Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система развития музыкальных способностей




Вспомогательный материал по теме

Развитие способностей осуществляется как единый процесс. В курсе методики можно рассмотреть процесс формирования каждой.

 

Развитие мелодического слуха на ладовой основе Развитие чувства метроритма   Развитие гармонического слуха   Последовательность развития архитектонического мышления
1.Звуковысотный слух – понимание, восприятие, узнавание, точность интонирования. 2.Ладовое чувство - эмоциональное переживание отношений между звуками (+ метроритм). Гарбузов - лад осознается во всех проявлениях: мелодическом, интервальном, аккордовом. Метр - ощущение равномерности, подчиненной художественным задачам. Ритм – чередование звуков различной длительности Гармонический слух - переход от простого восприятия к сложному, от восприятия единства к восприятию единства и множества одновременно Архитектонический слух – комплексное формирование музыкального слуха, представлений об элементарных музыкальных структурах, средствах выразительности, осознание композиционно соподчинения частей единому целому и их выразительной сущности
Музыкальные способности развиваются при работе над вокально-хоровыми упражнениями, репертуаром, (в форме обучения – хоровое пение), а также при слуховом анализе музыки (целостном и элементарном), игре на детских музыкальных инструментах, обучении музыкальной грамоте (форме, растворяющейся во всех вышеуказанных). Система развития музыкальных способностей в 1-2 классах общеобразовательной школы I этап – накопление музыкально-слуховых представлений. II – формирование осознанного восприятия
Различение регистров: Римский-Корсаков «3 чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Запоминание и пение по слуху попевок и песен. Формирование представлений о ладе (столбица, лесенка): «Скок-скок», «Ходит Зайка», «У Кота», «Добрый день» (I-IV). Осознание тоники: «Наш дом», «Бубенчики» Тиличеевой, «Вот иду я вверх (вниз)» (I-V), «Мы шагаем вверх (вниз)» (I III V). «Весна пришла» (I-VI). Формирование общих представлений о тональности – точной высоте лада (пособие –домик-тональность), знакомство со звукорядом c1-g2 (постепенно) – «Песенка о тональностях» - сольфеджирование попевок, разученных ранее. Восприятие о осознание минора – «Коровушка» (I -VI), «То мажор, то минор» (I-III), «Звонкий звонок» (I VI), «Во поле береза стояла», «Здравствуйте, начался урок», «Здравствуйте, я не выучил урок». Диапазон ч.8 –«Добрый день» в мажоре, миноре. «Пойду-выйду ль я» верхний тетрахорд внизу. Общее представление о тональностях – До, Ре, Фа, Соль мажорах. Теплов: «…восприятие метроритма должно быть слуходвигательным». Маршировка – восприятие и воспроизведение равномерных шагов пульсации – доли-шаги в музыке («Два кота») Знакомство с ритмическими длительностями четверными, восьмыми и римоформулами четверть- 2 восьмые («Здравствуйте»), 2 восьмые четверть («Добрый день»), 4 восьмые («Побежали»). Половинные длительности – «У кота». Определение сильных и слабых долей пульсации, размер 2/4. Четверть с точкой восьмая («Спят усталые игрушки»). «Эхо», «Видеотелевизор» Представление о размерах 4/4,3/4 - на примерах танцевальной, маршевой музыки Определение на слух высоких, низких, средних звуков («К нам пришел Барбос»). Консонанс-диссонанс –Сказка о королеве-мелодии –Григ «Утро» (мелодия, ритм, гармония).     Слушание и определение на слух мажорного, минорного ладов - Кабалевский «Клоуны», Бетховен «Веселая-грустная». Определение на слух по методике Кирюшина мажорного минорного трезвучий, интервалов (с постепенным расширением круга «знакомств» ч.1, ч.8, ч.4, ч. 5.) Кирюшин – песни о быстром, среднем, медленном темпах. Определение темпа в музыкальных произведениях. Фраза (законченная музыкальная мысль). Гладков «Колыбельная» - пластическое интонирование и пение попевки.   3-хчастная форма, изобразительность, выразительность музыки, изобразительная, выразительная интонации.   Куплетная форма, рондо («Мы второклассники»), Вариационная форма («Крокодил и Чебурашка»)  
Весь материал закрепляется на идентичном репертуаре и упражнениях
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ В 3-4 КЛАССАХ.
«Мишка с куклой», «У меня ль во садочке», «Савка и Гришка» - импровизация игры на дудочке. Параллельно- переменный лад - «Черный баран», «На мосточке», «Посею лебеду». 2-ухголосное пение. Паузы, 2 шестнадцатые-1 восьмая, 1 восьмая – 2 шестнадцатые; 4 шестнадцатых («Петрушка» Брамса). Пение ритмослогами, пение с пульсированием, тактированием. Представление о размерах 2/4, 4/4,3/4   Семья трезвучий – фонизм, интервалы Ч.1 – Ч.8 – общие представления. Представление о теме, кА музыкальной мысли. Период – Шопен «Прелюдия» Ля мажор. Сонатная форма.
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ В 6-8 КЛАССАХ
2-ухолосие – противоположное, косвенное, параллельное виды соединения голосов: «Вниз по Матушке - по Волге». Эпизодическое 3-ехголосие – «Узник», «Калинка» с солистом или С1, С2, А. Вокально-хороые упражнения: пение упражнений Г.Струве, Огороднова, Емельянова, Кабалевского. В сильных группах - активное 3-ехголосие – «А я по лугу гуляла» (с мелодическим ostinato в партии альтов, между голосами сопрано – косвенное, параллельное движение голосов и унисон.) Переменный размер – пение по руке дирижера. 6/8 – Григ «Заход солнца». Различные ритмические блоки. Осознание значения ритма в создании музыкального образа – тема «нашествия» из 7 симфонии Д.Шостаковича, кукольно-механические ритмы из музыки И.Стравинского из балета «Петрушка» -эпизоды гуляния. «Болеро» Равеля – ритм в создании образа произведения.     Фонизм – T, S, D (слушание – анализ, пение). Функциональные связи – восприятие гармонии в хоровых произведениях на слуховом уровне. Элементы системы К.Орфа – многоголосное ритмическое ostinato в шумовом оркестре. Движение мелодии по D7 – «Степь да степь кругом», «Много песен над Волгой пропето».   Сонатная форма,. Сонатно-симфонический цикл. Фуга (вокальная 2-ухголосная фуга Кабалевского, слушание фуг Баха…)  
Восприятие и исполнение произведений на ритмоинтонационной основе современной музыки. Гершвин «Колыбельная Клары»из оперы «Порги и Бес», П.Сигер «Молот», джазовые «зеленые» темы. Вокальное освоение элементарных приемов свингования.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.