Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная психология предпринимательства




Rr

322 __________________________________________________________ Глава 7

Субъекты этнопсихологических явлений. Носителями этнопсихоло­гических характеристик могут быть большие группы — этносы (мак­роподход), профессиональные, возрастные и другие группы (мезо-подход) и конкретные личности (микроподход) (Резников, 1999)

Большая группа как носитель этнопсихологических особенно­стей народа, в свою очередь, может быть разделена на составные группы. По мнению Л. Н. Гумилева, большие этнические общно­сти называются суперэтносами, включающими этносы, а послед­ние выделяют субэтносы, т. е. этнические группы, проживающие в различных регионах. Далее следуют конвиксии (различные слои в этнической общности) (Гумилев, 1994). Представляется, что данный подход может быть продуктивным в прикладных исследо­ваниях по национальной психологии, так как этнопсихологичес­кие характеристики различных групп у некоторых народов варьи­руются в достаточно широком диапазоне.

Западные и восточные этносы различаются по следующим основ­ным психологическим характеристикам: индивидуализм—коллекти­визм (в западных культурах преобладает индивидуализм, а в восточ­ных коллективизм); низкая и высокая контекстуальная коммуника­ция (большинство азиагских народов относятся к высококонтексту­альным, а западные — к низкоконтекстуальным); низкий — высокий уровень избежания неопределенности (у западных этносов — низкий уровень, а у восточных — высокий); властная дистанция (у восточных народов — высокий уровень, а у западных — низкий) и маскулин­ность—фемининность (к примеру, в США и Германии низкий уро­вень маскулинности, а в Японии — высокий) (Hofstede, 1983; Gudy-kunst, Ting-Toomey, Chiia. 1988; Hofstede, 1991;Triandis, 1995).

Малая группа путем поощрения и наказания формирует у пред­ставителей своего этноса модели установления межличностных, а также ин- и аутгрупповых контактов в различных ситуациях обще­ния с членами разных социальных, профессиональных, нацио­нальных и иных групп. Психологические характеристики различ­ных групп русского населения интересно рассмотрены В.В. Кочет-ковым (Кочетков, 1998). Идиосинкразический кредит (кредит дове­рия) к руководителям в разных этносах различается (в восточных выше, чем в западных). Зависит от этнической культуры и стиль уп­равления на производстве (в западных этносах преобладает инстру­ментальный, в восточных — эмоционально-межличностный). Име­ет этнопсихологическую специфику и процесс принятия решений (на Востоке — более авторитарным, а на Западе — более демократи­ческий).

Некоторые отрасли социальной психологии _____________________323

В личности наиболее ярко проявляются этнопсихологические ха­рактеристики Наиболее исследованными проблемами в России яв­ляются этническая социализация (этнизация) личности, этническое самосознание, этническая идентификация и психологический ас­пект миграций. Этнизаиия активно осуществляется в детские годы; она заключается в освоении и воспроизведении национального об­раза жизни, в котором личность находится. Этническая социализа­ция подростка в разных культурах изложена в совместной работе Е П Белинской и Т.Г. Стефаненко (Белинская, Сгефаненко, 2000).

Этническое (национальное) самосознание — это осознание наро­дом себя как этнической общности, выделение из окружающего мира и оценка в нем своего места. В личности этническое само­сознание связано с этническим самоопределением По мнению В.Ю Хотинец, этническое самосознание представляет собой отно­сительно устойчивую систему осознанных представлений и оценок, реально существующих этнодифференцируюших и этноинтегриру-ющих компонентов жизнедеятельности этноса (Хотинец, 2000). Эт­ническая идентификация подразумевает процесс отождествления личности с национальной общностью, к которой она принадлежит Данный процесс может быть осознаваемым и мало осознаваемым. Обычно этническая идентификация сопровождается эмоциональ­ными переживаниями. Данный феномен рассматривается как меха­низм формирования этнического самосознания

При рассмотрении личности как носителя этнопсихологичес­ких характеристик рассматриваются проблемы формирования имплицитной структуры личности, социально-психологической наблюдательности, стиля общения и ее локуса контроля в разных наиион&чьных общностях

По-разному оценивается в этносах хронологический возраст ее представителей Проявление активности и сензитивности по-разному проявляется и поддерживается представителями этни­ческих общностей (особенно это относится к ролевому поведе­нию мужчин и женщин)

Этнопсихологические особенности общения. Этническое общение можно рассматривать как многоаспектное, многомерное и много­уровневое системное явление. На социальном уровне оно являет­ся институционализированным и может быть отнесено к обще­ственным отношениям В связи с этим этническое общение име­ет разные аспекты правовые (межгосударственные и внутригосу­дарственные), политические, моральные, экономические, соци­альные и т. д На социально-психологическом уровне этнического И*

324_________________________________________________ Глава 7

общения можно выделить перцептивную, коммуникативную и интерактивную стороны (Резников, 1999).

