Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношения и пропорции




Если метр и ритм определяют порядок расположения элементов композиции, то отношения и пропорции — их соразмерную связь между собой и с формой в целом.

Отношения

Характеризуют собой наиболее простой вид соразмерной связи элементов композиции. Определяются связью между двумя величи­нами формы, например длиной и высотой прямоугольника. С ком­позиционно-художественной точки зрения оцениваются численно и чисто зрительно. Могут быть сближенными и отдаленными. К сбли­женным отношениям можно отнести те, которые находятся в преде­лах от 1:1 до 1:0,5. К отдаленным — от 1:0,5 до 1:0 (условно). Первые типичны для форм, приближающихся к квадрату и отличающихся монументальным, статичным характером. Вторые — для форм, при­ближающихся к линейной форме и отличающихся в определенном (вертикальном) положении неустойчивостью и легкостью.

К сближенным отношениям можно причислить так называемое «золотое сечение», или просто «золото». Оно равно 1:0,62. Это отно­шение образуется на основе несложного геометрического построения с разделением стороны квадрата на соответствующие части. Особенность «золота» состоит в том, что оно включает в себя такие величины, которые соотносятся между собой так же, как одна из них относится к составленному из них целому. По-другому это отношение выражается формулой, где большая величина так относит­ся к меньшей величине, как их сумма — к большему отрезку. Оно ха­рактерно для уравновешенной формы и выражает так называемую зо­лотую середину в построении композиции. К нему приближаются отношение, называемое «функцией золота» (1:0,89), и отношение сторон «живого» квадрата» (1:0,94). Их особенность состоит в том, что они соразмерны «золотому сечению», вытекают из него и гармонично сочетаются с ним.

Пропорции

Выражают соразмерность двух и более отношений. Характеризуют гармоничную связь не одной, а нескольких форм. Главным их элемен­том часто служит так называемый пропорциональный модуль. Он дает возможность производить композиционное построение на основе ис­пользования кратных величин, т. е. простого их умножения или сокра­щения в определенное число раз. Как правило, для модуля используют­ся натуральные (целые) числа, позволяющие получить в результате их деления или умножения также целые, кратные ему числа. Модулем мо­жет быть не только число, но и любая величина, не связанная с метри­ческой или другой системой измерения. Им может быть любой элемент композиции, например ширина или высота прямоугольника. С его по­мощью можно построить так называемую модульную сетку, в которую легко вписываются любые пропорциональные величины. На основе такой «сетки» легко строятся самые разные пропорци­онально-композиционные системы.

С давних пор предпринимались попытки связать модульную систему с размерами человеческой фигуры. За основу их построения принимал­ся размер кисти руки, стопы, предплечья с кистью, рост человека. Изве­стны попытки построения композиционных систем на основе модуль­ных сеток с использованием «золотого сечения». Однако они не получили своего широкого распространения в силу сложности их пере­вода в общепринятую метрическую систему мер.

В композиционном плане весьма эффективен и метод пропорцио­нальной гармонизации форм на основе геометрического построения форм - прямоугольников. Он дает возможность наглядно установить пропорциональную связь элементов композиции друг с другом и с це­лым. Основным признаком установления такой связи является подобие геометрических фигур, составляющих композицию. Выражается оно в параллельности или перпендикулярности их диагоналей. Наличие па­раллельных диагоналей передает прямую пропорцию основных вели­чин элементов композиции.

Важно отметить, что точное математическое нахождение тех или иных отношений и пропорций само по себе не является рецептом гар­монического построения композиции. Даже применение «золота» не гарантирует ей остроты и выразительности. Если принятая соразмер­ность не отвечает содержанию формы, то она вовсе теряет свое художе­ственное значение. В конечном счете только выраженное этой сораз­мерностью содержание дизайн-объекта определяет эффективность ее использования и выразительность построения композиции.

Пропорции имеют большое художественное значение. Они определяют соразмерность и гармоничность элементов формы, всех ее частей друг с другом и с целым.

Выразительными или гармоничными пропорциями могут обладать как статуя, архитектурное сооружение, книжная обложка, так и объект дизайна. Пропорции — одно из составляющих выразительности объекта, они как-то обозначают его характер. Поэтому пропорционирование, т. е. приведение всех частей и деталей целого в определенный пропорциональный строй, является средством гармонизации.

В предметном мире пропорции приобретают важную роль, когда человек может их реально воспринять, когда, наблюдая предмет, он действительно соотносит какие-то величины. Мы ощущаем пропорции шкафа или холодильника, соизмеряя их высоту и ширину, величину эмблемы и дверцы. Мы ощущаем величину всего предмета по отношению к среде, в которой он находится, например высоту светильника к высоте стены.

В дизайне пропорции складываются обычно в результате корректировки уже определившейся основы. Эта основа обусловлена назначением предмета, технологией его изготовления и проч.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.