Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3.Общие представления о ЦНС




Ответы

1. Это может привести к развитию гермафродитизма или формированию у зрелой особи гомосексуального поведения.

2. При ощупывании букв необходимо чётко определить взаиморасположение выпуклых точек. Это связано с пространственным порогом различения. Чтобы быстро определить местонахождение близко расположенных точек, порог различения должен быть достаточно низким. Это и наблюдается у слепых людей, у которых тактильная чувствительность значительно повышается, частично компенсируя утрату зрения.

3. Если бы в живой природе не существовало изменчивости, то такой портрет действительно был бы полезен. Но представим, что произошла биологически выгодная мутация и появились животные с новым признаком. После этого детёныши таких матерей перестанут их узнавать, так как в портрете нового признака нет. А движение - признак неизменный. Поэтому природа выбрала более надёжный путь.

4. Вопрос очевиден? Почему не болеют мужчины? Поскольку болезнь поражала не только женщин, но и детей, то, очевидно, что решающую роль играют не половые различия. Значит нужно искать причину в чём - то другом. Ею оказался особый вирус, поселявшийся исключительно в мозге. Племена, которые поражала болезнь, находились на очень низком уровне развития. У них существовал обычай – поедать мозг умерших, но совершать этот обряд разрешалось только женщинам и детям. Считалось, что при этом передаются хорошие свойства покойника.

Литература

Основная:

1. Агаджанян, Н.А. Нормальная физиология: учебник для мед. вузов /Н.А. Агаджанян,В.М. Смирнов.-М.:Медицинское информационное агентство, 2007. - 520 с.:ил.

2. Митяева, А.М. Здоровый образ жизни: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.М. Митяева. – М.: Издательский центр "Академия", 2008. – 144с.

Дополнительная:

1. Булич, Э.Г. Здоровье человека:биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность/Э.Г. Булич, И.В. Муравов.-Киев:Олимпийская литература, 2003.- 424 с.

2. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов/Э.Н. Вайнер.- М.:Флинта, 2001:Наука.- 416 с.

3. Маркина, Л.Д. Определение биологического возраста человека методом В.П. Войтенко: Учебное пособие / Л.Д. Маркина – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2003. – 30 с.

4. Здоровье молодежи/М.Ю. Абросимова, В.Ю. Альбицкий, Ю.А. Галлямова, А.С. Созинов.- Казань: Медицина,2007.-219, [1]

5. Караулова Л.К., Красноперова Н.А., Расулов М.М. Физиология: учеб. пособие-М.: Академия, 2009

6. Петрушин, В.И. Валеология:Учеб. пособ./В.И. Петрушин, Н.В. Петрушин.-М.:Гардарики,2002.-(D: Disciplinae).

7. Прищепа, И.М. Методические указания к лабораторным работам по валеологии: Учеб. пособ./И.М. Прищепа, Малах, О.М.; Витебский гос. ун-т им. П.М. Машерова.-Витебск:Изд-во ВГУ,2002.-40 с.

 

Иные информационные ресурсы:

1. Информационный сайт- http://medbookaide.ru/books/fold9001/book2008/content.php - Валеология. Учебник для вузов.

Онтогенеез (от греч. οντογένεση: ον — существо и γένεση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма с момента образования зиготы до смерти. В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей

В составе онтогенеза принято различать пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез.

Факторы, влияющие на развитие плода:

- физические (температура, газовый состав воздуха, ионизирующая радиация и др.).

- химические (вещества, применяемые в промышленности, в быту, проходящие через плацентарный барьер, лекарственные вещества, наркотические препараты, избыток витаминов А, Д, С, алкоголь, никотин и т.д.);

- алиментарные (неполноценное питание в 3-4 раза увеличивает пороки развития плода);

- хроническое кислородное голодание (хроническая гипоксия приводит к гипотрофии);

- экстрагенитальная патология (инфекционная патология, вирусная инфекция, перенесенная беременной).

Повреждающие факторы могут оказывать на заро­дыши эмбриотоксическое или терато­генное действие.

Эмбриотоксическое действие повреждающих факторов характерно для эмбрионального критического периода, чаще всего результатом является формирование грубых пороков развития, что приводит к прерыванию беременности.