В межличностном восприятии (познании) срабатывает меха­низм этноцентризгяа, который обусловливает восприятие партне­ра по общению через призму своего этнического бытия. В случае, если воспринимаемый принадлежит к собственной общности (ингруппе), оценка, как правило, завышается. И наоборот, если воспринимаемый принадлежит к другой общности (аутгруппе), его оценка может снижаться. Этноцентризм обусловливает часто полярную оценку ин- и аутгруппы (Левкович, Андрушак, 1995).

При недостаточном знакомстве представителя одного этноса с представителем другого этноса срабатывает механизм стереоти-пизации, т е. осуществляется приписывание воспринимаемому человеку психологических характеристик его этноса (особенно в тех случаях, если воспринимаемого хорошо не знают).

Функционирование систем психического отражения (акусти­ческой, оптической, тактильно-кинестетической и ольфакторной системе обоняния) в разных этнических общностях обусловливает своеобразие восприятия человека человеком во внутри- и межэт­ническом общении (в одних культурах внимание обращают на речь, в других — на экспрессию, в третьих — на запахи и т. д)

Этнопсихологическое своеобразие сказывается в коммуникатив­ном аспекте общения. Этническое своеобразие заключается в манере излагать информацию (емко и быстро — по-западному, не спеша и витиевато — по-восточному), в использовании невербальных средств общения (пара- и экстралингвистических), предпочтении методов психологического воздействия и т. д По-разному оценивают предста­вители Латинской и Северной Америки, европейских и азиатских на­родов время, отведенное на решение деловых вопросов Известна роль проксемики при установлении межэтнических контактов.

Этническая специфика просматривается и во взаимодействии В процессе исторического развития этническая общность вырабатыва­ет определенные принципы и правила сотрудничества и разрешения конфликтов. К сожалению, в отечественной литературе данный воп­рос почти не исследован. Из зарубежных подходов интересна пози­ция, рассматривающая взаимодействие как обмен ресурсами. Дан­ный феномен характеризуется тремя измерениями: партикуляризм — универсализм в обмене ресурсами; конкретность - абстрактность ресурсов и процесс передачи — получения ресурсов.

Коллективистским общностям присущ общецелевой обмен (типичность любой общающейся диады и интеракции для всех

Некоторые отрасли социальной психологии _____________________325

представителей данного этноса), а индивидуалистским общнос­тям свойственен иелеспеиифический обмен (уникальность обща­ющейся диады и интеракции по сравнению с другими взаимодей­ствующими в данном этносе).

В маскулинных культурах акцент делается на обмене глубин­ными ценностями, связанными с конкретными материальными ресурсами, в то время как в фемининных культурах уделяется вни­мание обмену ценностями, связанными с эмоциями и информа­цией (воспитание и качество жизни).

Представители низкоконтекстуальных общностей (например, в США) ценят строгую логику, ясное изложение вербальной ин­формации, индивидуализацию невербального поведения, инди­видуалистскую интеракцию (вплоть до отклоняющейся стратегии взаимодействия). Члены высококонтекстуальных общностей (к примеру, Япония) ценят витиеватую логику, неявное изложение информации, невербальную информацию, соответствующую си­туации взаимодействия. В целом при обмене ресурсов они дей­ствуют в непрямом стиле получения и отклонения (Gudykunst, Tim-Toomy, Chua, 1988).

Разрешение конфликтов в различных этносах осуществляется по разным алгоритмам (с привлечением посредников или без них, с высоким уровнем эмоциональной вовлеченности или с низким и пр.). При этом этнопсихологический подход к конфликтам про­сматривается не только на межличностном, но и на межгосудар­ственном уровне. В этом плане представляют ценность результа­ты исследования Г. У. Солдатовой «Психология межэтнической напряженности» и «Социальные конфликты в современной Рос­сии» (Солдатова, 1998; Социальные конфликты в современной России, 1999).

Межличностные отношения. В этнических общностях межлич­ностные отношения имеют различное содержание, которое про­является в характерной для данной группы форме. Как показыва­ют результаты эмпирических исследований в США, своеобразие межличностных отношений обусловливается этническим проис­хождением конкретного американца.

Кросскультурные исследования свидетельствуют, что пред­ставители коллективистских общностей относительно легче фор­мируют межличностные отношения с членами одноименных групп, чем с представителями индивидуалистских общностей. В таких этносах культивируется формирование межличностных от­ношений с родственными связями.

326_________________________________________________Ршва 7-

Самораскрываемость в межличностных отношениях обуслов­ливается принадлежностью к коллективистской или индивидуа­листской культуре (например, североамериканцы более охотно раскрываются, чем японцы). Представляет интерес проблема ат­тракции среди разных этносов

Проведение прикладных исследований по этнической психологии оп­ределяется запросами общества, экономическими и финансовы­ми возможностями страны, теоретико-методологическим уров­нем исследованности этнопсихологических проблем, разработан­ностью программ проведения прикладных изысканий, опытом проведения подобных исследований в стране и наличием научных кадров, способных осуществить такие работы.

Эмпирические исследования основываются на принципах де­терминизма, единства сознания и деятельности, развития психи­ки в деятельности, системности и сопоставимости. Принцип со­поставимости четко прослеживается в кросскультурных исследо­ваниях (психологические особенности одного этноса сравнивают­ся с психологическими характеристиками другого народа).

Эмпирические исследования по различным аспектам этничес­кой психологии проводятся в Институте психологии РАН (Клое-ва, 1985; Науменко, 1992; Шихирев, 1993; Левкович, Андрушак, 1995; Резников, 1999; Ключникова, 2001), Институте этнологии и антропологии РАН (Лебедева, 1993, 1995, 1998; Дробижева, 1996; Солдатова, 1998), МГУ (Стефаненко, Шлягина, Ениколопов, 1993; Стефаненко, 1986, 1999) и Российской академии государ­ственных служащих {Кокорев, 1992; Фетисов, 1995; Набиев, 1995).

Особое место занимают прикладные комплексные исследова­ния военных психологов по этнопсихологическим особенностям личного состава зарубежных армий (Феденко, Луганский, 1966, Луганский, 1968), в которых раскрываются психологические ха­рактеристики населения и показывается их влияние на боеготов­ность личного состава армий.

Проведение прикладных исследований по этнической психо­логии чаше всего определяется практическими запросами госу­дарственных организаций.

В 1992 г. в Институте молодежи вышла из печати «Этнопсихоло­гия» в двух частях (Крысько, Деркач (Ч. 1); Деркач, Крысько, Саракуев (Ч. 2), 1992). 8 последней работе даются краткие характеристики на­родов России, ближнего и дальнего зарубежья. Описание психологи­ческого облика зарубежных этносов освещается в книгах Сухаревых (В. А Сухарев, М. В. Сухарев, 1997) и С. Д. Льюиса (Льюис, 1999).

Некоторые отрасли социальной психологии __________________________ 327

Эмпирические исследования по этнической психологии в Рос­сии почти исчерпываются названными выше работами. Ограниче­ния на их проведение в прошлом были связаны с идеологическим запретом, а после 1991 г. — с отсутствием финансовых возможностей. Вместе с тем были выполнены интересные исследования Н. М. Лебе­девой «Новая русская диаспора» (1995 г.), Г. У. Солдатовой «Пси­хология межэтнической напряженности» (1998 г.), «Социальная и культурная дистанция* (под редакцией Л. М. Дробижевой, 1998 г.) и проведена 1-я Этнопсихологическая конференция секцией этни­ческой психологии при Российском психологическом обществе в октябре 1997 г. (Этническая психология и общество, 1997).

Позитивным явлением в этнической психологии является публикация авторских методик по различным аспектам этнопси­хологических явлений (Стефаненко, Шлягниа, Еникополов, 1993; Левкович, 1992; Кочетков, 1998; Солдатова, 1998).

В связи с социально-экономическими преобразованиями в России, у нас стала развиваться экономическая этническая психо­логия. Предметом ее исследования является проявление этнопси­хологических характеристик в экономической сфере деятельнос­ти (Льюис, 1999; Шихирев, 2001).

Как видно из изложенного, исследований по теоретическим и прикладным проблемам этнической психологии в России, к сожа­лению, не очень много, и они представляют мозаичную картину. За рубежом количество публикаций составляет более 10 тысяч; из­даны фундаментальные справочники (например, по проблемам кросскультурной психологии, подготовки личности к межкуль­турному общению).

Перспективными теоретическими проблемами этнической психологии являются природа, функции и структура этнопсихо­логии, психологические аспекты миграции народов, этнопсихо­логические характеристики различных этносов (проживающих как в России, так и за рубежом) и др.

Контрольные вопросы и задания

1. Объясните основные понятия этнической психологии.

2. Расскажите историю развития этнопсихологической науки.

