Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Геометрические формы построения композиции




Свет.

Свет имеет большое значение в раскрытии пластических свойств формы, освещаемой как естественным, так и искусственным светом.

Естественный свет разделяется по степени яркости на: повышенный, средний и пониженный. Первый характерен для прямого солнечного освещения, второй — дневного рассеянного света (при облачном небе), третий — сумеречного. Каждый вид по-своему влияет на раскрытие пла­стики формы.

Солнечное освещение. В противоположность сложившемуся представ­лению выделяет в пластике только свет и тень (не передает нюансы формы). Так, цилиндрическая форма при таком ярком прямом освеще­нии выглядит в целом плоской, а при освещении сбоку выделяется только своей светлой, освещенной и темной, теневой стороной. Имен­но поэтому для выявления ее пластического характера (округлости) в этом освещении в ней используются дополнительные пластические средства. Это — переломы формы (грани), углы, контррельефные про­фили («каннелюры»), орнаментальные рельефы и др. Число граней в форме не должно превышать того количества, за которым эта форма в солнечном освещении выглядит плоской (не искривленной). Указанная особенность должна учитываться и при рельефной разработке освещае­мой плоскости. Рельеф на ней целесообразно делать настолько глубо­ким и крупным, чтобы пластический рисунок воспринимался четко, не как графика с пробелами и темными пятнами.

Рассеянный свет хорошо выявляет силуэт формы, которая смотрится на его фоне контражуром. Его формомоделирующие свойства специ­фичны. При таком свете:

• горизонтальная пластика выглядит контрастнее вертикальной,

• рельеф лучше всего воспринимается при глубине 3—7 см,

• более заметны резкие переломы, чем плавные переходы формы,

• глубина вертикального рельефа мало влияет на его восприятие,

• контрастнее выглядит более мелкая пластика, чем крупная,

• цилиндрическая форма четче выглядит на фоне светлых, а не тем­ных плоскостей.

Широкие композиционно-художественные свойства естественного рассеянного света ярче всего проявляются в световой моделировке про­странственной формы, особенно внутреннего пространства. Одновременно светом могут выделяться пластичес­кие акценты пространственной композиции. Основные приемы световой моделировки внутреннего пространства раскрыты на рисунке 2.5.

 

Рисунок 2.5 – Основные приемы светопластической моделировки внутреннего пространства Левый вертикальный ряд - моделировка естественным светом. Правый вертикальный ряд - моделировка искусственным светом.

Важно учитывать, что при рассеянном свете выступающие плоские элементы, имеющие один тон с отступающими элементами, выглядят чуть светлее. При боковом же, ярком солнечном освещении - наоборот, темнее (прямой солнечный свет не дает никакого различия). Этот зри­тельный эффект, называемый положительным и отрицательным кон­трастом, особенно ярко проявляется в участках сопряжения светлых (белых) элементов.

Пониженное естественное освещение. В условиях такого освещения важно учитывать разность цветовой и тональной передачи формы: ярче (светлее) выглядят холодные тона, теплые — темнеют. Последние в ком­позиционном плане часто требуют повышения яркости. Наиболее точ­ная передача происходит при рассеянном дневном свете. При резком переходе зрителя от яркого солнечного света к тени (пониженному ос­вещению) снижается чувствительность глаза. Такой переход обуславли­вает использование в форме, расположенной на стыке света и тени, бо­лее глубокой рельефной пластики и яркого цвета.

Искусственный свет. Имеет важное композиционно-художественное значение в наше время. Выступает не только формомоделирующим, но и формообразующим средством построения композиции. В принципе обладает теми же свойствами, что и естественный свет. Специфика - в крайнем разнообразии образуемых им форм и их самых широких худо­жественных возможностях в построении пластических композиций.

Важнейшее композиционное свойство искусственного света — харак­тер распространения или направленность. По этому свойству его можно разделить на три основных вида: прямой, рассеянный и отраженный. Первый характеризуется открытостью источников света, образующих яркое, четкое по очертаниям световое поле. Второй — проходит сквозь полупрозрачные экраны или люверсы*, создавая менее яркое, но, как правило, более значительное по площади, мягкое освещение. Третий -направленный на фоновую плоскость (или плоскости) и отличающийся плавностью перехода от света к тени. Разновидностью этого света высту­пает контражурный свет, который также отражается от фоновой поверх­ности, но при этом четко выявляет силуэт экранирующей его формы.

Искусственно созданная световая форма может иметь разный геоме­трический вид. По нему она может быть разделена на: точечную, линей­ную, плоскостную, объемную и пространственную форму Первая обра­зуется от свечения отдельных ламп накаливания. Вторая -люминесцентных ламп дневного света и газосветных (неоновых) тру­бок. Третья - открытых ламп, заполняющих плоскость. Четвертая - закрытых светящихся объемов. Пространственная световая форма созда­ется источниками, включенными в пространство в виде отдельных све­товых элементов.

Световая искусственная форма может различаться также очертани­ями, размерами и цветом. В совокупности все эти свойства предопре­деляют ее композиционный характер или так называемую световую пластику.

Искусственный свет может выявлять пластический характер и «днев­ной» формы (плоскостной, объемной и пространственной), выделять в ней акценты. Он может зрительно преображать эту форму, создавая но­вые, порой «негативные» по отношению к ней пластические эффекты.


Композиция в виде овала более всего подходит для изображения натюрмортов, состоящих из объектов, где преобладают органические (естественные) формы, как, скажем, корзина с фруктами, ваза с цветами и т. п.

Композиция в виде буквы L была особенно популярной во времена Рембрандта. Предметы в изображаемой сцене (скажем, в натюрморте) размещали таким образом, чтобы они напоминали силуэт этой буквы на общем фоне работы. Одновременно существовало деление на освещенную и затененную части.

Композиция в виде прямоугольника или квадрата (как в горизонтальном, так и в вертикальном варианте) широко распространена в изобразительном искусстве, так как размещение элементов в схеме прямоугольника изначально несет в себе условие взвешенности и гармонии.Композицию в виде прямоугольника или квадрата можно располагать в любом формате и, прежде всего, в аналогичных по геометрии.

Горизонтальная композиция как бы раздвигает вширь художественное произведение, при этом особенно подчеркивая горизонтальные связии направления. Им подчинены вертикальные оси, ритмы и членения – иными словами, в горизонтальной композиции художественное воздействие вертикали намеренно ослабляется.

Противоположностью горизонтальной является вертикальная композиция, которая, наоборот, подчеркивает вертикальные ритмы за счет ослабления горизонтальных.

Композиции в виде треугольника и трапеции предоставляют большие возможности свободно разместить элементы в их условно-схематических рамках, избегая при этом часто возникающих проблем с сохранением равновесия в работе. Благодаря широкому основанию обеих фигур объекты, расположенные вдоль него, приобретают зрительную весомость и устойчивость, что создает впечатление стабильности. Такое расположение элементов облегчает построение сходящейся перспективы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 3280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.