска МПВО были переданы в подчинение Министерству обороны СССР, а в 1961 г. МПВО преобразуется в Гражданскую оборону СССР. На гражданскую оборону были возложены следующие задачи: всеобщего обучения населения способам защиты от оружия массового поражения (ОМП); подготовки средств индивидуальной и коллективной защиты населения; создания условий, обеспечивающих работу объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики в военное время; своевременного оповещения населения об опасности нападения противника; обеспечения защиты животных, продовольствия и воды от ОМП; организации и ведения спасательных и неотложных аварийно – восстановительных работ и др.

Система гражданской обороны отличалась от МПВО тем, что, во-первых, ее мероприятия планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина; во-вторых, защита от ОМП


населения, промышленности, территории потребовала значительного расширения круга решаемых задач; в-третьих, последствия применения ОМП привели к необходимости проведения крупномасштабных спасательных работ в многочисленных очагах поражения. В системе ГО наряду с развитием территориальной составляющей значительно усилилась ведомственная составляющая – соответствующие структуры были созданы во всех министерствах и ведомствах, что позволило оперативно решать задачи защиты экономики от ОМП.

С 80–х годов началась перестройка гражданской обороны. В предшествующий период структура, состав сил и средств ГО, система обучения населения были ориентированы на выполнение только военных задач. Вместе с тем, изменение внешнеполитической обстановки и снижение вероятности глобального ядерного конфликта, внутренние факторы развития страны и переход на рыночную экономику и такие события, как авария на Чернобыльской АЭС (1986 г.) и землетрясение в Спитаке - Армения (1988 г.), повлекшие огромные человеческие жертвы и ущерб, заставили переосмыслить предназначение гражданской обороны в современных условиях. Стало очевидным, что гражданская оборона не может ограничиваться действиями только в военное время. Ее потенциал, силы и средства должны активно использоваться в мирных условиях при ликвидации последствий крупных аварий и стихийных бедствий.

Выявившиеся при ликвидации последствий указанных катастроф недостатки гражданской обороны привели к пониманию необходимости создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Поэтому в июле 1991 г. образуется Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, а в ноябре того же года он объединяется со Штабом гражданской обороны, которая выводится из Минобороны. На их основе создается Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР).

В 1992 г. Правительством РСФСР было принято решение о создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, которая в 1995 году после принятия Федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” была преобразована в “единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”. Войска гражданской обороны были включены в состав сил этой системы с возложением на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время.

В 1994 г. ГКЧС России преобразуется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В начале 1998 г. вступил в действие Федеральный закон “О гражданской обороне”, в котором вместе с дополнениями 2002 г. и 2004 г. была сформирована основная нормативная правовая база гражданской обороны. Тем самым, впервые в истории России проблемы гражданской обороны были регламентированы законодательными актами. В соответствии с ними “ Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и террористического характера ”.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства и обеспечения безопасности государства.

 

Основными задачами гражданской обороны являются:

- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и террористического характера;

- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;


- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и террористического характера;

- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

- срочное захоронение трупов в военное время;

- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

 

Комплекс задач может быть разделен на задачи: мирного времени, в угрожаемый период, военного времени.

В мирное время осуществляется подготовка и накопление сил и средств гражданской обороны, обучение населения. В случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для выполнения аварийно - спасательных и других неотложных работ.

В угрожаемый период производится перевод органов управления и сил гражданской обороны на работу в условиях военного времени.

В военное время гражданская оборона решает ту же главную задачу, что и Вооруженные Силы – защиту тыла страны. Для этого она применяет имеющиеся в ее распоряжении пассивные методы и средства.

 

Статья 10 закона “О гражданской обороне” определяет права и обязанности граждан России в области ГО.

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

- проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;


- оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

 

3.3.2. Организация гражданской обороны Российской Федерации

 

Структура гражданской обороны и ее органов управления соответствует принятой в Российской Федерации системе организации хозяйственного и военного управления и позволяет эффективно выполнять задачи как мирного, так и военного времени.

Функции по защите населения и территорий Российской Федерации выполняются РСЧС и гражданской обороной, причем, первая решает эти задачи в мирное время, а вторая – в военное. В мирное время силы и средства гражданской обороны привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и последствий террористических актов.

Гражданская оборона в силу своей специфики является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому ГО предусматривает двухуровневую систему защиты – на федеральном уровне и на местном уровне.

Характер, объемы и сроки проведения мероприятий гражданской обороны по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей определяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления с учетом административного, экономического и оборонного значения территорий и организаций – т. е. дифференцированно. С этой целью осуществляется категорирование территорий и организаций: территории относятся к особой, первой, второй или третьей группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения.

Чем выше значимость для страны значимость территории или организации, тем больший объем защитных мероприятий по гражданской обороне должен на ней выполняться в целях гарантированного сохранения основной части людских и материальных ресурсов.

 

Силы гражданской обороны

 

В состав сил гражданской обороны входят:

- соединения и части, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны;

- аварийно – спасательные службы и нештатные аварийно - спасательные формирования для решения задач гражданской обороны.

Руководство войсками гражданской обороны осуществляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

- соединениями и частями войск ГО центрального подчинения - непосредственно;

- соединениями и частями войск ГО, дислоцированными на территории регионов Российской Федерации – через региональные центры МЧС России.

На военное время создается единая группировка войск ГО и воинских частей и подразделений государственной противопожарной службы (ГПС). Войска ГО и подразделения ГПС в основном осуществляют прикрытие не отдельных объектов, а территорий.

В ходе подготовки гражданской обороны особое внимание уделяется созданию и поддержанию в готовности сети наблюдения и лабораторного контроля. Она представляет собой комплекс служб, учреждений и организаций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления осуществляющих наблюдение и контроль состояния окружающей природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения.

Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться организации и учреждения соответствующего профиля: органы здравоохранения, охраны общественного порядка, предприятия коммунального хозяйства, противопожарные службы, организации, занимающиеся материально – техническим обеспечением и др.

Также для решения задач в области ГО могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования. Порядок их привлечения определяется Президентом РФ.

Самая массовая часть сил гражданской обороны – нештатные аварийно – спасательные формирования, которые создаются на базе организаций. Они укомплектовываются специальной техникой, оборудованием и имуществом, в них зачисляются граждане, не имеющие мобилизационных предписаний. Эти формирования предназначаются для выполнения основного объема аварийно – спасательных работ и других мероприятий гражданской обороны.

Нештатные аварийно – спасательные формирования создаются орга-


низациями, эксплуатирующими объекты, имеющие важное оборонное и экономическое значение, потенциально опасные производственные объекты, объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения, а также специализированными организациями, имеющими по своему профилю деятельности силы и средства, способные обеспечить выполнение задач гражданской обороны.

Организациями могутсоздаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно - технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

Условия определения организаций, в которых должны создаваться нештатные аварийно – спасательные формирования, порядок их создания и деятельности устанавливается постановлениями правительства РФ.

Привлечение сил и средств ГО в мирное время для участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также последствий террористических актов производится в соответствии с установленным порядком и планом гражданской обороны и защиты населения. При этом решение на привлечение сил и средств ГО для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера принимает Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, регионального характера – руководители субъектов РФ. Войска гражданской обороны могут привлекаться только с разрешения МЧС России или начальников региональных центров МЧС России.

Личный состав аварийно – спасательных формирований и спасательных служб гражданской обороны к проведению работ повышенного риска привлекается на добровольной основе.

Силы и средства гражданской обороны используются эшелонировано. Силы первого эшелона: соединения и части войск гражданской обороны, подразделения государственной противопожарной службы, территориальные аварийно – спасательные службы и формирования, нештатные аварийно – спасательные формирования, создаваемые на объектах. Силы второго эшелона: привлекаемые соединения и части вооруженных сил и других войск, ведомственные аварийно – спасательные формирования.

 


Управление гражданской обороной

 

Управление гражданской обороной осуществляют специальные органы управления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Постоянно действующими органами управления гражданской обороной являются:

- на федеральном уровне – МЧС России, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти;

- на межрегиональном уровне – региональные центры по делам гражданской обороны (региональные центры МЧС России);

- на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ;

- на местном (муниципальном) уровне – структурные подразделения органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- в организациях и учреждениях – структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

 

Руководство гражданской обороной осуществляют: в Российской Федерации - Правительство РФ, в федеральных органах исполнительной власти и организациях – их руководители, на территориях субъектов РФ - главы органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях муниципальных образований – руководители органов местного самоуправления. Важнейшей особенностью является централизованное руководство гражданской обороной на основе использования принципа единоначалия при осуществлении ее мероприятий. Руководители всех уровней несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны.

Между органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления установлено распределение полномочий в области гражданской обороны: первые, в основном, организуют мероприятия ГО, вторые – реализуют их выполнение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.