КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3.Общие представления о ЦНСОтветы 1. Это может привести к развитию гермафродитизма или формированию у зрелой особи гомосексуального поведения. 2. При ощупывании букв необходимо чётко определить взаиморасположение выпуклых точек. Это связано с пространственным порогом различения. Чтобы быстро определить местонахождение близко расположенных точек, порог различения должен быть достаточно низким. Это и наблюдается у слепых людей, у которых тактильная чувствительность значительно повышается, частично компенсируя утрату зрения. 3. Если бы в живой природе не существовало изменчивости, то такой портрет действительно был бы полезен. Но представим, что произошла биологически выгодная мутация и появились животные с новым признаком. После этого детёныши таких матерей перестанут их узнавать, так как в портрете нового признака нет. А движение - признак неизменный. Поэтому природа выбрала более надёжный путь. 4. Вопрос очевиден? Почему не болеют мужчины? Поскольку болезнь поражала не только женщин, но и детей, то, очевидно, что решающую роль играют не половые различия. Значит нужно искать причину в чём - то другом. Ею оказался особый вирус, поселявшийся исключительно в мозге. Племена, которые поражала болезнь, находились на очень низком уровне развития. У них существовал обычай – поедать мозг умерших, но совершать этот обряд разрешалось только женщинам и детям. Считалось, что при этом передаются хорошие свойства покойника. Литература Основная: 1. Агаджанян, Н.А. Нормальная физиология: учебник для мед. вузов /Н.А. Агаджанян,В.М. Смирнов.-М.:Медицинское информационное агентство, 2007. - 520 с.:ил. 2. Митяева, А.М. Здоровый образ жизни: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.М. Митяева. – М.: Издательский центр "Академия", 2008. – 144с. Дополнительная: 1. Булич, Э.Г. Здоровье человека:биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность/Э.Г. Булич, И.В. Муравов.-Киев:Олимпийская литература, 2003.- 424 с. 2. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов/Э.Н. Вайнер.- М.:Флинта, 2001:Наука.- 416 с. 3. Маркина, Л.Д. Определение биологического возраста человека методом В.П. Войтенко: Учебное пособие / Л.Д. Маркина – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2003. – 30 с. 4. Здоровье молодежи/М.Ю. Абросимова, В.Ю. Альбицкий, Ю.А. Галлямова, А.С. Созинов.- Казань: Медицина,2007.-219, [1] 5. Караулова Л.К., Красноперова Н.А., Расулов М.М. Физиология: учеб. пособие-М.: Академия, 2009 6. Петрушин, В.И. Валеология:Учеб. пособ./В.И. Петрушин, Н.В. Петрушин.-М.:Гардарики,2002.-(D: Disciplinae). 7. Прищепа, И.М. Методические указания к лабораторным работам по валеологии: Учеб. пособ./И.М. Прищепа, Малах, О.М.; Витебский гос. ун-т им. П.М. Машерова.-Витебск:Изд-во ВГУ,2002.-40 с.
Иные информационные ресурсы: 1. Информационный сайт- http://medbookaide.ru/books/fold9001/book2008/content.php - Валеология. Учебник для вузов. Онтогенеез (от греч. οντογένεση: ον — существо и γένεση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма с момента образования зиготы до смерти. В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей В составе онтогенеза принято различать пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез. Факторы, влияющие на развитие плода: - физические (температура, газовый состав воздуха, ионизирующая радиация и др.). - химические (вещества, применяемые в промышленности, в быту, проходящие через плацентарный барьер, лекарственные вещества, наркотические препараты, избыток витаминов А, Д, С, алкоголь, никотин и т.д.); - алиментарные (неполноценное питание в 3-4 раза увеличивает пороки развития плода); - хроническое кислородное голодание (хроническая гипоксия приводит к гипотрофии); - экстрагенитальная патология (инфекционная патология, вирусная инфекция, перенесенная беременной). Повреждающие факторы могут оказывать на зародыши эмбриотоксическое или тератогенное действие. Эмбриотоксическое действие повреждающих факторов характерно для эмбрионального критического периода, чаще всего результатом является формирование грубых пороков развития, что приводит к прерыванию беременности. Тератогенное (teratos - урод) действие повреждающего фактора характерно для фетального периода и приводит к развитию врождённых аномалий у плода. У развивающегося зародыша человека есть периоды, называемые критическими – это периоды, когда он наиболее чувствителен к повреждающему воздействию факторов среды.
