Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В левом столбце указаны основные методы сбора социологической информации. В правом столбце необходимо указать разновидности каждого из методов 1 страница




Определите, разновидностью какого из перечисленных видов социологических исследований является панельное исследование

Какой из методов анализа документов обеспечивает высокую степень точности при большом объеме материала?

Верно ли, что наблюдение может быть линейным или параллельным?

Да

нет

16. Вставьте пропущенное слово:

Смещение выборки– это _________________ структуры выборки от реальной структуры генеральной совокупности.

 

Традиционный

Лингвистический

Контент-анализ

18. Закончите фразу: социологическая информация считается надежной, если она

 

_______________________________________________________________.

 

 

аналитическое

описательное

когортное

повторное

разведывательное

 

Опрос    
Наблюдение    
Анализ документов  
Эксперимент    

 

Ответы (ключи) к тестам:

1 – Б; 2 – разведывательное, описательное, аналитическое; 3 – 1Б, 2В, 3А; 4 – В; 5 – 1Е, 2А, 3Б, 4Д, 5В, 6Г; 6 – В; 7 – В; 8 – А; 9 – Б; 10-Б;11 – к методологическому; 12 – А, В, Г, Д; 13 – А, В, Д; 14-А, В, Д, Ж; 15-нет; 16-отклонение; 17-контент-анализ; 18-обоснована, точна, правильна; 19-повторное; 20 – устный, письменный, экспертный, социометрический; включенное, невключенное, структурированное, неструктурированное; традиционный, контент-анализ; полевой, лабораторный, линейный,параллельный.

 

СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА

 

План

 

1. Сущность общества. Причины его возникновения, признаки.

2. Системный подход как способ познания общества.

3. Прогресс общества.

4. Типология общества.

 

Проблема общества в социологии является одной из самых трудных. Как заметил Э.Гидденс, «несмотря на то, что термин «общество» постоянно фигурирует в рассуждениях социологов, он по большей мере остается неисследованным». Причина этого заключается в необычайной сложности такого социального образования как общество.

Цель лекции - определить качественную специфику общества, отличающую его от всех других социальных образований, а также уметь объяснить принципы его формирования.

Социологическая мысль постоянно пыталась познать, осмыслить сущность, основные способы функционирования, характерные особенности общества как социального феномена. Так античные философы, в частности Аристотель, Платон, отождествляли общество с государством. В средневековье была распространена мысль о том, что общество возникло вследствие договоренности человека с Богом. В новое время была распространена идея общественного договора между людьми, в результате которого переход человека от естественного к общественному состоянию связан с возникновением государства, хотя некоторые философы (Д.Дидро) считали, что жизнь людей всегда была общественной.

Качественно новое понимание категории «общество» предложила социология в середине XIX – в начале ХХ вв. Так О.Конт и Г.Спенсер считали его динамическим образованием, которое, как и каждый живой организм, пребывает в постоянном развитии, проявляя способность к саморегулированию. Для М.Вебера общество – это взаимодействия людей, которые являются продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий. Г.Тард понимал общество как продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу убеждений, стремлений. Согласно К.Марксу, общество – это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей, взаимодействий и отношений между людьми, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, поддерживаемая силой политических, моральных, духовных социальных институтов, обычаев, традиций, норм. По Марксу общество – это живой организм, сущностью которого есть зависимость всех социальных подсистем от экономической; это совокупность отношений между людьми, которые формируются и исторически развиваются в процессе совместной деятельности.

Общество является высокоабстрактной категорией, сложным социальным феноменом, что обусловило разные его толкования. В социологической науке термин «общество» рассматривается в широком и узком значениях.

В широком смысле общество – совокупность отношений и связей между людьми, всех способов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически, имеют общую территорию, общие культурные ценности, и социальные нормы, характеризуются социокультурной идентичностью ее членов.

В узком смысле – это исторически конкретный тип того или иного общества (например, буржуазное общество), и даже отдельного региона или страны (украинское общество) с его историческими, экономическими, культурными особенностями.

Общество – целостное социальное образование. Сложный вид организации социальной жизни. Оно включает все многообразие социальных взаимодействий, все институты и общности, локализованные в рамках конкретных государственно-территориальных границ.

