Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научный стиль




В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе.

Рекомендуемая литература

Обязательная литература

Культура русской речи / Отв. ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М., 2000.

Скворцов Л.И. Культура русской речи. – М., 2006.

Дополнительная литература

Человек в русской диалектной фразеологии. – М., 2004.

Зимин В.И., Спирин А.С.Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный словарь. – М., 1996.

Словарь синонимов русского языка / Горбачевич К.С. – М., 2009.


Тема 3. Стили речи

 

Современный русский литературный язык, как и другие мировые языки, отличается стилистическим многообразием. Традиционно выделяют книжные стили и разговорный стиль.

Научный стиль занимает особое место среди книжных стилей. Главная функция научного стиля – информативная, т.е. хранение и передача информации. Тексты научного стиля, в основном, имеют монологический характер.

 

Лексика научного стиля делится на три группы:

· общеупотребительная;

· общенаучная (исследовать, дисперсия, эксперимент, модификация, модуль);

· узкоспециальная, включающая в себя термины, относящиеся к конкретной науке (синхрофазотрон, кварк, глюон, фонема, лингвокультурема).

Определенная часть терминологии, благодаря средствам массовой информации, школьному обучению и научно-популярной литературе, становится общеизвестной, и таким образом происходит деспециализация терминов (апоптоз, модуль, нанотехнологии). Переход терминов в другие стили считается одним из ведущих факторов интеллектуализации литературного языка.

 

Среди терминов выделяют ориентирующие термины, внутренняя форма которых подсказывает значение: электромагнитные волны (фотоны), языкознание (лингвистика), электромагнитный заряд, магнитное поле, гравитационное линзирование.

По мнению американского физика Ф. Роллера, термин должен более или менее объяснять себя. Этому требованию не удовлетворяют иноязычные термины, с трудом запоминаемые, что является одним из источников терминологического пуризма – стремления к изгнанию иноязычных терминов.

В.И. Даль тоже не остался в стороне от терминологического пуризма. Он предлагал заменить некоторые иноязычные слова русскими эквивалентами: гимнастика – ловкосилие, автомат – самосдвиг. Задолго до него Н.В. Гоголь предложил слово звездонаблюдалище вместо обсерватория, любословие вместо филология.

Для научного стиля характерен отказ от экспрессивно-эмоциональной лексики, так как в научной речи важна точность и однозначность словоупотребления.

Научная проза содержит не меньше фразеологических единиц, чем разговорный или публицистический стили: рациональное зерно, ключ к решению проблемы, удельный вес, фундамент развития, поворотный пункт в истории. Фразеологические единицы в научном стиле речи возникают на основе метафоризации.

 

В области морфологии научного стиля отмечается:

· количественное преобладание имен, широкое использование причастий и деепричастий;

· активное употребление производных предлогов:
в связи с, в течение, в соответствии с, в зависимости от, благодаря, вследствие;

· большая частотность глаголов несовершенного вида, т.к. преобладающими типами речи в научных текстах являются описание и рассуждение.

Синтаксис научного стиля речи отличается ярким своеобразием:

· фразы строятся по определенным лексико-синтаксическим моделям: что представляет собой что; что состоит из чего; что заключается в чем и т.п.;

· широко используются описательные предикаты, что подтверждает номинативный характер научного стиля: колебаться – совершать колебания; решать – принимать решение; исследовать – проводить исследование;

· отсутствуют неполные предложения, что соответствует полноструктурности текста; широко используются союзы и скрепы для связи внутри предложений и в сверхфразовых единствах, сложные и осложненные предложения;

· присутствует большое количество безличных и неопределенно-личных предложений;

· преобладают сложноподчиненные предложения с причинно-следственным значением;

· не употребляются вставные и присоединительные конструкции;

· обязателен прямой порядок слов (тема – рема).

Структура научного текстаимеет особую композицию:

· для более легкого восприятия текст обязательно членится на обозримые части: разделы, главы, параграфы;

· четко выделяются абзацы, которые объединяют несколько предложений в сверхфразовые единства, помогающие подчеркнуть логическую последовательность;

· ход логических рассуждений обязательно комментируется;

· пояснения в научной речи часто оформляются с помощью риторического вопроса, на который тут же дается ответ. Это так называемый вопросо-ответный тип рассуждения.

 

Существенный признак научного стиля – стереотипность, которая дает возможность построить из блоков текст или фразу по определенной схеме, а также способствует ускорению процесса понимания текста при наличии предсказуемости.

 

Основным источником получения научной информацииявляется чтение.

Техника чтения в значительной степени определяет качество интеллектуальной деятельности человека. По данным
ЮНЕСКО, только 10 % населения Земли адекватно понимает содержание прочитанного текста.

Согласно опросам ВЦИОМ, 35% россиян вообще не читают книг, ежедневно читают книги только 22%. 43% книжного выбора составляют «милицейские» детективы, 26% – фантастика и фэнтези и только 11% – поэзия. Россия, некогда самая читающая страна мира, перестала читать.

Сотрудники Института возрастной физиологии РАН свидетельствуют, что ученики 3-4 классов иногда читают по слогам. Родители не приучают детей к книгам. Только 10% родителей регулярно читают дошкольникам книги. Современные школьники


практически потеряли навыки элементарного пересказа прочитанного текста.

Существует несколько видов чтения.

 

Наиболее распространенный вид – изучающее чтение. Это довольно медленное чтение со скоростью 60 слов в минуту. При изучающем чтении предпочтительно чтение вслух: так текст легче запоминается.

Другим видом чтения является ознакомительное чтение. Это, как правило, «чтение про себя» со скоростью 150-200 слов в минуту (для сравнения: скорость говорения составляет 120 слов в минуту). Процент активного понимания составляет 65-75% от прочитанного. Цель такого вида чтения – отделить новое от известного, выделить ключевые слова.

Известно также просмотровое чтение – самый быстрый вид чтения. Скорость такого чтения достигает 500 слов в минуту, а понимание – 25%. Цель просмотрового чтения – выяснить степень собственной заинтересованности в более тщательном и подробном ознакомлении с источником.

Надо отметить, что с развитием компьютерных технологий все большее распространение получает поисковое чтение. Этот вид очень актуален для научно-исследовательской работы, но раннее знакомство с данным видом чтения, по мнению психолингвистов, ослабляет тягу к чтению художественной литературы, потому что ребенок теряет способность долго концентрироваться на одном сюжете.

Зрелый чтец владеет всеми видами чтения и свободно переходит от одного вида к другому по мере необходимости.

Подготовленный чтец адекватно понимает текст, может изложить его в устной форме, т.е. пересказать, выделив главное и второстепенное, разделить текст на части. Скорость его чтения соответствует поставленной задаче. Плохо подготовленный чтец избегает самого процесса.

Чтение научного текста требует особенно пристального внимания. Считается, что ученый должен уметь читать текст со скоростью 800 и более слов в минуту. Такая скорость обеспечивается стереотипностью научного текста.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1075; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.