Критические периоды: Первый критический период соответствует 7—8-му дню эмбриогенеза во время имплантации. Второй критический период соответствует плацентации, приходится на 3—8-ю неделю эмбриогенеза и совпадает с этапом формирования плаценты и зачатков органов. Третий - эмбриональный период (4 – 8 нед беременности) Характеризуется трансформацией яйцеклетки в маленький эмбрион, который внедряется в слизистую оболочку матки. Происходит дробление зародышевых клеток, их миграция и дифференцировка в различные специфические органы – в этот период могут возникнуть грубые пороки. Четвёртый – фетальный период (с 9 недели беременности) до родов преобладают процессы роста. Самые важные моменты этого периода: формирование неба, дифференцировка наружных половых органов и гистогенез ЦНС. В фетальном периоде вредные факторы не вызывают формирование морфологических пороков, но могут послужить причиной различного рода нарушений поведенческих реакций или нарушений умственного развития в постнатальном периоде. Дальнейшие исследования доказали, что к критическим периодам фетального развития относят 15—20-ю недели беременности (усиленный рост головного мозга) и 20 —24-ю недели (формирование основных функциональных систем организма). В настоящее время термин «критический период» относят не только к пренатальному, но и к постнатальному периоду. Если в период становления зрительной сенсорной системы на глаза не будет действовать свет, то система анализа зрительной информации не сформируется. Нейроны не смогут возбуждаться, что приведёт их к массовой гибели. В.М. Смирнов в постнатальном онтогенезе выделил следующие критические периоды: o Первый месяц жизни, особенно первые минуты первого дня жизни. В это время водная среда меняется на воздушную, включается лёгочное дыхание, меняется кровообращение. o 3 – й год. Ребёнок самостоятельно передвигается, развивается речь. o 7 – й год. Ребёнок идёт в школу. Развитие ЦНС, сенсорных систем, мышечной системы достигают нового уровня. В это же время наблюдается пик активности гипофизарно-надпочечниковой системы. o 12 – 16 лет. Это период характеризуется ярко выраженными гормональными сдвигами: происходят половое созревание и связанные с ним изменения физического и умственного статуса. Сенситивные периоды - это благоприятные периоды развития физических и психологических качеств. Если вовремя воспользоваться сенситивным периодом для овладения каким-либо навыком, то обучение произойдет легко и естественно, но если сенситивный период прошел, а навык не был получен, то дальнейшее обучение идет сложнее. Сенситивные периоды преходящи и длятся только некоторое время. Точное время наступления сенситивных периодов индивидуально для каждого ребенка и связано с принципиальными изменениями работы головного мозга и эндокринной системы. Л.С.Выготский выделял в качестве основных периодов период новорожденности; возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет и подростковый период. Факт неравномерного развития детей и подростков требует изменения основного принципа их физического развития, заключающегося в соответствии двигательных заданий и физических нагрузок уровню биологического развития. Соматическое (телесное) развитие происходит неравномерно с колебанием в 3 года (даже в пределах одного пола). В школьные годы скачок роста наблюдается у детей 6–7 лет и в период полового созревания (11–13 лет для девочек и 14–16 лет для мальчиков). В процессе физического развития детского организма важно учитывать основные закономерности: ● неравномерность уровня соматического развития у каждого индивида, предопределенную генетическими и средовыми факторами; ● обусловленность процессов роста и развития; ● акселерация и диспропорциональность физического и физиологического развития организма в период полового созревания. Развитие основных физических качеств наиболее благоприятно и в следующих периодах для обычного школьника: - Гибкость: с 3-4 до 15 лет; - Ловкость: с 7-10 до 13-15; - Быстрота и скорость: 11-14 лет (максимальный уровень достигается к 15-летнему возрасту) - Мышечная сила в 14-17 лет. Максимального значения качество силы достигает к возрасту 18-20 лет; - Для общей выносливости сенситивный период 15-20 до 25 лет; Классификация сенситивных периодов 1. Сенситивные периоды освоения языка - это самый длительный сенситивный период. Обычно считают, что развитие речи связано с развитием умственной деятельности, но это главным образом затрагивает физическое тело: изменения, происходящие в ротовой полости, касающиеся работы языка, зубов, щек, неба. Первый месяц жизни ребенок может произносить звуки всех языков мира, однако уже к одному месяцу он ограничивается звуками только того языка, который слышит повседневно. В самом раннем возрасте ребенок овладевает иностранными языками просто и естественно (например, в билингвальных семьях). Если в этот период давать ребенку слушать звуки других языков, он впитает их, как впитывает все, что окружает его. 4-6 месяцев — сенситивный период для освоения звуков. 6 месяцев — 3 года появляются слова, предложения. С 2, 5 лет - сенситивный период расширения словарного запаса. 3,5 — 4,5 лет - сенситивный период для обведения букв пальчиком, подготовка к письму. 4,5 — 5 лет - сенситивный период взрыва активности по отношению к письму. 5 — 6 лет - сенситивный период перехода от письма к чтению. 6,5 — 7 лет - сенситивный период страсть к грамматике (игра с порядком слов, выстраивание их, игра с частями речи) 2. Сенситивные периоды порядка. С 6 месяцев появляется любовь к порядку (ребенок чувствует себя комфортно, если вещи стоят на одних и тех же местах и круг людей ограничен). 6-8 месяцев — не любит новых людей. Сенситивный период порядка с 6 месяцев достигает пика к трем годам, затем, к пяти годам, медленно идет на спад. Чувство порядка — не сознательная, а физиологическая потребность ребенка. 3. Сенситивный период движения. С 2 до 5 лет — сенситивный период контроля и оттачивания движений. Ребенок имеет естественное желание ходить по линии, его легко научить пользоваться туалетом, чистить зубы, обязательны все движения зоны практической жизни — пересыпание, переливание и т.п., а также уроки вежливости и этикета. Чем точнее движения, тем грациознее становятся дети. 4. Сенситивные периоды зрительного восприятия. С 1,5 лет — сенситивный период восприятия маленьких предметов (рекомендуется урок по помещению бусинок в вазочку с маленьким горлышком). 2,5 — 6 лет — сенситивный период восприимчивости к сенсорным впечатлениям. У ребенка появляется способность утончать все чувства (например, очень легко улавливает мелкие различия). 2 — 4 года — сенситивный период повторения геометрических фигур, которое приводит к лучшему изучению математики (геометрические формы, размеры, деление) Сенситивный период умения входить в группу — около двух лет 5. Сенситивный период восприятия музыки и ритма. 3- 7 лет - в этот период музыка и математика воспринимаются одной и той же частью мозга, работает правое полушарие. В это же время развивается и интуиция. С 6 лет включается левая часть, и возникает причинное сознание. 6. Сенситивный период восприятия Бога. Около 3 лет — сенситивный период восприятия концепции Духа, Бога, вырабатывается любовное отношение к Нему (притча о добром пастыре). 7. Сенситивный период освоения самоконтроля. В первые месяцы жизни ребенка необходимо брать на руки, когда он плачет, тогда устанавливаются нервные связи (возбуждение — торможение) и т.о. устанавливается самоконтроль ребенка. 8. Сенситивные периоды в возрасте 6-12 лет. Сенситивный период восприятия культуры, воображения, справедливости, работы в группе. 9. Сенситивные периоды в возрасте 12-18 лет. Сенситивный период в это время — развитие благородства. Необходимы учителя, которые спокойно и с достоинством демонстрировали бы благородное отношение к жизни.
