Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторный анализ прибыли от реализации продукции




 

Прибыль от продаж (или реализации) продукции характеризует абсолютную эффективность хозяйствования коммерческой организации, ее производственной, сбытовой, управленческой деятельности. Рост прибыли от продаж создает основу расширенного воспроизводства, выполнения обязательств перед бюджетом, банками и другими кредиторами.

В традиционных методиках анализа влияния факторов на прибыль от продаж определяли влияние таких факторов, как:

1. Изменение объема продаж.

2. Изменение себестоимости продукции.

3. Изменение цен на продукцию.

4. Изменение структуры продукции.

5. Изменение коммерческих расходов.

В методике профессора А.Д. Шеремета дополнительно изучается влияние таких факторов, как:

 

1. Изменение цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на услуги.

2. Экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины производства продукции.

3. Изменение уровня и структуры затрат.

4. Приведем пример расчета указанных факторов.

 

 

Таблица 21

Данные для факторного анализа прибыли от продаж, тыс. руб.

Показатели По базису По базису на фактичес ки реализованную продукцию Фактические данные по отчету Фактические данные с корректиров кой на изменение цен и прочих причин
         
Объем продаж в отпускных ценах предприятия        
Полная себестоимость        
Прибыль от продаж        

 

Из таблицы видно, что прибыль от продаж в отчетном году составила 29352 тыс. руб., в сравнении с базовым годом (17861 тыс. руб.) увеличение прибыли составило 11491 тыс. руб.

Расчет влияния факторов:

а) изменение отпускных цен на продукцию;

335657 – 290390 = 45267 (тыс. руб.).

Рост прибыли за счет увеличения цен на продукцию;

б) изменение цен на материалы и тарифов на электроэнергию и перевозки, тарифных ставок (окладов) оплаты труда изучается по данным о себестоимости. Например, известно, что цены на некоторые материалы были повышены и возросли ставки заработной платы. Это дало увеличение затрат на сумму 35580 тыс. руб., что снизило сумму прибыли;

в) нарушения хозяйственной дисциплины. Здесь используются данные анализа себестоимости, т.е. экономии, образовавшейся в результате нарушений стандартов, технических условий, невыполнения мероприятий по охране труда и технике безопасности. По данным анализируемого предприятия таких фактов не выявлено;

г) увеличение объема продукции в оценке по базисной полной себестоимости. Сначала найдем коэффициент роста объема продукции в оценке по себестоимости:

267500: 242345 = 1,104,

далее скорректируем базовую прибыль на этот коэффициент и проведем расчет:

17861 . 1,104 – 17861 = 1857,5 (тыс. руб.).

Рост прибыли за счет увеличения объема продукции.

д) изменение объема продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции.

Здесь базовая прибыль корректируется на величину разницы между коэффициентом роста объема продукции в оценке по ценам продаж и коэффициентом роста объема продукции в оценке по себестоимости. Коэффициент роста объема продаж в оценке по ценам продаж равен:

290390: 260206 = 1,116,

17861 . (1,116 – 1,104) = 214,3 (тыс. руб.).

 

Рост прибыли за счет изменения структуры продукции.

е) изменение уровня затрат на 1 руб. продукции:

 

267500 – 270725 = - 3225 (тыс. руб.).

 

Снижение прибыли за счет роста затрат.

ж) изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции:

242345 . (290390: 260206) – 267500 = 2957 (тыс. руб.).

Рост прибыли за счет увеличения доли более рентабельных изделий.

Сведем влияние факторов в таблицу.

Таблица 22

Сводка влияния факторов на прибыль от продаж

Факторы Сумма, тыс. руб. Удельный вес, %  
Изменение прибыли, всего, в том числе за счет:    
а) изменения цен на продукцию   393,9
б) изменения цен на материалы, тарифов -35580 -309,6
в) нарушения хозяйственной дисциплины    
г) увеличения объема продукции 1857,5 16,2
д) изменения структуры продукции 214,3 1,9
е) изменения затрат на 1 руб. продукции -3225 -28,1
ж) изменения структуры затрат   25,7

Данные таблицы показывают, что важнейшим фактором роста прибыли предприятия является увеличение цен на продукцию, причем стоимостный показатель влияния этого фактора (45267 тыс.руб.) как бы в четыре раза больше, чем общий прирост прибыли (11491 тыс.руб.). Рост цен на продукцию предприятия вполне объясним, т. к. растут цены и тарифы на отдельные слагаемые себестоимости – материалы, топливо, энергию, ставки заработной платы. Себестоимость продукции в данном случае – важнейший отрицательный фактор, вызывающий снижение прибыли на сумму 35580 тыс.руб. Положительно оценивается получение прибыли в сумме 2957 тыс.руб. за счет изменения структуры затрат вследствие роста доли более рентабельных изделий в общем объеме выпуска. Рост объема продукции также привел к увеличению прибыли на сумму 1857,5 тыс.руб. Таким образом, структура получаемой предприятием прибыли от продаж далека от идеальной, т. к. не связана в целом с повышением эффективности производственной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.