Разнообразие ракурсов рассмотрения делает невыполнимой задачу выработки единого определения общества. Поэтому нам представляется оптимальным системное определение Р.Кенига. Согласному этому определению под обществом понимается:

1) конкретный тип образа жизни;

2) образованные народами конкретные социальные единства;

3) основанные на договорах экономические и идейные объединения;

4) целостное общество, т.е. совокупность индивидов и групп;

5) исторически конкретный тип общества;

6) социальная реальность – взаимоотношения индивидов и основанные на этих отношениях структуры и социальные процессы.

Разными являются взгляды на причины и процесс возникновения общества, которые сводятся к следующим концепциям:

Инструментальная концепция. Согласно ей главным фактором, обуславливающим возникновение общества, является формирование сознания, благодаря которому человек начал использовать орудия труда (сначала примитивные, затем более совершенные) для удовлетворения собственных потребностей. Используя орудия труда, человек научился трудиться. Это обусловило функциональное деление родовой общины, разделение труда, что в свою очередь способствовало возникновению экономических отличий между людьми и родственными группами. Появилась и начала развиваться социальная организация.

Сексуальная концепция. Сторонники ее считают, что главным фактором зарождения общества является возникновение семьи, норм, которые регулируют сексуальные и другие отношения в социальном образовании, способствовали планированию хозяйственной жизни. Постоянное развитие регулирующих норм стимулировало эволюцию общин, обусловив со временем возникновение социальной организации.

Кратическая (греч. kratos – сила, власть) концепция. Согласно с ее постулатами сила и разум распределены между людьми неравномерно. Вместе с естественной экспансивностью (жадностью) преимущества отдельных людей по определенным критериям (физическая сила, наблюдательность, ловкость) дают им возможность занять выгодные позиции, захватить лучшую еду, сексуального партнера и т.д. Научившись господствовать, лидеры начали утверждать систему правил почитания вождя, передачи власти, распределения привилегий среди остальных членов группирования. Нормы, которые обеспечивают отношения неравенства, становятся основными для социальной организации. Элита использует власть как способ влияния на массы и присвоения ресурсов, создаваемых общиной, обеспечивая в то же время ее дальнейшее развитие.

Гендерная концепция. Основана на анализе распределения социальных ролей между лицами женского и мужского пола. Поскольку женщина владеет биологической монополией на воспроизведение рода ее роль и воля в общине наиболее значима. Соответственно значимость мужчины намного меньше, его роль сведена к обслуживанию процесса воспроизводства. По социальной роли женщины незаменимы в большей степени, чем мужчины. Неудовлетворенные своим положением, мужчины создают искусственную противоположность женской «монополии воспроизводства» в форме мужской «монополии на установление порядка». А когда они начали договариваться о распределении женщин, возникла социальная организация.

Семантическая концепция. Стержнем ее является признание физической, психологической, умственной слабости человека как биологического существа. В связи с биологической уязвимостью закон выживания заставляет людей объединить усилия, т.е. создать коллективную организацию, которая осуществляет координацию, дифференциацию и комбинирование их функций. Все это требует предварительной договоренности, что возможно только с развитием общения, использование речи как его инструмента. Создавая символы и значения, договариваясь о правилах их толкования, активно используя язык, люди формируют организованный мир коммуникации, которая опосредует их материальную деятельность. Вследствие этих процессов возникает система упорядоченных коллективных взаимодействий, формируется общество.

Таким образом, можно выделить пять основных групп факторов, органически самостоятельных и в то же время взаимодополняющих друг друга, которые обуславливают возникновение человеческого общества: формирование сознания, труд, возникновение речи, способствующей общению, появление семьи, распределение социальных ролей между мужчинами и женщинами.

Признаки общества – это устойчивые черты, характеристики, которые позволяют отличать общество как целостное социальное образование от всех других (от социальной реальности, социальных отношений, институтов, общностей, культуры).

Общество характеризуется следующими признаками:

1) Территория, на которой происходит консолидация социальных связей. В современных условиях с развитием средств коммуникации социальные связи выходят за пределы территориально-государственных образований. Туризм, деловое сотрудничество, международные контакты размывают очаговый характер социальных взаимодействий. Так, например, Н.Луман говорит об одном единственном обществе, основу которому составляют коммуникативные процессы. «Понятие территориальных границ становится излишним, и тем самым излишне предположение о многообразии региональных обществ». Однако большинство социологов по-прежнему считают возможным рассматривать общество как способ организации социальной жизни, локализованной на определенной территории. Даже на уровне обыденного сознания общества воспринимаются именно как разделенные по территориально-государственным границам (украинское, российское и т.д.), имея в виду конкретные виды социальных образований, сложившиеся в определенном месте планеты.