В процессе онтогенеза наряду с типичными показателями уровня развития, которые характерны для большинства представителей определённой возрастной группы, встречаются отклонения темпов развития, которые сводятся к двум типам: 1) акселерация; 2) ретардация развития. Число таких детей колеблется от 13 % до 20 % в одной возрастной группе. Акселерация, или акцелерация (от лат. acceleratio – ускорение), – это ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Термин «акселерация» был предложен в 1935 г. немецким ученым Е. Кохом. В настоящее время термин «акселерация»употребляется в основном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая. Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Массовые обследования физического развития детей различного возраста показали, что многие функциональные системы детей и подростков значительно опережают хронологию развития, типичную для них 30—50 лет назад. Длина тела новорожденных за это время увеличилась на 2—2,5 см, а их масса на 0,5 кг. Длина тела у пятнадцатилетних увеличилась на 6—10 см, а масса — на 3—10 кг (в сравнении с подростками начала 20 века). Значительно быстрее происходит развитие некоторых отделов скелета и эндокринной системы, обеспечивающей и более раннее половое созревание (на два года раньше, чем это было в начале 20 века). Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем кончается в 16—19 лет, а 50 лет назад люди достигали максимального роста к 25—26 годам. Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 13—20 % от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15—17 годам) и несколько быстрее, как полагают большинство ученых, осуществляется психическое развитие. Ретардация - более поздняя закладка органа и замедленное его развитие у потомков по сравнению с предками. Зависит от начала функционирования органа и, следовательно, от условий среды, в которых проходит индивидуальное развитие организма. Биологические механизмы ретардации физического развития детей и подростков мало изучены. Важное значение имеют эндогенные и экзогенные причины. К первым относятся различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения, ко вторым — различные факторы социального характера. Ретардация развития проявляется в разных сферах: 1) физической и 2) психической. Первая нередко является вариантом нормального развития, например конституциональное замедление развития, обусловленное наследственностью и проявляющееся в отставании развития, в том числе и полового, на 2 – 3 года. В результате психического отставания в развитии, детей приходится, например, позже отправлять в школу. Таким образом, дети, имеющие одинаковый календарный возраст могут находиться на разных этапах возрастного развития, т.е. у них существует расхождение между хронологическим и биологическим возрастом организма. Поэтому необходимо определять биологический возраст человека, который называется возрастом развития. Принцип - биологический возраст меньше статистического в повседневной жизни должен стать тактической целью каждого, кто стремится к долголетию. Биологический возраст - модельное понятие, определяемое как соответствие индивидуального морфофункционального уровня некоторой среднестатистической норме данной популяции, отражающее неравномерность развития, зрелости и старения различных физиологических систем и темп возрастных изменений адаптационных возможностей организма. Он отражает рост, развитие, созревание, старение организма и определяется совокупностью его структурных, функциональных и приспособительных особенностей. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних условий и наличие (отсутствие) патологических изменений. Хронологический возраст - возраст, выраженный в календарной шкале, определяемый по паспортным данным. Основными критериями биологического возраста считаются: · половая зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков); · скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета); · зубная зрелость (оценивается по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов, стертость зубов); · показатели зрелости отдельных физиологических систем организма на основании возрастных изменений микроструктур различных органов; · морфологическая и психологическая зрелость (морфологическая зрелость оценивается на основании развития опорно-двигательного аппарата - мышечной силы, статической выносливости, частоты и координации движений). Существует множество методов определения биологического возраста. Мы рассмотрим метод Войтенко. По следующим параметрам: систолическому и диастолическому артериальному давлению; пульсовому давлению; массе тела; жизненной емкости легких; пробам Штанге и Гетче, которые позволяют оценить устойчивость организма к кислородному голоданию; статической балансировке и индексу самооценки здоровья.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |