Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвентаризация основных средств




В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентариза­цию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и докумен­тально подтверждаются их наличие, состояние и оценки.

Порядок проведения инвентаризации определен Методическими указа­ниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (прило­жение к приказу Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49) (далее - Методи­ческие указания по инвентаризации).

Согласно п. 1.4 Методических указаний по инвентаризации основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия иму­щества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бух­галтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Порядок и сроки проведения инвентаризации (количество ин­вентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них), определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного пред­приятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» (п. 2 ст. 12. Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

Мри коллективной (бригадной) материальной ответственности инвен­таризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) (п. 1.6 Методических указаний по инвентаризации).

«Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия» (п. 2.2 Методических указа­ний по инвентаризации).

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

В состав инвентаризационной комиссии можно включать пред­ставителей службы внутреннего аудита организации, независимых ауди­торских организаций.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентари­зации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными» (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, опи­сей и других регистров аналитического учета;

б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необхо­димо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бух­галтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

В соответствии с п. 3.2 Методических указаний по инвентаризации: при инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвен­тарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости ко­миссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

Проверяется также наличие документов на земельные участки, водо­емы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны не­правильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям – указать их назначение, основные материалы, из которых; они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полупод­валов и т.д.), год постройки и др.; по каналам – протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам – местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам – тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна и т.п.

Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наимено­ванием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что работы капитального характера (над­стройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная лик­видация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных эле­ментов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответст­вующим документам определить сумму увеличения или снижения балан­совой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях (п. 3.3 Методических указаний по инвентаризации).

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации - изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, стан­ки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой ин­вентарной карточке группового учета, в описях проводится по наименованиям с указанием количества этих предметов (п. 3.4 Методических указа­ний по инвентаризации).

Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах морские и речные суда. железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капи­тальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризируются до момента временного их выбытия (п. 3.5 Методических указаний по инвен­таризации).

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.) (п. 3.6 Методи­ческих указаний по инвентаризации).

Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств про­веряются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.

По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дает­ся ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду (п. 3.7 Методических указаний по инвентаризации).

Необходимо отметить серьезность такого мероприятия как инвентари­зация с точки зрения обеспечения выполнения важнейшей задачи бухгал­терского учета - формирования достоверной информации; на многих не­больших предприятиях вообще не проводятся инвентаризации или прово­дятся с нарушением правил.

Документальное оформление результатов инвентаризации основных средств осуществляется в соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (введено в действие с 1 января 1999 года).[b23]

Согласно вышеуказанному Постановлению:

Для оформления данных инвентаризации основных средств (зданий, сооружений, передаточных устройств машин и оборудования, транспорт­ных средств, инструмента, вычислительной техники, производственного и хозяйственного инвентаря и т.п.) применяется Инвентаризационная опись основных средств (форма № ИНВ-1). Инвентаризационная опись состав­ляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии отдельно по каждому месту хранения ценностей и лицом, ответст­венным за сохранность основных средств. Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй - остает­ся у материально ответственного лица.

При выявлении объектов, которые не отражены в учете, а также объек­тов, по которым отсутствуют данные, характеризующие их, ответственные лица комиссии должны включить в инвентаризационную опись недос­тающие сведения и технические показатели по этим объектам. По реше­нию инвентаризационной комиссии эти объекты должны быть оприходо­ваны. В этом случае их первоначальную стоимость определяют с учетом рыночных цен, а сумму износа определяют по техническому состоянию объектов с обязательным оформлением соответствующих актов.

Описи составляются отдельно по группам основных средств (произ­водственного и непроизводственного назначения).

На основные средства, принятые в аренду, опись составляется в трех экземплярах отдельно по каждому арендодателю с указанием срока арен­ды. Один экземпляр инвентаризационной описи высылают в адрес арендо­дателя.

При инвентаризации незаконченных ремонтов зданий, сооружений, машин, оборудования, энергетических установок и других объектов ос­новных средств применяется Акт инвентаризации незаконченных ремон­тов основных средств (форма № ИНВ-10).

Акт составляется в двух экземплярах ответственными лицами инвента­ризационной комиссии на основании проверки состояния работ в натуре, подписывается, и один экземпляр передается в бухгалтерию, второй – материально-ответственному лицу. В случае выявления необоснованного перерасхода выявляются его причины и производятся соответствующие исправления в бухгалтерском учете.

Для отражения результатов инвентаризации основных средств, по ко­торым выявлены отклонения от данных учета применяется сличительная ведомость (формы № ИНВ-18).

В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

На ценности, не принадлежащие, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении или арендованные, полученные для переработки) составляются отдельные сличительные ведомости.

Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально ответственному лицу.

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета определен в п. 3 ст. 12 Федерального зако­на «О бухгалтерском учете», в соответствии с которым:

а) излишек имущества приходуется и соответствующая сумма зачисля­ется на финансовые результаты организации;

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства, сверх норм – на счет винов­ных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списы­ваются на финансовые результаты организации.

Пунктом 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтер­ской отчетности конкретизировано, что излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации.

В соответствии с п. 34 Методических указаний по бухгалтерскому уче­ту основных средств неучтенные объекты основных средств, обнаружен­ные при инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по рыноч­ной стоимости и отражаются по дебету счета учета основных средств в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов (с последую­щим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц).

Согласно п. 3.3 Методических указаний по инвентаризации оценка вы­явленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведе­на с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техни­ческому состоянию объектов с оформлением сведений об опенке и износе соответствующими актами

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетно­сти того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

Согласно новому Плану счетов и Инструкции но его применению для обобщения информации о прочих доходах и расходах (операционных, внереализационных) отчетного периода, кроме чрезвычайных, предназна­чен счет 91 «Прочие доходы и расходы».[b24]

Для отражения процесса выбытия основных средств может быть от­крыт отдельный субсчет «Выбытие основных средств» счета 01 «Основные средства», в дебет которого относится стоимость выбывающего объ­екта, а в кредит – сумма накопленной амортизации.

В соответствии с пояснениями к счету 94 «Недостачи и потери от пор­чи ценностей» по дебету указанного счета отражается остаточная стои­мость (первоначальная стоимость за минусом суммы начисленной аморти­зации) недостающих или полностью испорченных основных средств. По недостачам и порче ценностей записи производятся по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с кредита счетов учета указан­ных ценностей.

При взыскании с виновных лиц стоимости недостающих ценностей разница между стоимостью недостающих ценностей, зачисленной насчет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», и их стоимостью, отра­женной на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», относится в кредит счета 98 «Доходы будущих периодов». По мере взыскания с винов­ного лица причитающейся с него суммы указанная разница списывается со счета 98 «Доходы будущих периодов» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».

По кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» отра­жается также списание недостач ценностей сверх величин (норм) убыли и потерь от порчи ценностей при отсутствии конкретных виновников, а также недостач товарно-материальных ценностей, во взыскании кото­рых отказано судом вследствие необоснованности исков в корреспон­денции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.