Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этническая психология




Этническая психология — отрасль социальной психологии, которая занимается исследованием психологии больших групп — народов. С древних времен существовала потребность в психологических харак­теристиках этносов, обусловленная дипломатическими, военными и иными нуждами. В связи с этим изучение психологических особенно­стей народов и практическое использование полученных материалов стало осуществляться задолго до создания основ этнической психоло­гии. В истории исследований по этнической и кросс культурной пси­хологии ja рубежом и в России выделяют четыре периода (этапа).

Первый этап (донаучный) включает работы до середины XIX века. В 1S59 г. в Германии вышел первый номер журнала «Психология на­родов и языкознание» под редакцией Г. Шгеинталя и М. Лаиаруса. В России в 1846 г. Н.И. Надеждин выступил с программным залвлени-

3i4 _______________________________________________ Глава 7

ем на заседании Русского географического общества по изучению на­родов, входящих в состав Российского государства В программе ис­следования он выделил три области язык, «этнографию физическую» и «этнографию психическую» (Будилова, 1983) Как видно по датам, донаучный период за рубежом и в России примерно совпадают

Второй этап (описательный) в западной этнической психоло­гии закончился в 1905 г Наиболее известной работой данного пе­риода являются первые гоча многотомного издания немецкого ученого В Вундта «Психочогия народов» (Вундт, 2001) В России этот период длился до 1935 г Наибо1ее известной работой этого периода является работа Г Г Ш пета «Введение в этническую пси­хологию», которая была опубликована в 1927 г. (Шпет, 1996).

Третий период (создание научных основ) в западной этнической психологии начался в 1906 г, когда В Риверс в Великобритании опубликовал результаты исследовании по зрительному восприятию в разных этносах, полученные с помошью экспериментальных ме­тодов 1925 г — знаменательная дата в истории развития этничес­кой психологии в США был впервые опубликован психологичес­кий и социально-психологический тест на этническую предубеж­денность (шкала Богардуса) (Bogardus, 1925). Это позволило в даль­нейшем перейт и от описательных характеристик этносов к количе­ственным замерам. В 1934 г. в США сложилось первое научное на­правление в этнической психологии «Модели культуры», осново­положником которого является Р Бенедикт (Benedict, 1934) Затем появляется совместная концепция А Кардинера и Р Линтона «Ос­новная структура личности» (Kardiner, 1939; Linton, I945)

В России создание научных основ началось в 1936 г Названная дата связана с проведением А Р Л урин в Средней Азии полевых работ с использованием экспериментальных методик Результаты этого исследования были опубликованы лишь в 1974 г (Лурия, 1974). Этот этап характеризовался первоначальным запретом на исследования по этнической психологии (1937-1958), а потом зна­чительным увеличением количества публикации и зашит диссерта­ций по проблемам национальной психологии. В данный период более активно использовалось понятие «национальная психоло­гия» К исследованиям по национальной психологии активно под­ключились фичософы, этнографы, психологи, историки и предста­вители многих других профессий, публикации которых носили в основном теоретически и характер (исключение составляют работы военных психологов, проводивших прикладные исследования)

Четвертый период (станоагение этнической психологии) на Западе

Некоторые отрасли социальной психологии _____________________315

с 1946 г. и продолжается по настоящее время. Данный этап характери­зуется лавинообразным потоком публикаций по кросскультурной и этнической психологии и стремительной тенденцией использования экспериментальных методов. В научных изысканиях также участвуют этнологи, психологические антропологи и представители других про­фессий, использующие качественные методы исследования.

Возникшая позднее теория национального характера пред­ставлена работами М Мид и Дж Горера (Mead, SljGorer, 1950). Подход, связанный с «модальной личностью*, был пред­ложен X Дьюкером и Н. Фрайда, А. Инкелисом, Д Лсвинсоном, (Duijker, Fnjda, 1960; Inkeles, Levinson, 1965) Теория географи­ческих факторов в этнопсихологии разрабатывалась В. Хелльпа-гом и П Хофштеттером(Не11расг1, 1954; Hoffstatter, 1957) В насто­ящее время наиболее известными специалистами в этой области считаются X. Триандис (Tnandis, I979, 1994), В Лоннер, Д Берри (Lonner, Berry, 1989), Хофштед (Hofstede 1980, 1991) и др.

