Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Психологическая характеристика темпераментов




ХОЛЕРИК - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость необузданность, несдержанность. Неуравновешенность в его нервной системе предопределяет цикличность в смене активности и бодрости, увлёкшись каким-либо делом страстно, с полной отдачей, работает, но сил ему хватает не на долго, и, когда он истощается, появляется раздражённое состояние, плохое настроение, упадок сил, вялость. Чередование положительных циклов подъёма настроения и энергичности с отрицательными циклами депрессии, обуславливает неровность поведения и самочувствия.

САНГВИНИК - человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает высокой скоростью реакций, его поступки обдуманны, жизнерадостен, характерна высокая сопротивляемость к трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, взглядов, интересов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек. Легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в привязанностях. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда ему интересно, при постоянном возбуждении, в противном случае он становится вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет себя активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

ФЛЕГМАТИК: человек с сильной, уравновешенной, инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, не разговорчив, эмоции проявляются замедленно /трудно: рассердить, развеселить/; обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и длительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает всё усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков, стереотипов, не любит менять привычки, распорядок дня, работу, новых друзей, трудно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьёзных неприятностях флегматик остаётся внешне спокойным.

МЕЛАНХОЛИК - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать" срыв", растерянность, поэтому в стрессовых ситуациях /экзамен, соревнование, опасность/ результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению с обычной спокойной обстановкой. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности; но за короткое время работы может успеть выполнить больший объём, нежели представители других темпераментов. Незначительный повод может вызвать обиду, слёзы. Настроение очень изменчивое, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, хотя склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, тревожен. Однако, обладая высокой чувствительностью, часто имеет выраженные художественные, музыкальные, интеллектуальные способности.

 

Подчёркиваем, что нет лучших или худших темпераментов - каждый из них имеет положительные и отрицательные стороны, поэтому усилия должны прикладываться не на переделку темперамента /так как это врождённые особенности/, а на разумное использование всех достоинств темперамента и сглаживании недостатков с помощью выработанных в процессе жизнедеятельности черт харак­тера. Темперамент можно приспособить к требованиям любой деятельности и вследствие этого выработать индивидуальный стиль человека, его деятельности. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приёмов и способов действия, которая характерна для данного человека и наиболее целесообразно для достижения успешного результата. Темперамент накладывает отпечаток на поведение и общение, на продуктивность деятельности человека. В зависимости от темперамента люди движутся к цели разными путями.

 

 

 

контрольный тест

1. Переведите с греческого языка слово "темперамент". Кто ввел данное понятие?

2. Перечислите типы темперамента.

3. Дайте определение темпераменту с точки зрения психологии

4. Раскройте физическую основу темперамента.

5. Дайте психологическую характеристику видам темперамента

6. Определите влиянию темперамента на деятельность человека.

 

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

1. Типы темперамента и их психологическая характеристика.

2. Индивидуальный стиль деятельности.

3. Зависимость стиля общения от свойства темперамента.

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

1. Личность и темперамент.

2. Учет темперамента в воспитательно-образовательном процессе.

 

Дополнительная литература:

1. Кагальняк. О связи характера и темперамента. //Дошкольное воспитание, 1974. № 8

2. Кольцова. Особенности процесса торможение у медлительных детей. //Дошкольное воспитание, 1985. № 12.

3. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента - М., 1964.

4. Осина. Взаимосвязь темперамента и внимания у детей дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание, 1997. № 4.

5. Психология индивидуальных различий - МГУ, 1982.

6. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии - М, 1982.

7. Чиркова Т.И. Индивидуально-типологические особенности /темперамент/ ребенка /Методические рекомендации по детской психологии для студентов дошк. отд. педагог, фак-ов/ Горький, 1984.

8. Широкова О.И. Дети с разным типом высшей нервной деятельности. //Дошкольное воспитание,1974. № 1

 

Тема: ХАРАКТЕР

/ 3 блок-стиль личности/.

 

План:

I. Понятие о характере.

II. Физиологические основы характера.

III. Связь темперамента и характера.

IV. Структура характера; понятие об акцентуации.

V. Факторы формирования характера.

 

I. Характер в переводе с греческого - «чеканка, печать», понятие это ввел Теофраст в 1У веке до Н. Э. Характер - это каркас личности, в который входят наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.

Характер - индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении, деятельности и отношении к окружающему миру.

Характер имеет главное проявление в поступках, но есть и косвенные признаки характера: внешность, манеры, поза, походка, улыбка, почерк. Чтобы определить характер по внешним признакам нужно обладать наблюдательностью, опытом, интуицией, т.к. люди могут маскировать черты характера. Ярко проявляется характер в критических, конфликтных ситуациях.