2) Универсальность, т.е. его всеобъемлющий, разносторонний характер. Общество включает в себя все многообразие социальных связей, отношений, все социальные институты и общности, сложившиеся в рамках определенного территориального пространства. Благодаря своей универсальности общество может создать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставить последним широкие возможности для самоутверждения и самореализации. Только в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, зная что всегда сможет удовлетворить свои потребности в пище и одежде; только в обществе он может приобрести необходимые навыки, познакомиться с достижениями культуры, науки и т.д. Иными словами, общество обладает той универсальностью, которая позволяет индивиду выполнить свое основное предназначение - дать людям такие формы организации жизни, которые облегчат им достижение личных целей.

3) Автономность – способность существовать самостоятельно, что достигается за счет высоко уровня саморегуляции, обеспечивающей поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Это находит свое отражение в создании особых институтов, обеспечивающих координацию разнородных социальных образований, таких как мораль, право, государство, а также комплексных систем ценностной легитимации социального порядка – религиозных верований, идеологических доктрин. Благодаря саморегуляции обеспечивается самостоятельность общества независимо от его размера.

4) Интегративность. Проявляется, с одной стороны, в том, что обществу удается подчинить себе каждое новое поколение, включать индивидов в единый контекст социальной жизни, побуждать их воспроизводить в своих действиях его сложнейшую структуру. Люди, связанные с обществом невидимыми нитями общности языка, культуры, происхождения, сами тяготеют к нему, ибо оно предоставляет им возможность использовать привычные образцы поведения, следовать устоявшимся принципам, создает атмосферу духовного единства. С другой стороны, общество обладает внутренними механизмами не только поддержания ранее сложившихся структур, но и включения в сложившуюся ткань взаимосвязей новых социальных образований, создаваемых людьми в практической деятельности.

Американский социолог Э.Шилз в работе «Общество и общества: микросоциологический анализ» вычленяет ряд признаков, совокупность которых дает представление о том, что такое общество.

1. Социальная система является обществом только в том случае, если она не входит в качестве составной части в более крупное общество.

2. Браки заключаются между представителями данного объединения.

3. Оно пополняется за счет детей тех людей, которые уже являются признанными его представителями.

4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственностью.

5. Оно обладает собственной системой правления.

6. У него собственное название и собственная история.

7. У него имеется собственная система ценностей (традиции, обычаи, нормы, законы, правила), именуемая культурой.

8. Его существование должно превышать среднюю продолжительность жизни отдельного индивида.

Э.Шилз осознает, что многие из этих признаков в той или иной степени могут быть отнесены к определенным социальным образованиям: племенам, государствам и т.д. И поэтому он формулирует системообразующий признак общества: «Для того, чтобы быть обществом, социальная система должна обладать своим собственным внутренним «центром тяжести», т.е. она должна иметь свою собственную систему власти в рамках своих собственных границ, кроме того, она должна иметь свою собственную культуру». Упоминание о культуре как дополнительном факторе, определяющем существование общества, является важным в концепции Шилза, но все же культуре, как и другим формам социальности, присуще вторичное по отношению к власти значение. Э.Шилз подчеркивает, что те или иные «коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру».

Главным условием самосохранения общества является обязательное выполнение им нескольких функций. Во-первых, общество должно уметь адаптироваться к окружающей среде, реагировать на ее изменения. Однако приспособление не должно быть пассивным, поскольку для общества это может быть равносильно гибели.

Приспособление должно осуществляться на основе обратной связи, т.е. система должна обладать способностью мобилизовать внутренние ресурсы и самостоятельно воздействовать на окружающую среду. Для этого общество должно выполнять вторю функцию – целедостижение, которая уравновешивает функцию адаптации и заключается не в способности индивидов рационально формулировать определенные цели и задачи, а в наличии у любой системы объективной способности поддерживать свою целостность, влияя на свое окружение.

Третья функция – поддержания образца, т.е. способность общества воспроизводить свои элементы, сохранять внутреннюю структуру. Если в обществе отсутствуют механизмы, обеспечивающие это воспроизводство, она неизбежно утратит свою индивидуальность и может переродиться в новое социальное образование. Если в обществе не будут функционировать механизмы, позволяющие постоянно воспроизводить в действиях людей институализированные отношения и солидарные связи, оно перестанет существовать.

Четвертая функция – интеграция, т.е. способность общества интегрировать новообразования, неизбежно возникающие по мере его развития, подчинять их своей логике; в противном случае может нарушится равновесие системы, разорваться ранее сложившиеся связи и отношения.

 

При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для социологов является то, что все рассматривают общество как целостную систему элементов тесно взаимосвязанных между собой. Такой подход к обществу называется системным.

О.Конт, например, считал общество функциональной системой, структуру которой составляют семья, классы, государство и которая основывается на распределении труда и солидарности. Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную реальность, основанную на системе коллективных представлений и ценностей. По мнению М. Вебера, общество – это система взаимодействий людей, которая является продуктом социальных, т.е. ориентированных на людей действий. Т. Парсонс определял общество как систему социальных действий и отношений между людьми, которые объединяют индивидов на основе единых норм и ценностей.

Системный подход – комплексное изучение исследуемого объекта как единого целого с позиций системного анализа. Учитываются все взаимосвязи отдельных структурных частей, выявления роли каждой из них в общем процессе функционирования системы, и, наоборот выявления воздействия системы в целом на отдельные ее элементы.

Основная задача системного подхода объяснить, как устроено общество, как оно функционирует и развивается, от чего разрушается.

Система - это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некое целостное единство.

Социальная система – целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы и общности, нормы и ценности.

Каждый из этих элементов социальной системы находится во взаимосвязях с другими, занимает специфическое место и играет определенную роль в ней. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Изучение общества требует рассмотрения его элементов сквозь призму их значимости для целого. Необходимо не просто констатировать множественность структурных элементов общества, а вычленить устойчивое, повторяющееся из эпизодического, малозначимого, случайного, т.е. элементы, которые воспроизводят общество как целостность.

Социальная система, исходя из структурно-функционального анализа, может быть представлена в пяти аспектах:

1) как взаимодействие личностей, каждая из которых является носителем индивидуальных качеств;

2) как социальное взаимодействие, которое имеет в качестве своих следствий становление социальных отношений и образование социальной группы;

3) как групповое взаимодействие, в основе которого лежат те или иные общие обстоятельства (город, село, трудовой коллектив);

4) как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают индивиды, включенные в деятельность данной социальной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций;

5) как совокупность норм и ценностей, которые определяют характер и содержание деятельности (поведения) элементов данной системы.

Первый аспект, характеризующий социальную систему, связан с понятием индивидуальности, второй – социальной группы, третий – социальной общности, четвертый – социальной организации, пятый - социального института. Таким образом, социальная система выступает как взаимодействие основных ее структурных элементов.

Индивидов и группы индивидов в единое функциональное целое, т.е. в социальную систему сплачивают различные формы социальных связей. Связь определяется как такое отношение между объектами, когда изменение одного объекта или элемента соответствует изменению других объектов составляющих данный объект.

Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей. Взаимодействие – это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп или общества в целом в данный момент и в будущем. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов и, наконец, обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.

В социуме неизбежно происходит стандартизация определенных видов взаимодействий, что выражается в появлении статусно-ролевых стандартов поведения. Статусно-ролевые позиции представляют собой базовые составляющие устойчивых социальных взаимодействий и составляют первый уровень общества. Любое общество можно представить виде множества статусно-ролевых позиций, причем чем их больше, тем сложнее общество. Организованность и упорядоченность статусно-ролевых позиций обеспечивается благодаря более сложным структурным образованиям – социальным институтам, общностям, организациям, - которые связывают эти позиции между собой, обеспечивают им воспроизводство, создают гарантии их устойчивости и составляют второй, институциональный уровень общества.

Третий уровень является социетальным, он обеспечивает воспроизводство связей, значимых для общества в целом, - в этом его главное отличие от институционального уровня, который регулирует групповые или специализированные виды взаимодействий. Нормативно-регулирующее воздействие социетального уровня характеризуется: универсальностью, т.е. всеобщностью. В зону упорядочивающего воздействия социетального уровня попадают практически все институциональные образования и социальные группы, а следовательно, и практически все статусно-ролевые позиции; интегративностью. Этот уровень обеспечивает «удержание» институциональных образований в едином комплексе. Он подчиняет своей логике не только ранее сложившиеся социальные институты, группы, но и каждый новый их вид, не позволяет распадаться обществу как целостности на составляющие его структурные элементы, сдерживать центробежные тенденции

Принципы системного подхода к обществу:

1. Общество нельзя рассматривать как сумму индивидов, их связей, взаимодействий и отношений. Общество это не суммативная, а целостная система. Это значит, что на уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют системное качество.

