Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод в современной музыкальной педагогике




Группа методов закрепления и контроля

Вторая группа методов мотивации и стимулирования к учению

1. Методы стимулирования

а) это познавательные игры, драматизации («Игра в гостей»).

б) учебные дискуссии (2 точки зрения - Нужна ли классическая музыка?

Драматизация «Суд над Сальери»)

в) эмоциональная драматургия (эмоциональное crescendo, diminuendo, контрастная структура урока)

2.К методам убеждения относятся:

а) требования (тишина во время слушания музыки),

б) поощрение (похвала, поощрительная запись в дневниках, создание ситуации успеха. Вербализационная парадигма: “у тебя непременно получится”, “ничего страшного, вероятно начать надо было бы со следующего…”

в) порицание (очень осторожно).

Закрепление проводится постоянно в процессе изложения новой темы, после объяснения. Приемы: сопоставление, группировка материала, нахождение общих признаков, ассоциативных связей при закреплении и объяснении.

Контроль бывает:

устный (фронтальный, индивидуальный, взаимоопрос…); устный практический контроль предполагает пение упражнений, фрагментов произведений, игру на инструменте, полный ответ при анализе произведений (без иллюстративно-описательного подхода);

письменный контроль (викторины, мини-сочинения, программированный опрос.)

Критерии оценки на уроках музыки:

1.эмоциональный отклик

2.мера приложения сил.

3.рост навыков по сравнению с исходным уровнем.

Оценка должна быть мотивированной, прогностичной, воспитывающей, стимулирующей познавательную активность.

В узком, специфическом смысле, метод выступает как способ развития способностей - ритмического, мелодического, гармонического, тембрового видов слуха, вокально- хоровых навыков.

Актуальны авторские методы. Кабалевский: метод размышления о музыке (проблемный), метод забегания вперед и возвращения к пройденному или метод перспективы и ретроспективы (Э. Абдуллин). Горюнова, Кабалевский – метод создания композиций (4-ехручное исполнение произведений и ритмическим остинато). Э.Абдулин – метод музыкального обобщения) актуализация детского опыта, введение нового знания и закрепление). Д.Кабалевский, Л.Предтеченская, Э.Абдуллин – метод эмоциональной драматургии (эмоциональный контраст и обогащение эмоционального тона). Метод создания художественного контекста Л.Горюнова – сопряжение со смежными видами искусств. (Музыкальное образование в школе В.Школяр 2001).

Г.Стулова «Теория и практика работы с детским хором»2002

- концентрический (пение с середины грудного регистра, плавное пение без придыхания, без усилий, постепенное расширение диапазона…),

Фонетический – настройка голоса на тот или иной тип тембрового звучания,

Обьяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным – показ учителя и объяснение, метод осмысленного пения – на основе внутрислухового представления, метод сравнительного анализа (словесная оценка исполнения, анализ недостатков, повторение, движения под музыку).

 

Формы, методы, средства обучения входят в понятие “педагогическая технология”.

 

Игровые наглядные методы обучения учащихся младших, средних классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.

 

Проблема увлечённости занятости музыкой актуальна. Игровые методы помогают сделать учебный процесс увлекательным, полным чудес, сказок, приключений. Помогают решить задачу – формирование эмоциональной отзывчивости на музыку.

Психологическая природа возраста учащихся младших и средних классов с предметно – образным мышлением и ярким воображением требует игровых форм обучения. Дети воспринимают мир чувственно, познавательная информация усваивается эмоционально, поэтому главная форма музыкального обучения – музыкально-дидактическая игра, трансформирующая природную импульсивность в учебную активность.

В педагогической практике используются игровые форму проведения уроков – это урок-экскурсия, урок-панорама, урок-шоу. Игровые методы классифицируются в соответствии с формами обучения вокально-хоровой работой, слуховым восприятием музыки и музыкальной грамотностью, уровень которой определяется критериями вышеуказанных направлений музыкального воспитания.

 

Формирование вокально-хоровых навыков.

У детей, поступающих в школу, речитативная манера пения вследствие непрофессионального музыкального обучения в детском саду и возрастной специфики строения голосового аппарата. Дыхание поверхностное, с преобладанием верхнереберного-ключичного, объём небольшой из-за малого объёма лёгких, небольшой протяжённости дыхательных путей, слабого развития мышц, связанных с процессом дыхания. С 7 до 12 лет формируются нервные разветвления в надхрящнице черпаловидных хрящей, к которым прикрепляются сухожильные волокна почти всех мышц гортани, но сами черпаловидные хрящи не участвуют в колебании. Помимо этого, с 7 до 12 лет развивается голосовая мышца, чтобы отсоединиться от щитовидной и, присоединившись к эластичному конусу, создать оптимальные физиологические возможности для пения. Главная сложность домутационного периода в том, что организм ребёнка и, соответственно голосовой аппарат, находятся в постоянном росте, развитии: увеличиваются в объёме бронхи, трахея, лёгкие, ротовая полость, полость носа, а гортань растёт медленно. Все особенности нужно учитывать в певческой работе, так как период с 7 лет сензитивный, т.е. природа даёт возможность заложить все навыки голосообразования, которые получат развитие в дальнейшем.

 

Методика работы над

дыханием, певческой установкой.

Педагог учит детей выполнению «поз исполнителя» и «слушателя» стоя, сидя, добиваясь свободного, естественного положения корпуса, спины рук, головы, нижней челюсти, мимических мышц. Первоначальные дыхательные игры ставят целью: увеличит объём вдыхаемого воздуха по сравнению с жизненным объёмом при помощи включения в работу мышц грудной клетки, диафрагмы, брюшной стенки для постепенной реализации цели – формирования смешанного грудно-брюшного типа дыхания.

1.Дыхательная игра «насос».