В России четвертый период начался в 1985 г., когда Г.У. Кио-ева (Солдатова) защитила в Институте психологии АН СССР кан­дидатскую диссертацию, впервые использовав количественные методики сбора информации и методы математической статисти­ки для обработки результатов (Кцоева, 1985)

Этот период в нашей стране характеризуется активным привле­чением экспериментальных методов в проводимые исследования, увеличением числа публикаций и подготовкой высококвалифици­рованных специалистов (кандидатов и докторов наук) по пробле­мам этнической психологии. Для данного этапа характерно резкое снижение финансирования фундаментальной науки (в том числе и этнической психологии), но оказание целенаправленной помощи ученым с помощью различных грантов, в том числе и зарубежных. В России появляются многочисленные публикации по этнической и кросс-культурной психологии. Снимается запрет на исследова­ние политически острых проблем этнической психологии

Основоположниками этнической психологии в России можно считать Г Г. Шпета(Шпет, 1927), С. И. Королева (Королев, 1970), И С. Кона (Кон, 1971), Б Ф Поршнева (Поршнев, S979), в экс периментальном плане — А. Р. Лурию (Лурия, 1974) и Г У. Киое-ву (Солдатову) (Кцоева, 19S5)

Основными центрами по исследованию различных проблем этнической психологии в настоящее время являются Институт психологии и Институт антропологии и этнологии РАН, кафедры социальной психологии Московского и Санкт-Петербургского

 

i\6 _______________________________________________ Гиава7

государственных университетов, а также других вузов, где работа­ют преподаватели, занимающиеся этой проблемой*

Основные понятия. В настоящее время в мировом этническом

процессе прослеживаются две тенденции. Первая заключается в глобальной интеграции народов, а вторая — в дифференциации этносов, сохранении этнической идентичности.

Выделяют следующие общественно-исторические типы этни­ческих общностей нация, народность, племя и род. Примени­тельно ко всем группам используется понятие «этническая психо­логия» По отношению к нации и народности иногда применяет­ся понятие «национальная психология», а к племени и роду — «трайбалистская психо югия» (в России употребляются понятия «родоплеменная психология» и «родоплеменные пережитки»).

В англо-американской научной литературе вместо понятия «этническая психология» принято название «кросскулътурные ис­следования», или «кросскультурная психология», что предполагает проведение эмпирических работ, цель которых — сравнение пси­хологических характеристик одного, двух, а иногда и большего количества представителей разных народов

Этническая психология занимается исследованием психологи­ческих особенностей народа, обусловленных единством его про­исхождения

Этнические (национальные) стереотипы — широко распространен­ные традиционно существующие суждения и представления, которые на уровне обыденного сознания имеют обычные люди о представите­лях разных этнических групп. Они могут формироваться как на основе личного опыта общения с представителями этнической общности, так и на основе прочитанных книг (научных, популярных и др), просмот­ренных видео- и кинофильмов, рассказов о данной национальной группе и пр. Выделяются гетеро- и автостереотипы Гетеростерео-тип — это представление об эгнопсихологическом облике другого на­рода (аутгруппы) и фиксация в нем определенного к нему отношения. Автостереотип — это представление о своем народе (ингруппе) и фиксация в нем, как правило, позитивного отношения

Этническое (национальное) сознание представляет собой отра­жение народом своего прошлого, настоящего и будущего бытия в

* Единственной кафедрой в России, в название которой входит этническая психология, является кафедра «Социальной и этнической психологии», организованная А Л Журавлевым в 1994 г. в Московской гуманитарно-со­циальной академии

Некоторые отрасли социальной психологии _____________________317

духовной и материальной культуре, а также в обыденном созна­нии (национальные традиции, обычаи, привычки и пр.).