Тератогенное (teratos - урод) действие повреждающего фактора характерно для фетального периода и приводит к развитию врождённых аномалий у плода.

У развивающегося зародыша человека есть периоды, называемые критическими – это периоды, когда он наиболее чувствителен к повреждающему воздействию факторов среды.

 

Критические периоды:

Первый критический период соответствует 7—8-му дню эмбриогенеза во время имплантации.

Второй критический период соответствует плацентации, приходится на 3—8-ю неделю эмбриогенеза и совпадает с этапом формирования плаценты и зачатков органов.

Третий - эмбриональный период (4 – 8 нед беременности)

Характеризуется трансформацией яйцеклетки в маленький эмбрион, который внедряется в слизистую оболочку матки. Происходит дробление зародышевых клеток, их миграция и дифференцировка в различные специфические органы – в этот период могут возникнуть грубые пороки.

Четвёртый – фетальный период (с 9 недели беременности) до родов преобладают процессы роста. Самые важные моменты этого периода: формирование неба, дифференцировка наружных половых органов и гистогенез ЦНС. В фетальном периоде вредные факторы не вызывают формирование морфологических пороков, но могут послужить причиной различного рода нарушений поведенческих реакций или нарушений умственного развития в постнатальном периоде.

Дальнейшие исследования дока­зали, что к критическим периодам фетального развития относят 15—20-ю недели беременности (усиленный рост головного мозга) и 20 —24-ю недели (формирование основных функциональных систем организма).

В настоящее время термин «критический период» относят не только к пренатальному, но и к постнатальному периоду. Если в период становления зрительной сенсорной системы на глаза не будет действовать свет, то система анализа зрительной информации не сформируется. Нейроны не смогут возбуждаться, что приведёт их к массовой гибели.

В.М. Смирнов в постнатальном онтогенезе выделил следующие критические периоды:

o Первый месяц жизни, особенно первые минуты первого дня жизни. В это время водная среда меняется на воздушную, включается лёгочное дыхание, меняется кровообращение.

o 3 – й год. Ребёнок самостоятельно передвигается, развивается речь.

o 7 – й год. Ребёнок идёт в школу. Развитие ЦНС, сенсорных систем, мышечной системы достигают нового уровня. В это же время наблюдается пик активности гипофизарно-надпочечниковой системы.

o 12 – 16 лет. Это период характеризуется ярко выраженными гормональными сдвигами: происходят половое созревание и связанные с ним изменения физического и умственного статуса.

Сенситивные периоды - это благоприятные периоды развития физических и психологических качеств. Если вовремя воспользоваться сенситивным периодом для овладения каким-либо навыком, то обучение произойдет легко и естественно, но если сенситивный период прошел, а навык не был получен, то дальнейшее обучение идет сложнее. Сенситивные периоды преходящи и длятся только некоторое время. Точное время наступления сенситивных периодов индивидуально для каждого ребенка и связано с принципиальными изменениями работы головного мозга и эндокринной системы. Л.С.Выготский выделял в качестве основных периодов период новорожденности; возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет и подростковый период.

Факт неравномерного развития детей и подростков требует изменения основного принципа их физического развития, заключающегося в соответствии двигательных заданий и физических нагрузок уровню биологического развития. Соматическое (телесное) развитие происходит неравномерно с колебанием в 3 года (даже в пределах одного пола). В школьные годы скачок роста наблюдается у детей 6–7 лет и в период полового созревания (11–13 лет для девочек и 14–16 лет для мальчиков). В процессе физического развития детского организма важно учитывать основные закономерности:

● неравномерность уровня соматического развития у каждого индивида,

предопределенную генетическими и средовыми факторами;

● обусловленность процессов роста и развития;

● акселерация и диспропорциональность физического и физиологического

развития организма в период полового созревания.