Цель: добиваться полного вдоха с равномерным расширением всех отделов грудной клетки, брюшного пояса и быстрого энергичного выдоха наклоном (броском) корпуса вниз, при этом руки касаются стоп, с произнесением согласной «ф». Дети должны физиологически ощутить работу брюшного пресса при выдохе.

Ход выполнения упражнения: исходное положение – руки вдоль корпуса, учитель «превращает» всех в насосы, с полным вдохом руки поднимаются до уровня груди и, после мгновенной задержки, тело «бросается» вниз с выдохом через рот на согласную «ф».

 

Дозировка – не более 3-5 раз.

2.Упражнение «воздушный шарик»

Цель: актуальная – добиваться полного вдоха и выдоха с осознанной фиксацией физиологического ощущения процесса. Ближайшая цель – интенсификация и регуляция фонационного вдоха.

Вариант а).

Ход: исходное положение – положить руки на грудь и брюшную стенку, «надуть» внутри себя длинный воздушный шарик и медленно через небольшое отверстие выдувать через рот на «ф» с равномерным сокращением мышц, задействованных в механизме дыхания.

Вариант б).

Цель: работать над активным вдохом с выталкиванием воздушной струи при напряжении мышц живота, артикуляционного аппарата.

Ход: выполнить полный вдох через нос, задержать дыхание, и, крепко сомкнув губы, сократив брюшной пресс, порционно выпустить воздух через рот.

Методический приём: принести на урок воздушный шарик, наглядно продемонстрировать упражнение, объяснив, что на этом механизме основано пение, устройство некоторых музыкальных инструментов (волынка, орган).

3.Упражнение «собачка»

Цель: формирование физиологического ощущения работы брюшного пресса при вдохе и выдохе.

Ход: выполнение четырёх быстрых вдохов-выдохов с открытым ртом (как дышит собачка, когда ей жарко), полного вдоха и выдоха под музыку и т. д.

вдох

 

4.Упражнение «беззвучное пение»

Цель: приблизить механизм вдоха-выдоха к певческому.

Ход: по руке педагога дети вдыхают. Затем, «замкнув воздух на замочек», аккуратно выдувают до тех пор, пока звучит музыка. Со временем продолжительность упражнения увеличивается.

 

 

Примечание.

1. Для выполнения беззвучного дыхательного тренажёра необходимы определённые условия: проветренный класс, соблюдение гигиенических норм (выдыхать в сторону).

2. Между упражнениями выполняется 2-3 вдоха-выдоха для нормализации состояния.

3. Упражнение вводить с временным ограничением и точной дозировкой.

4. В процессе освоения уменьшается время на глубокий, полный вдох и увеличивается выдох.

5. Вопрос о целесообразности постоянного использования рекомендованных упражнений и подобных им решает педагог.

 

Упражнения на формирование звукообразования, дикции,

в вокально-хоровых упражнениях-играх.

Исследованиями последних лет (диссертации Г. Стуловой, Е. Тарасовой) установлено, что в вокально-певческом воспитании необходим речевой период с упражнениями в средней, высокой тесситурах голоса. Для этой цели используются звукоподражания, детский кукольный театр, инсценировки. Речевые упражнения со звукоподражаниями можно сочинять вместе с ребятами. Так появилась «Сказка про Кошку», которой более 10 лет.

Цель: координационный тренаж мышц, участвующих в голосообразовании, работа над дыханием, пение на опоре, формирование прикрытого звучания, осознанных представлений о движении мелодии от I к V поступенно и по трезвучию вверх-вниз.

Ход: Педагог демонстрирует рисунок:

и ведёт рассказ о том, что у Кошки случилась беда – загорелся дом (исполнение р.н.п. «Дон-Дон»). Кошка плачет, зовёт пожарных – исполняется звукоподражание. На помощь выезжает пожарная машина – дети поют на гласную «у» partamento (в аккомпанементе Д9). Появляются пожарные. Учитель показывает указкой ступени пожарной лестницы, и исполняются попевки: «Мы стоим на месте», «Вот идём мы вверх, вот идём мы вниз», «Мы шагаем вверх», «Мы шагаем вниз» (Т).

 

1. Упражнение «лягушка».

Цель: формирование округлой фонации. Раскрепощение нижней челюсти.

Ход: педагог просит расположить указательный палец под мочкой ушей. Исполняется звукоподражание «ква» на 1 звуке, при этом дети пальцами чувствуют работу нижней челюсти. Методом показа педагог корректирует исполнение (по хроматическим полутонам вверх-вниз в диапазоне d1 –b1, (T –SII7 –T). При разучивании упражнений большую роль выполняет наглядность, фокусируя непроизвольное внимание.

3. Упражнение «Здравствуйте, начался урок».

(II четверть, 1 класс)

Наглядность от предметно-конкретной переходит к опосредованной при воспитании осознанных ступенево-ладовых представлений.

4.Упражнение «То мажор, то минор».

Задачи: активный, быстрый вдох, отчётливая мелкая дикция, подвижная артикуляция, чистое интонирование. (III четверть, 1 класс, Д. Кабалевский «Клоуны»).

5.Упражнение «Здравствуйте, начался урок».

Задачи 2-х упражнений-приветствий: дыхание – глубокий, спокойный вдох, напевное звуковедение, округлая фонация гласных, выпевание длительностей (d), интонирование в одноименных тональностях.

6.Упражнение «В нашем классе».

Д. Кабалевский (III четверть, 1 класс)

Цель: формирование мягкого, глубокого вдоха (песня), активного ёмкого вдоха (марш), активного короткого вдоха (танец), контрастного звуковедения (legato, marcato, non legato), крупной (песня, марш), мелкой (танец) дикции, контрастной динамики (mf, mp, mf).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.