Процесс перемещения народов с одних мест в другие принято называть этническими миграциями, а приспособление к новым, ранее неизвестным для них условиям, — этнической адаптацией. Процесс адаптации к языку и культуре, сопровождаемый сложностью и на­пряженностью, носит название аккультурации, а процесс социаль­ной адаптации — эджастмент (приспособление) (Стефаненко, 1993). Психологические проблемы процесса адаптации мш рантов к новой среде глубоко и обстоятельно исследованы в англоязычной литературе (Oberg, 1960; Bochner, 1982; Kim, 1988; Berry. 1976, 1992). Среди отечественных источников этим проблемам посвящены рабо­ты Н.М. Лебедевой (1993) и Т.Г. Стефаненко (1993,1996). В назван­ных исследованиях рассматриваются вопросы «культурного шока» (негативные чувства, дискомфорт и пр.), который сопровождает приспособление мигрантов к ранее неизвестным им условиям, формы адаптации: геноцид (доминирующая или обладающая боль­шими ресурсами общность стремится уничтожить противополож ную группу; здесь проявляется этническая нетерпимость или инто-лерантносгь к представителям другой общности); ассимиляция (господствующая этническая группа принуждает представителей других этнических общностей заимствовать ценности, образ жизни и другие стороны своей доминирующей культуры); сегрегация (раз­дельное независимое развитие двух этнических общностей; допус­кается идея их реального существования) и интеграция (обе этни­ческие группы сохраняют идентичность; их представители «прини­мают» другой образ жизни и находят в положительные моменты).

Последующие исследования выявили так называемые U-об-разную и W-образную кривые (психические подъемы и спады), которые сопровождают адаптационные процессы мигрантов.

За рубежом и в России разрабатываются конкретные программы по подготовке людей к мсжкультуркому взаимодействию (Triandis, 1975, 1994, Handbook of intercultural training, 1983; Brislin, Cushner, Cherrie, Yong, 1989; Стефаненко, 1996; Шеинов, 1996; Резников, Марасанов, 3 998) В них рассматриваются конкретные методики повышения межкультурнои сензитивности и рекомендации к обще-культурному и культурно-специфическому подходам (коша челове­ку придется общаться с большим количеством представителей раз­ных этносов или с представителем одной этнической группы).

Р. Альберт предложил метод, назвав его «техникой повышения межкультурной сензитизности» (культурный ассимилятор), пред-

318 _________________________________________________ Глава 1

ставляющии описание разнообразных ситуаций, в которых взаи­модействуют представители двух разных культур и четырех вари­антов пояснений (интерпретаций) возможного поведения персо­нажа в каждой ситуации. Человек, проходящий подготовку, дол­жен выбрать один ил возможных вариантов и пояснить мотивы своего выбора (Albert, 1983). Л. Коле выделяет четыре типа обуча-юших программ, просвещение, ориентирование, инструктаж и межкультурный тренинг (Kohls, 1987)

При описании психологического облика конкретного этноса порой некорректно используются выражения типа «психология русских», «психология японцев» и пр Точнее будет сказать — «пси­хологические (этнопсихологические или национально-психологи­ческие) особенности русских», «психологические (этнопсихологи­ческие или национально-психологические) особенности японцев».

Рассмотрим, чго вкладывается в понятия «национальный ча-рактср», «национальный темперамент* и «национальное чувство».

Национальный характер вбирает в себя наиболее типичные и достаточно уеюичивые психологические особенности, выражаю­щие отношения большинства представителей этнической общно­сти к разным явлениям окружающего мира Он может быть кон­цептуально рассмотрен как детерминант поведения представите­ля этнической общности.