Системное качество – это особое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов.

2. Общественные взаимодействия и отношения носят надиндивидуальный, надличностный характер, то есть общество – это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, составляет определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее.

3. Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, включающие в себя координацию и субординацию элементов.

Координация – это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы.

Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.

Итак, в результате общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

Каждая социальная система имеет структуру, то есть определенный порядок, способ организации и связи ее частей или элементов социальной системы в единое целое. Основными видами структуры социальной системы являются такие:

1) идеальная, включающая верования, убеждения и представления людей;

2) нормативная, включающая ценности, нормы, а также социальные роли;

3) организационная, определяющая способ взаимосвязи социальных позиций и статусов индивидов, а также детерминирует характер воспроизводства системы;

4) случайная, состоящая из элементов включенных в ее функционирование в данный момент.

Важнейшими элементами общества как социальной системы являются его экономическая, политическая, социальная, духовная (идеологическая), и правовая структуры, которые вследствие взаимодействия людей институализуются в социальные подсистемы. Каждая из этих подсистем занимает определяющее место в обществе и выполняет в нем четко определенные функции. Например, экономическая подсистема выполняет функцию производства, обмена и распределения материальных благ, социальная – функцию социализации индивидов, политическая – функцию социального управления и контроля, духовная – функцию производства духовных ценностей. Эти элементы общества образуют иерархическую зависимость, в которой экономическая подсистема является определяющей, а политическая и духовная производными от нее. Эти подсистемы взаимодействуют и влияют друг на друга.

При рассмотрении общества как системы, необходимо уяснить какой характер связей устанавливается между элементами, на каких принципах происходит их организация. Здесь системный подход дополняется детерминистским и функционалистским.

Принципиальное различие детерминистского и функционалистского подходов в том, что детерминизм состоит в признании одной из функций подсистем наиболее важной, определяющей все другие. Функционализм считает, что все функции одинаково важны, что является законом стабильности общества. Умаление или возвышение одной из функций подсистем чревато негативными последствиями для общества.

Детерминистский подход, а именно экономический детерминизм ярче всего выражен в марксизме. С точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит из подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической. Каждую из которых можно рассматривать как систему. Во взаимоотношении между этими подсистемами главенствующую роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что каждая из этих систем существует не сама по себе, а находится в причинно-следственной зависимости от других систем. Все эти подсистемы представляют собой иерархизированную структуру, т.е. находятся в подчиненности, в том порядке как они перечислены. В марксизме четко указывается на зависимость и обусловленность всех систем от особенностей экономической системы, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности.

К.Маркс рассматривал общество как систему, состоящую из двух подсистем: базиса (экономическая подсистема) и надстройки (политическая подсистема). Главным при этом является определение ведущей подсистемы, изменение в которой могут вызвать изменения всей системы. Для Маркса такой подсистемой была экономика, состоящая из двух блоков: производительных сил и производственных отношений. «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность эти производственных отношений составляют экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышаются юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще».

Позиция экономического детерминизма неоднократно подвергалась критике: трудно было объяснить причины устойчивости одних обществ и распада других исключительно влиянием производственных отношений. Поэтому наряду с экономическим детерминизмом существуют школы и течения, развивающие политический и культурный детерминизм.

Политический детерминизм в объяснении общественной жизни отдает приоритетное значение отношениям власти, авторитета. Примером политического детерминизма являются концепции общества Э.Шилза и Р.Арона. Последний указывает: «Современные индустриальные общества, у которых много общих черт… различаются прежде всего структурами государственной власти, причем следствием этих структур оказываются некоторые черты экономической системы… В наш век все происходит так, будто возможные конкретные варианты индустриального общества определяет именно политика».

Несмотря на противоположность взглядов К.Маркса и Р.Арона, их объединяет попытка объяснить общество взаимовлиянием и взаимозависимостью его подсистем. В настоящее время ученые воздерживаются от однозначных оценок главенствующей роли той или иной социальной подсистемы, но сам подход, позволяющий интерпретировать функционирование системы посредством логики взаимодействия ее подсистемы, сохранился.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.