3. Поясните, какие факторы формируют этнопсихологические особенно­сти народа.

4. Прокомментируйте, зачем надо знать функции этнопсихологических явлений.

328 __________________________________________________________ Гиава7

5 Объясните, какова структура этнопсихологических характеристик

6 Ответьте на вопрос, кто может быть субъектом этнопсихологические явлений

7 Назовите основные характеристики межэтнического общения и пояс­ните, как их надо учитывать при взаимодействии

8 Охарактеризуйте перспективные теоретические и прикладные пробле­мы по этническом психологии для дальнейшего исследования

9 Выделите, пожалста, у себя как у представителя этноса, к которому вы принадлежите, типичные характеристики своего народа

Литература

1 Агеев В С MexrpvnnoBoe взаимодействие социально-психологичес­кие проблемы — М, 1990

2 Белинская Е П, Стефаненко Т Г Этническая социализация подрост ка Москва-Воронеж 2000

3 Бобнева М И Социальные нормы и регуляция поведения — М. 1978

4 Будилова Е А Социально-психологические проблемы в русской науке М, 1983

5 Вунат В Проблемы психологии народов СПб 2001

6 Гаджиев А X Проб1смы марксистской этнической психологии Рос­тов-на-Дону 1982

7 Горячева А И О некоторых категориях социальной психологии // Пробчемы общественной психотогии М, 1965 с 186-234

8 Горячева А И, Макаров М Г Общественная психология философс­кие и социально-психологические характеристики Л, 1979

9 ГумщевЛ Н Конец и вновь начало М 1994

10 Деркач А А, Крысъко В Г. Саракуев Э Л Этнопсихология Ч 2 Приншшы и методы построения этнопсихологического иссчедования М, 1992

11 Динамика соииально-психочогических яЕпеиий в изменяющемся об­ществе/Отв ред А Л Журавтев М, 1996

12 ДробижеваЛ М Национализм, этническое самосознание и конфчик-ты в трансформирующемся обществе // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации в начале 1990-х гг М, 1996

13 Знаков В В Психология понимания правды СПб, 1999

14 Кон ИСК проблеме национального характера // История и психоло­гия М, 1971 С 122-158

15 Королеве И Вопросы этнопсихочогии в р.йотах зарубежных авторов М 1970

16 КоролевС И Психологическая ориентация в этнопсихологии Меха­низмы субъекгипации // Психологические механизмы регуляции соци­ального поведения М. 1979 С 20-43

17 Кочетков В В Психология межкультурныч раличии Саратов, 1998

18 Крысько В Г Деркач А А Этнопсихология Ч 1 Теория и методоло­гия М, 1992

19 Кцоева Г У Методы изучения этнических стереотипов// Социальная психология и общественная практика М, 1985 С 225-231

20 Ле Бон Г Психология народов и масс СПб, 1995

21 Лебедева Н М Социальная психология этнических миграции М, 1993

Некоторые отрасли социальной психологии __________________________ 329

22. Лебедева Н. М. Новая русская диаспора. Социально-психологический анализ М., 1995

23. Левкович В.П. Социально-псичолошческая диагностика супружеских отношений. Учебно-методическое пособие. М, 1998.

24. Левкович В. П., Андрущак И Б Этнонентризм как социально-психо­логический феномен // Психологический журнал. 1995. № 2. С. 70-81.

25. Луганский Н И Влияние нлционально-психологическш особенностей населения ФРГ на морально-политические качества личного состава бундесвера Дисс. на соискание степени канд. пед. наук, М.: ВПА. 1968

26. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М, 1974

27. Льюис Р Д Деловые культуры в международном бизнесе М., 1999.

28. Набиев М.М. Национально-психологические особенности таджиков и специфика их проявления в этническом общении Автореф. дисс. на соискание степени канд. пскхол. наук. М., 1995.

29 Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М,1979.

30. Резников Е.Н. Этническая психология // Современная психология / Отв. ред В. Н.Дружинин. М., 1999 С 571-577.

31. Резников Е.Н., Нгуен НгокТхыонг Изменение социально-психологи­ческих особенностей малых народностей Северного Вьетнама в новых социально-экономических условиях // Социальная психология эконо­мического поведения. М, 1999. С. 208-216.

32 Резников Е Н., Товуу Н О Этнопсихологические характеристики на­рода тыва. теория и практика. М., 2001.

33. Саракуев Э. А., Крысько В. Г. Введение в этнопсихологию. М.. 1996

34. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

35. Социальная и культурная дистанция Опыт многонациональной Рос­сии/Отв. ред.Л.М. Дробижева. М., 1998.