Под национальным темпераментом понимаются типичные проявления его свойств у большинства представителей этноса. Несмотря на то, что в каждом народе имеются все типы темпера­ментов, динамика проявления их психической деятельности осу­ществляется по исторически закрепленным в сознании народа канонам (этническим нормам).

В основе этнического (национального) чувства лежит эмоциональ­ная сторона осознания своей этнической принадлежности Оно тесно связано с с¥щсствованием в народе национальных и нацио­налистических идеи. В зависимости от господства национальных или националистических идеи в обществе проявляются и соответ­ствующие национальные чувства Национальное чувство из зсех компонентов этнической психологии является наиболее ранимым

Этническая психология тесно связана с этнологией (этногра­фией), социологией (этносоцмологией), историей, культурой и многими общественными науками.

Природа этнической психологии. На формирование этнопсихологи­ческих особенностей народа влияют многие факторы. Социально-экономические условия жизни являются главным фактором станов-

Некоторые отрасли социальной психологии _______________________3]9

ления и формирования духовной жизни людей, их психологических характеристик На формирование психологии этносов большое вли­яние оказывает политика и идеология, господствующие в обществе Группа, стоящая у власти, стремится распространить свою идеологию и психологию до общенациональных масштабов Своеобразие психо­логии этноса может быть обусловлено и религией В ходе распростра­нения мировых религий сложившаяся религиозная система наклады­валась на местные традиция, обычаи и привычки В результате проис­ходило взаимное изменение как местных нравов так и религиозных концепции На формирование этнопсихологических особенностей влияли значимые события в истории народа (длительные войны, сти­хийные бедствия, освоение земель и пр) и межнациональный опыт общения Определенное значение для образования этнопсихологи­ческого своеобразия имела географическая среда. Важная роль в из­менении психологии народов принадлежит миграциям Перемещаю­щимся представителям этноса приходится адаптироваться к новой географической среде и культурным условиям

Проживание в сходных экономических, социальных и природ -но-экономических условиях обчелонило возникновение одинако­вых черт в национальном характере различных народов, похожих между собой норм и правил поведения В быстро меняющихся об­щественно-политических и экономических человияхэтнопсихоло­гическое своеобразие народа является относительно устойчивой системой Вместе с изменением основополагающих детерминант происходит и незаметное изменение этнопсихологических характе­ристик (Резников, 1997, Резников, Нгуен НгокТхыонг. S999)

Функции этнической психоло1 ни. Этническая психология рас­крывается в трех взаимосвязанных функциях отражательной, ре­гулятивной и воспитательной (Резников, 1997)

Особенностью отражательной функции является то, что она вклю­чает в себя информационный аспект В этом плане в этнопсихологи­ческих особенностях отражаются своеобразные природно-климати­ческие условия, в которых происходило формирование и развитие этнической общности, исторические события и другие факторы

Регулятивная функция заключается в регламентировании раз­личных форм общения и поведения представителей этнической группы С содержательной стороны она представляет собой те нор­мы поведения и образа жизни, которые выработала этническая об­щность за время своего существования (Бобнева, 1978) Вследствие этого компоненты этнической психологии являются как бы алго­ритмами, предписывающими представителю рассматриваемой эт

320 _________________________________________________Глава?

нической общности вести себя согласно «общенациональным ка­нонам». Особенно четко прописано ролевое поведение представи­телей этноса в различных жизненных ситуациях. Отсюда следует необходимость изучения национальных норм и правил общения для прогнозирования поведения членов этнических групп.

Воспитательная функция — привитие населению черт, свой­ственных ее национальному характеру, общенациональным при­вычкам и т. д. Освоение правил и норм этнического поведения, формирование черт национального характера и т. д. происходит в процессе этнической социализации. За их воплощением в жизнь, оценкой (в случае отклонения от этнических норм) этническая общность, применяя позитивные и негативные санкции, осуще­ствляет социальный контроль.

