Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционное закрепление права на объединение в политическую партию и права свободы деятельности партий




1) Партия – это вид общественного объединения, на которое распространяется действие ст. 30 Конституции РФ: право граждан объединяться в партии и право партии на свободу деятельности.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 1 февраля 2005 г. заявил, что ч. 1 ст. 30 Конституции РФ по своему духу означает не просто право на объединение, а свободу объединения в политические партии (абз. 2 ч. 2 Постановления)[317]. Исходя из этого можно говорить об общедозволительном типе правового регулирования объединения в партии и их деятельности. Исходя из этого, можно заключить, что не должно быть специального закона о порядке создания и деятельности партий, который неизбежно ограничивает свободу и оставляет только отдельные права гражданам и их партийным объединениям.

Принцип свободы, действующий в развитых странах мира реализуется в партийном строительстве через отсутствие всестороннего правового регулирования организации партий и их деятельности [318].

«Государство, уважающее основные права граждан, игнорирует партии как таковые. Оно не имеет права спрашивать у членов какой-либо группировки, каковы их политические идеи и каково их политическое прошлое. Государство не имеет право ни штемпелевать политических убеждений, ни устанавливать условий, при которых этот штемпель может быть наложен. Ни в одной свободной стране не было попыток подобному вмешательству. Только в России недавно решили установить «легальные политические партии» - пишет М.Я. Острогорский [319].

Государство обязано не мешать людям объединяться и не создавать препятствий деятельности партий.

Конституции демократических стран более ясно формулируют принцип свободы образования и деятельности партий (ФРГ, Франция, Португалия и др.). Верховный Суд США в своем решении (1968 г.) подчеркнул, что свобода партийной деятельности является одной из наиболее ценных свобод западного мира [320]. В России этот принцип не попал в главу об основах конституционного строя (гл. 1).

2) Конституция РФ закрепляет многопартийность в ч. 3 ст. 13. Это означает, что государство не может ограничивать инициативу людей на создание такого количества партий, которое они сочтут нужным (5,10, 20, 100 и т.д.).

Государство не может обязать людей создавать много партий, но оно не должно мешать этому. Эта норма может быть использована, только если население страны превратилось в народ и способно создать много партий.

3) Ч. 3 ст. 13 Конституции РФ требует от государства в качестве основы политического строя страны признавать политическое многообразие. Это должно касаться не только свободы политической мысли, но и права людей создавать политические объединения (партии) различной политической направленности (политическое многообразие, т.е. плюрализм): левые, правые, националистические, интернационалистические, религиозные, региональные, профессиональные и т.д. Принятие законов, запрещающих политические объединения (партии) какой-либо политической направленности, если эти ограничения не имеют под собой конституционной основы, следует считать посягательством на конституционный строй России.

4) Ч. 4 ст. 13 Конституции РФ закрепила равенство партий, как вида общественного объединения перед законом. Фактически это запрет для бюрократии создавать партеобразные объединения, которые опираясь на государственный аппарат, неизбежно становятся привилегированными.

5) Право на свободу объединения в партии и свободу их деятельности вытекает из норм Конституции РФ о демократизме государства (ст. 1), республиканской форме правления (ст. 1), из права на свободные выборы (ч. 3 ст. 3).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.