36 Социальная психология и общественная практика / Отв ред Е В Шо-ро\ова, В. П. Левтавич. М., 1985.

37. Социально-психологические исследования межнациональных отноше­ний / Отв. ред. П. Н. Шихирев М.,1993.

38. Социальные конфликты в современной России. М., 1999.

39. Старовойтова Г. М. О предметной области этнопсихологии // Советс­кая этнография. 1983. № 3

40 Стефаненко Т Г. Этнопсихология М, 1999

41. Стефаненко Т. Г, ШлягинаЕ. И., ЕниколоповС. Н. Методы этнопси­хологического исследования М ■ МГУ, 1993.

42. Стефаненко Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптими­зации // Введение в практическую социальную психологию. М, 1966.

43. Сухарев В., Сухарев М Психология народов и наций. М., 1997.

44. Товуу Н О. Психологические характеристики семьи этноса тыва. М, 2001."

45. Феиенко Н.Ф., Луганский Н И О некоторых национально-психологи-ческих особенностях населения и личного состава армий империалис­тических государств М., 1996

46. Фетисов И.В. Особенности национальной психологии испанцев Авто­реф. дисс на соискание степени канд. психол. наук. М., Е 995

47. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание СПб, 2000

48. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. Минск, 1996

49. Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М., 2001.

330 __________________________________________________________ Глава 7

50. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. М., 1989. С. 475-574.

51. Шнейдер Ю. В., Петрищев В. Н, Лебедева И. А. Биохимические мар­керы генов у народов коми// Генетика. 1990. Т. 26. № 5. С. 11O2-IIO9.

52. Этнопсихологический словарь М., 1999

53. Albert R.D. The intercuUural sensitizer or cultural assimilator: A cognitive approach// Handbook of interpleural training. Vol. 2. N.J., 1983. P 136-149.

54. Benedict R. Patterns of culture. Boston, 1934.

55. Berry J.W. Ecology, cultural adaptation and psychological differentiation; traditional patterning and acculturative stress // Cross-cultural perspective on learning. N.J., 1975. P. 156-163.

56. Berry J, Poortinga Y, Segall V., Dasen P, Cross-cultural psychology: Research and applications. Cambridge, 1992.

57. Bogardus E.S. Measuring social distance //Journal of applied sociology. 1925. Vol. 9. P. 299-309.

58. Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in contact. Studies in cross-cultural interaction Oxford, 1982. P 235-242.

59. Brislin R.W., Cushner K., Cherrie C, Yong M. tntercultural research. A practical guide. Calif.1 Newbury Park, 1989.

60. Dun'ker H.CJ, Fnjda H.Y. National character and national stereotypes: A trend report prepared for the international umon of scientific psychology. Amsterdam, 1960.

61. GorerG. The concept of national character// Science news. 1950. № 18. P. 105-123.

62. Gudykunst W.B., Ting-Toomey S.. Chua E. Culture and interpersonal communication Newbury Park, 19S8

63. Handbook of iniercultural training. N.J., S983. Vol. 1-3.

64. HcllpachW Der Deutsche character. Bonn, 1954

65. HofFstauerP. Gaippendynamjkieknticderrntfasenpsychologie. Hambuijt, 1957.

66. Hofstede G. Culture's Consequences- International differences in work related value. Beverly Hills, 1980.

67. Hofstede G. Dimensions of national cultures in fifty countries and three regions // Explications in cross-cultural psychology / Deregowski J., Dzusrawiec S., Annis R. Ltssc, Netherlands. 1983.

68. Hofstede G. Cultures and organisations: Soft ware of the mind London, 1991.

69. Inkeles A., Levinson D. National character: The study of model personality and sociocultural systems // The handbook of social psychology in five volumes/ LindseyG. and Aionson E. Reading (Mass.), 1969. Vol. IV, P. 418-492.

70. Kardiner A. The individual and its society. With a forward and two ethnological reports by R. Linton N Y. 1939.

71. Kim Y.Y. Communication and cross-cultural adaptation. Philadelphia, 1988

72. Linton R. The cultural background of personality. N.Y.. 1945.

73. Lonncr W., Berry J.W. Field methods in cross-cultural research. Newbury Park, Cahf., 1989.

74. Mead M. The study of national character // Policy sciences Recent development in scope and method / D. Lernerand H.D Lasswell. Stanlord University Press, 1951. H. 70-85.

75. Oberg K. Culture Shock: Adjustment to new cultural environments // Practical Anthropology 1960, Vol. 7 P 145-157

76. Tnandis H.C Cultural training, cognitive complexity and interpersonal on learning. N.Y, 1975

Некоторые отрасли социальной психологии _________________331




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.