Значение характера велико как для самого человека, так и для общества в целом. От характера зависит общение между людьми, жизненный успех человека, принятость в обществе. Жизнь любой группы людей определяется характером всех ее членов, но особенно лидеров. Таким образом, черты характера могут помогать или препятствовать его жизнедеятельности.

II. Можно выделить три основных момента составляющих физиологический механизм характера:

- тип высшей нервной деятельности

- особенности соматической нервной системы (реакции движения, особенности миелиновой оболочки нервных клеток, передачи нервного импульса по нервным клеткам.)

- система динамических стереотипов

III. Какова связь темперамента и характера?

Характер человека - это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, честолюбивыми, добрыми или наоборот злыми, лживыми могут быть люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например: организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; отзывчивость — меланхолику. Быть инициативным организатором легче сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера и врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, выдержанным можно быть при любом темпераменте.

IV. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера.

Все черты характера в структуре можно поделить на несколько групп:

1. черты характера, связанные с отношением человека

- к себе (самоуважение, самокритичность)

- к людям (доброта, отзывчивость, скромность)

- к деятельности (трудолюбие, организованность, безалаберность)

- к предметам и явлениям окружающего мира (аккуратность, бережливость)

2. черты характера, связанные с волевыми качествами (выдержка, настойчивость, трусость, нерешительность)

3. черты характера, связанные с эмоциональной сферой (впечатлительность, обидчивость, жизнерадостность, тревожность)

4. черты характера, связанные с познавательными психическими процессами (наблюдательность, мудрость, эрудированность, фантазерство)

 

Яркое проявление, доминирование черты характера называется акцентуацией. Преобладание отдельной черты ведет к ущемлению других черт характера. Выраженность акцентуации характера может быть различной: от легкой еле заметной окружающим, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни психопатии.

Выделяются множество типов акцентуации характера. Перечислим лишь некоторые из них:

ГИПЕРАКТИВНЫЙ - чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, стремится к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритика.

ДИСТИМИЧНЫЙ — постоянно пониженное настроение, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, близко не сходится с людьми, в конфликты вступает редко, чаще в них является пассивной стороной.

ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ' — очень изменчивое настроение, эмоции ярко выраженные, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.

ИНТРОВЕРТНЫЙ - малая общительность, замкнутость, погружен в свои переживания, ничего не рассказывает о себе, повышенная ранимость.

ЭКСТРАВЕРТНЫЙ — высокая общительность, словоохотливость, своего мнения не имеет, очень не самостоятельный, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчинятся.

V. Характер формируется, развивается на протяжении всей жизни человека.

Факторы, пути формирования характера:

- условия общественной жизни (время, в которой живет человек, общественно-экономические отношения, страна, местность, климатические условия, пол, образование, профессия)

- микросреда (семья, группа людей, занимающихся воспитанием человека, дружеская компания)

- воспитание (пример поведения и другие методы воспитания)

- деятельность

- упражнения (т.к. в основе характера лежит система динамических стереотипов привычка)

- самовоспитание (субъективная активность личности)

 

 

контрольный тест

1. Что такое характер?

2. Кто ввел понятие «характер»?

3. В чем значение характера?

4. Каковы физиологические механизмы характера?

5. В чем заключается связь темперамента и характера?

6. Чем характер отличается от темперамента?

7. Что называют структурой характера?

8. Раскройте структуру характера.

9. Что такое акцентуация характера?

10. Назовите и охарактеризуйте типы акцентуации характера. Определите факторы и пути формирования характера.

 

темы для докладов и рефератов.

1. Место характера в общей структуре личности.

2. Типология характеров.

3. Формирование характера.

 

Темы для самостоятельных исследовательских творческих работ.

1.Характер и личность: общее и различное в этих понятиях.

2.Самоанализ структуры характера.

З.Сочинение "Особенности моего характера" (Что повлияло на формирование характера?). Структура характера. (Особенности внешнего проявления черт характера).

 

Дополнительная литература:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. - Т. 2 - М, 1980. /Характер: 52-81. Проблема формирования характера: 52-103/.

2. Артемова. Формирование общественных черт характера в процессе взаимоотношений у старших дошкольников. //Дошкольное воспитание, 1970. № 3.

3. Бодалёв А. А. Психология личности - М., 1988. /Характер и его формирование. 11-24/.

4. Кагальняк. О связи темперамента и характера. //Дошкольное воспитание, 1974. №8.

5. Левитов Н.Д. Психология характера - М., 1969. /Определение характера: 18-26. Характер и темперамент: 57-68. Характер и способности: 69-86. Структура характера: 117-127. Формирование характера: 332-377/.

6. Островская Н.К. Характер формируется с детства. //Дошкольное воспитание, 1988. № 5.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.