Развитие основных физических качеств наиболее благоприятно и в следующих периодах для обычного школьника:

- Гибкость: с 3-4 до 15 лет;

- Ловкость: с 7-10 до 13-15;

- Быстрота и скорость: 11-14 лет (максимальный уровень достигается к 15-летнему возрасту)

- Мышечная сила в 14-17 лет. Максимального значения качество силы достигает к возрасту 18-20 лет;

- Для общей выносливости сенситивный период 15-20 до 25 лет;

Классификация сенситивных периодов

1. Сенситивные периоды освоения языка - это самый длительный сенситивный период. Обычно считают, что развитие речи связано с развитием умственной деятельности, но это главным образом затрагивает физическое тело: изменения, происходящие в ротовой полости, касающиеся работы языка, зубов, щек, неба. Первый месяц жизни ребенок может произносить звуки всех языков мира, однако уже к одному месяцу он ограничивается звуками только того языка, который слышит повседневно. В самом раннем возрасте ребенок овладевает иностранными языками просто и естественно (например, в билингвальных семьях). Если в этот период давать ребенку слушать звуки других языков, он впитает их, как впитывает все, что окружает его. 4-6 месяцев — сенситивный период для освоения звуков. 6 месяцев — 3 года появляются слова, предложения. С 2, 5 лет - сенситивный период расширения словарного запаса. 3,5 — 4,5 лет - сенситивный период для обведения букв пальчиком, подготовка к письму. 4,5 — 5 лет - сенситивный период взрыва активности по отношению к письму. 5 — 6 лет - сенситивный период перехода от письма к чтению. 6,5 — 7 лет - сенситивный период страсть к грамматике (игра с порядком слов, выстраивание их, игра с частями речи)

2. Сенситивные периоды порядка. С 6 месяцев появляется любовь к порядку (ребенок чувствует себя комфортно, если вещи стоят на одних и тех же местах и круг людей ограничен). 6-8 месяцев — не любит новых людей. Сенситивный период порядка с 6 месяцев достигает пика к трем годам, затем, к пяти годам, медленно идет на спад. Чувство порядка — не сознательная, а физиологическая потребность ребенка.

3. Сенситивный период движения. С 2 до 5 лет — сенситивный период контроля и оттачивания движений. Ребенок имеет естественное желание ходить по линии, его легко научить пользоваться туалетом, чистить зубы, обязательны все движения зоны практической жизни — пересыпание, переливание и т.п., а также уроки вежливости и этикета. Чем точнее движения, тем грациознее становятся дети.

4. Сенситивные периоды зрительного восприятия. С 1,5 лет — сенситивный период восприятия маленьких предметов (рекомендуется урок по помещению бусинок в вазочку с маленьким горлышком). 2,5 — 6 лет — сенситивный период восприимчивости к сенсорным впечатлениям. У ребенка появляется способность утончать все чувства (например, очень легко улавливает мелкие различия). 2 — 4 года — сенситивный период повторения геометрических фигур, которое приводит к лучшему изучению математики (геометрические формы, размеры, деление) Сенситивный период умения входить в группу — около двух лет

5. Сенситивный период восприятия музыки и ритма. 3- 7 лет - в этот период музыка и математика воспринимаются одной и той же частью мозга, работает правое полушарие. В это же время развивается и интуиция. С 6 лет включается левая часть, и возникает причинное сознание.

6. Сенситивный период восприятия Бога. Около 3 лет — сенситивный период восприятия концепции Духа, Бога, вырабатывается любовное отношение к Нему (притча о добром пастыре).

7. Сенситивный период освоения самоконтроля. В первые месяцы жизни ребенка необходимо брать на руки, когда он плачет, тогда устанавливаются нервные связи (возбуждение — торможение) и т.о. устанавливается самоконтроль ребенка.

8. Сенситивные периоды в возрасте 6-12 лет. Сенситивный период восприятия культуры, воображения, справедливости, работы в группе.

9. Сенситивные периоды в возрасте 12-18 лет. Сенситивный период в это время — развитие благородства. Необходимы учителя, которые спокойно и с достоинством демонстрировали бы благородное отношение к жизни.

 

В процессе онтогенеза наряду с типичными показателями уровня развития, которые характерны для большинства представителей определённой возрастной группы, встречаются отклонения темпов развития, которые сводятся к двум типам:

1) акселерация;

2) ретардация развития.

Число таких детей колеблется от 13 % до 20 % в одной возрастной группе.

Акселерация, или акцелерация (от лат. acceleratio – ускорение), – это ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Термин «акселерация» был предложен в 1935 г. немецким ученым Е. Кохом. В настоящее время термин «акселерация»употребляется в основном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая. Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Массовые обследования физического развития детей различного возраста показали, что многие функциональные системы детей и подростков значительно опережают хронологию развития, типичную для них 30—50 лет назад. Длина тела новорожденных за это время увеличилась на 2—2,5 см, а их масса на 0,5 кг. Длина тела у пятнадцатилетних увеличилась на 6—10 см, а масса — на 3—10 кг (в сравнении с подростками начала 20 века). Значительно быстрее происходит развитие некоторых отделов скелета и эндокринной системы, обеспечивающей и более раннее половое созревание (на два года раньше, чем это было в начале 20 века). Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем кончается в 16—19 лет, а 50 лет назад люди достигали максимального роста к 25—26 годам.

Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 13—20 % от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15—17 годам) и несколько быстрее, как полагают большинство ученых, осуществляется психическое развитие.
Причины акселерации физического развития различны и наиболее существенными являются следующие.
1. Эффект гетерозиса, связанного с широкой миграцией современного населения и увеличением количества смешанных браков. При этом потомство первого поколения обладает временным преимуществом в физическом развитии.
2. Урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.
3. Увеличение уровня радиации на Земле, величина которого вследствие широкого применения ионизирующих излучений и радиоактивных веществ в военных и мирных целях существенно возросла по сравнению с существовавшим ранее естественным радиоактивным фоном нашей планеты.
4. Улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран.
Темп созревания – характеристика непостоянная, поэтому в жизни индивида на смену выраженной акселерации может прийти замедление развития и, наоборот, изначально замедленное созревание может ускориться и привести к акселерационному скачку. Эти явления описываются понятием «индивидуальная траектория развития».

Ретардация - более поздняя закладка органа и замедленное его развитие у потомков по сравнению с предками. Зависит от начала функционирования органа и, следовательно, от условий среды, в которых проходит индивидуальное развитие организма. Биологические механизмы ретардации физического развития детей и подростков мало изучены. Важное значение имеют эндогенные и экзогенные причины. К первым относятся различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения, ко вторым — различные факторы социального характера.

Ретардация развития проявляется в разных сферах: 1) физической и 2) психической. Первая нередко является вариантом нормального развития, например конституциональное замедление развития, обусловленное наследственностью и проявляющееся в отставании развития, в том числе и полового, на 2 – 3 года. В результате психического отставания в развитии, детей приходится, например, позже отправлять в школу.

Таким образом, дети, имеющие одинаковый календарный возраст могут находиться на разных этапах возрастного развития, т.е. у них существует расхождение между хронологическим и биологическим возрастом организма. Поэтому необходимо определять биологический возраст человека, который называется возрастом развития. Принцип - биологический возраст меньше статистического в повседневной жизни должен стать тактической целью каждого, кто стремится к долголетию.

Биологический возраст - модельное понятие, определяемое как соответствие индивидуального морфофункционального уровня некоторой среднестатистической норме данной популяции, отражающее неравномерность развития, зрелости и старения различных физиологических систем и темп возрастных изменений адаптационных возможностей организма. Он отражает рост, развитие, созревание, старение организма и определяется совокупностью его структурных, функциональных и приспособительных особенностей. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних условий и наличие (отсутствие) патологических изменений.

Хронологический возраст - возраст, выраженный в календарной шкале, определяемый по паспортным данным.

Основными критериями биологического возраста считаются:

· половая зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);

· скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);

· зубная зрелость (оценивается по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов, стертость зубов);

· показатели зрелости отдельных физиологических систем организма на основании возрастных изменений микроструктур различных органов;

· морфологическая и психологическая зрелость (морфологическая зрелость оценивается на основании развития опорно-двигательного аппарата - мышечной силы, статической выносливости, частоты и координации движений).

Существует множество методов определения биологического возраста. Мы рассмотрим метод Войтенко. По следующим параметрам: систолическому и диастолическому артериальному давлению; пульсовому давлению; массе тела; жизненной емкости легких; пробам Штанге и Гетче, которые позволяют оценить устойчивость организма к кислородному голоданию; статической балансировке и индексу самооценки здоровья.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.