Структура этнопсихологических характеристик народа. Исследова­ние структуры этнопсихологических явлении находит свое отра­жение в работах отечественных и зарубежных исследователей. Для выделения структурных компонентов используются различные принципы: динамичности и осознанности (Горячева, 1965), пси­хологического способа переработки информации, ценностно-мо-тивационных подходов и т. д. (fnkelesA., Levinon D, 1965) Иног­да в структуру включаются разнопорядковые элементы, связь между которыми трудно прослеживается (например, поверья, вкусы, предрассудки, темперамент, самосознание и пр.).

Структуру этнопсихологических характеристик народа можно рассматривать как сложную динамическую и многоуровневую си­стему, компоненты которой логично и тонко связаны между собой; изменение одних опосредствованно влияет на другие.

К первому уровню можно отнести ценностные ориентации. Для разных этнических общностей они имеют различные доминантные профили. Ценностные ориентации включают в себя ценности, гос­подствующие в образе жизни большинства ее представителей. Они, как правило, наиболее осознанны и могут нести в себе определен­ную идеологическую нагрузку Их влияние на формирование пси­хологических характеристик народа довольно велико. Выделение этого уровня дает возможность исследователям соотнести катего­рии «классовое» (сословие, страта) и «этническое», показать место и роль влияния ценностей на формирование психологического об­лика народа Сказанное наглядно видно на примере России, когда социалистические ценности были заменены на рыночные и повли­яли на нижележащие уровни этнопсихологических характеристик народов, проживающих в нашей стране. К этому уровню относят-

Некоторые отрасли социальной психологии __________________________ 321

ся и моральные ценности народа, различное их понимание, толко­вание и отношение к ним. Второй уровень предполагает широкий спектр разнообразных отношений представителей этноса к различ­ным явлениям окружающего мира (отношения между собой, к представителям других народов, работе и пр.) Третий уровень охва­тывает компоненты, связанные со спецификой психических про­цессов и темперамента.

Выделение трех уровней в этнопсихологических характеристи­ках позволяет, во-первых, описать в системе психологические со­ставляющие и элементы каждого уровня, во-вторых, проанализи­ровать уровни как организованную целостность и, в-третьих, опре­делить место и роль каждого уровня в иерархической системе, ус­тановить взаимосвязи и взаимозависимости между ними. В этом плане нельзя не согласиться с Б. Ф. Ломовым, который писал, что «непонимание (или игнорирование) уровневого «строения» психи­ки приводит к упрошенной ее трактовке, к представлению о ней как некоторой аморфной, диффузной целостности, к смазыванию специфики различных психических явлений» (Ломов, 1984; 96).

Вместе с тем необходимо заметить, что взаимосвязи между уровнями этнопсихологических характеристик неоднозначны, ча­сто трудно прослеживаемы, характеризуются большой динамично­стью, что представляет огромные трудности для их исследования.

Наличие в структуре этнопсихологических особенностей на­рода трех, а не 4-5 уровней далеко не бесспорно. Судя по каче­ствам, которые исследователи выделяют в прикладных работах, в принципе, можно рассмотреть и четвертый уровень — психофи­зиологический. Например, Г. В. Старовойтова также придержива­лась этой позиции (Старовойтова, 1983).

Интересны и перспективны исследования ученых Института генетики РАН по определению биохимических маркеров генов у народов двух групп коми. Полученные результаты свидетельствуют об европеоидном (в основном) характере генофонда народов коми и дают возможность определить генетическое положение коми в системе народов Евразии (Шнейдер, Петришев, Лебедева, 1990). Таким образом, можно сказать, что, в принципе, существует и гене­тический уровень этнопсихологических характеристик народов

Описанный выше системный подход к структуре этнопсихологи­ческих характеристик ранее использовался в прикладных исследова­ниях по этносам из разных культур и положительно зарекомендовал себя. Вместе с тем он, естественно, требует дальнейших теоретических и эмпирических обоснований (Резников, 1999; Резников, Товуу, 2001). 11 Зак. 838




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.